Нам танец строить и жить помогает

Jan 28, 2014 23:28

Название балета "Concerto DSCH" Алексея Ратманского содержит в себе зашифрованный автограф композитора в музыке, сам же балет в полной мере является портретом этой музыки, о чём признавался и сам хореограф: "Этот балет не имеет литературного сюжета и декораций. Это портрет музыки и, в некоторой степени, портрет труппы Нью-Йорк Сити Балета, для которой он был поставлен в 2008 году". И если с первой частью мы согласны полностью, то вторая была для нас не так очевидна...
Второй концерт для фортепиано с оркестром Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал для своего сына Максима Шостаковича. Мотивы молодости, оптимизма и комсомольского задора пронизывают музыку, а происходящее на сцене отражает скорее советскую эпоху, нежели Нью-Йорк и его балет. Способствуют такому восприятию и костюмы: трое танцовщиков в голубо-серых, остальные (кроме “лирической пары”) в оранжевых и красных.
В первой, очень ритмичной, части балета перед нами ударники коммунистического труда, идущие маршем на стройки, занимающиеся гимнастикой (а физической подготовке в СССР, как известно, уделяли очень большое внимание), соревнующиеся друг с другом, а главное - уверенные в победе коммунизма. Труппа танцевала с таким задором, с каким советская молодёжь поступала в университеты, отправлялась поднимать целину и строить дома.
Но людей волновали не только труд, спорт, гордость за родину и победа коммунизма, но и вполне общечеловеческие заботы - любовь, свидания, встречи друзей. Именно этим сторонам жизни посвящена вторая часть балета, положенная на плавную лирическую музыку. Дуэт Светланы Ивановой и Константина Зверева был очень нежным: он повествовал о первой любви, о трепетном и очень возвышенном отношении друг к другу (чему способствовали и высокие поддержки), о совместных надеждах на общее будущее.
Но всё-таки завершается балет не любовной, а общественной, не лирической, а коммунистической частью (особенно финальная позиция танцовщиков с вытянутой вперёд рукой, напоминающей статуи Ленина "Верной дорогой идёте, товарищи!").
Признаемся, что только один раз мы поймали себя на мысли об американской составляющей балета. Этому поспособствовала та самая группа в голубом, чья лёгкость вызвала в памяти американские мюзиклы с их танцевальностью и «вёрткостью». Но это было лишь один раз. А на протяжении всего балета мы наслаждались именно советским прошлым и благодаря музыке, и благодаря размашистой хореографии, и благодаря артистам Мариинского театра. Им, вероятно, рассказывали родители, бабушки и дедушки о том спокойствии, с которым жили люди, о той гордости, которую испытывали за свою страну, а она была всегда и везде первой, о той уверенности в светлом будущем. Может быть поэтому они с таким удовольствием и представили нам этот спектакль…

Зверев Константин, театр Мариинский, класс театральной критики, фестиваль "Золотая Маска", балет, Ратманский Алексей, "concerto dsch", театральный сезон 2013-2014

Previous post Next post
Up