Друзья, этот текст написан для класса театральной критики. Буду рада прочитать ваши замечания, вопросы. Текст написан, но я от него не в восторге((
Что-то не то...
***
Пока телевидение, социальные сети подогревают и без того "боевое" настроение населения, Михайловский театр представил свою версию революции - Великой французской - в спектакле "Пламя Парижа".
4-актный балет был создан в Советском Союзе к весьма знаменательной дате - 15-летию собственной - октябрьской - революции. Премьера состоялась в Государственном академическом театре оперы и балета (Мариинском) осенью 1932 г. Хореограф - Василий Вайнонен. Автором музыки является композитор Борис Асафьев, который определил жанр балета как «музыкально-исторический роман»."Роман", действительно, получился музыкальным. Асафьев использовал фрагменты произведений французских композиторов, фольклорный материал, революционные песни той эпохи (например, «Марсельезу», «Карманьолу»), которые распевает хор. Но судьба балета сложилась так, что от хореографии Вайнонена мало что сохранилось, ведь с 1960-х гг. балет исчезает из репертуара.
В 2008 г. Алексей Ратманский поставил в Большом театре "Пламя Парижа" с использованием хореографии Вайнонена (киноплёнка сохранила около 20 минут спектакля), но это "Пламя" - всё-таки балет Ратманского. А Михаил Мессерер задумал осуществить реконструкцию вайноненовского спектакля. Большую помощь ему оказал Вячеслав Окунев, воссоздавший сценографию и костюмы (по сохранившимся эскизам Владимира Дмитриева). Работу Мессерер проделал колоссальную: нужно было собрать буквально по крупицам то, что сохранилось (киноплёнка, фотографии, воспоминания его матери Суламифь и дяди Асафа Мессерера, танцевавших в спектакле, мемуары жены Вайнонена, собственные впечатления и т.д.). То, что воссоздать не удавалось совершенно, балетмейстер-постановщик заполнял и стилизовал самостоятельно, что-то и вовсе сократил (пантомиму).
Ныне балет представлен в 3 актах. Его сюжетная канва та же. Страдающие от произвола аристократов крестьяне (Маркиз де Борегар разгневан, что крестьяне собирают хворост в его лесу, и приказывает избить крестьянина Гаспара на глазах у его детей Жака и Жанны), появление отряда повстанцев из Марселя во главе с Филиппом (обиженные крестьяне к ним присоединяются), шествие в Париж, штурм королевского дворца (в котором аристократы заняты любим делом - празднованиями, они танцуют, смотрят на представление придворного театра), разоблачение аристократов и короля, призвавших ввести войска Пруссии для подавления революции, взятие дворца и народные торжества.
В спектакле очень чётко (стилистически, музыкально, хореографически) разделены два класса (как определили бы историки-марксисты, классы-антагонисты): угнетатели и угнетённые. Крестьяне непосредственны в своих реакциях, их танцы носят народный характер (например, овернский, танец басков), они обуты в деревянные башмаки (не все, конечно, но многие), ими движет желание свергнуть ненавистный им строй, а военными орудиями (помимо пушки, ружей и шпаг) являются вилы. Эта масса надвигается на своего врага (вооружён кто чем), демонстрируя подлинные движущие силы истории. Ярчайшими представителями этого самого народа являются баски и выделяющаяся среди них басконка Тереза в очень эмоциональном исполнении Мариам Угрехелидзе. Она непокорна, свободолюбива, именно она совершит размашистую пробежку с революционным триколором по дворцу Тюильри, пока её не пронзит пуля одного из офицеров. Но и после смерти она останется символом революции: её тело вместе со знаменем поднимет народ в ознаменование победы революции!
Аристократы размерены, степенны, манерны, в напудренных высоких париках, с мягкими округлыми руками они танцуют сарабанду, услаждают свои взоры представлением придворного театра, они подчинены правилам этикета, а военные стройными рядами идут навстречу революционной толпе.
Выбиваются из этих двух явных классов актёры придворного театра - Антуан Мистраль (в изящном исполнении Виктора Лебедева) и Диана Мирей (Анжелина Воронцова). И если Антуана убьют уже в первом акте (он успел прочитать то самое обращение к Пруссии), то Диана сыграет видную роль в революционных событиях. Именно она покажет народу это обращение, доказывающее предательство со стороны аристократов, и вновь воодушевлённая толпа ринется брать Тюильри. (Нужно заметить, что сам штурм в балете решён не балетными средствами: зрители смотрят фрагмент кинофильма). Ну а уже после штурма Диана будет исполнять танец, символизирующий Свободу и победу революции. Воронцова обладает не только женским обаянием, но и актёрской выразительностью. Она была технически точна и очень мила и в вариации "в придворной картине", и в заключительном акте.
Революционную бойкость продемонстрировали "дети французского народа" - Жанна (Оксана Бондарева) и марселец Филипп (Иван Зайцев). Высокие прыжки Филиппа и сложные вращения и фуэте Жанны ещё больше раззадоривали и без того весёлых победителей-революционеров. Восторг у публики вызвало и участие в народном ликовании маленькой девочки, которая очень мило пританцовывала, а на поклонах с достоинством принимала заслуженные аплодисменты.
Революционный задор, плакатность происходящего, не сходящие с уст улыбки, песни, знамёна с надписями "Мир - хижинам, война - дворцам", "Свобода", "Равенство", "Братство" - всё это было в спектакле. Не было глубины, драматической составляющей ролей, раздумий о самой революции и о себе. В 1930-е гг., когда балет был создан, всё должно было быть именно так: народ вершит историю, "сбивает прошлого оковы", не обращает внимание на жертвы, он "идёт верной дорогой". Вероятно, хореограф решил реконструировать (по возможности) не только хореографический текст, но и стиль красивой советской революционной агитки. Сегодня этот балет интересен в первую очередь как "живая история" советского балета.