Свои впечатления от спектакля я изложила в ЖЖ ещё 19 октября, т.е. сразу после спектакля. Но я увидела, что допустила довольно много опечаточек, исправлять которые уже не хотела, да и времени не было... Так что пост был сохранён до лучших времён. Сейчас второй час ночи и самое время усё исправить))) Добавила только ссылки на репортажи о премьере
Премьеру макаровской "Баядерки" первоначально заявляли на июль 2013 г. Однако затем она была перенесена на осень. И вот 18 октября - долгожданная премьера.
Волновались все: Макарова (что не скрывала и сказала об этом репортёрам, артисты и мы - зрители). Зная труппу Станиславского (как зритель), я, признаюсь честно, тоже очень волновалась и за корду, и за солистов. Волнения вполне объяснимы. "Баядерка" - не просто красивый балет, который доставляет эстетическое наслаждение, но балет очень трудный как в плане технического исполнения, чистоты танца (как у солистов, так и корды), так и в плане актёрском. Я бы очень хотела увидеть на сцене или хотя бы в полноценной записи Никию Лопаткиной и Вишнёвой. Пока я не видела их понимания образа, ЛИЧНО для меня идеалом Никии является Изабель Герен (не берусь оценивать-сравнивать версию Нуреева, дело именно в образе, прекрасном и до слёз ТРОГАТЕЛЬНЫМ).
Что же мы в итоге получили? Мы получили вполне достойный спектакль.
Уже накануне стали обсуждать саму версию Н. Макаровой. Я думаю, многие, кто хоть немного увлекается балетом, знают, что Макарова ставила "Баядерку" в Америке, исходя из их возможностей, а значит эта версия не может тягаться с имперской, великодержавной, помпезной и полновесной версией Большого. Это нужно понимать и принять как данность (тут уж ничего не поделаешь, какая есть). Как нужно понимать и то, что театр должен исходить из своих возможностей и особенностей (сцены и труппы, причём не только её качества, но и количества). И театр, видимо, исходил из этих особенностей, когда начинал сотрудничество с выдающейся балериной. Ну и плюс само желание поработать с Макаровой (как мне кажется, сотрудничество пошло на пользу).
В целом эта версия сокращённая (из-за отсутствия времени и желания не буду перечислять, чего в этой версии нет, думаю, балетоманы и так знают), я для себя назвала её камерной. Можно как угодно относится к этой камерности, но, на мой взгляд, она в целом подошла сцене этого театра и его труппе. Не было диссонанса (речь веду пока только о постановке), хотя местами, не буду скрывать, танца хотелось бы больше.
Что касается исполнителей... В целом труппа справилась достойно. Тени были ОЧЕНЬ хорошими, синхронными, красивыми (для любителей математики: их было 32, потом 8 девочек убежало и по краям два ряда образовали 24 тени). Я была очень рада за корду театра!!! Я надеюсь, что такое сотрудничество пойдёт им на пользу! И я от всей души поздравляю их со столь успешным выступлением! Тени были прекрасными!
Мне очень понравился Великий брамин в исполнении Никиты Кириллова. Он отлично вёл свою роль на протяжении всего спектакля, не допуская перегибов и выпадений из образа. Прекрасен был Золотой божок Дмитрия Загребина, точен, красив (жалко мало).
Никия-Сомова не стала моей любимой баядеркой. Но она очень старалась. Я даже думаю, она превзошла себя. Хотя её Никия, я бы сказала, довольно отстранённая. В первом акте она была трогательной и нежной. Сбой (технический и эмоциональный) случился во втором. Вероятно, она очень устала. Но к третьему собрала все свои силы и, главное, эмоции, и смогла красиво завершить партию (мне понравилось, как она "преследовала" Солора). Видно, что работа проделана колоссальная. Может быть балерине нужны такие партии, чтобы много работать и развиваться эмоционально?!
Не понравилась Гамзатти. Совершенно. Это не дочь раджи. Нет ни царственности (или раджинистости))), ни злодейства. Нет актрисы, одним словом...
Солор был интересен. Правда, многие заметили особую серьёзность Полунина, с которой он танцевал. Я не буду гадать на кофейной гуще и строить предположения, с чем это связано (что-то личное, профессиональное или такой настрой на этот образ). Скажу лишь, что перед нами был ВОИН (может поэтому серьёзный. Бои с врагами, знаете ли, дело не шутошное))) Он увлёкся Никией (пылкой любви, как мне кажется, не было), он поклялся, но предал, предал ради карьеры. Но её немой укор и её смерть вызвали в нём муки и страдания. Он страдал так, что, как всегда, обращаешь особое внимание на игру лицом, на глаза. Потому как перед нами артист, который умеет не только блестяще прыгать, но и создавать образ. А прыгал он потрясающе!!! Вот ему-то и хотелось бы увеличить ту самую танцевальную часть))) Кстати, в интервью (снято, наверное, в день генрепы) он сказал, что "важно ощущать себя центром, и всё - вокруг тебя. Таким образом, ты ощущаешь себя мужчиной, воином". Ну что ж, быть центром ему удалось... А д а л ь н е й ш и е раздумья над образом, его проработка и углубление в себя - впереди (впрочем, как всегда)
Декорации и костюмы я в общем и целом приняла. Костюмы по-восточному броские, яркие, даже помпезные (только "штанцы" Солора в самом начале немного не понравились). Правда, в связи с костюмами на восточный манер хотелось бы и восточных колоритных танцев, но их, увы, нет...
Да, танцев хотелось бы больше, да, восточный колорит был урезан, да, я не в восторге от солисток, НО если оценивать не постановку как таковую, а то, КАК ТЕАТР ПРЕДСТАВИЛ ПРЕМЬЕРУ, то ЭТА премьера получилась. Эта версия - видение Макаровой. Мировые сцены приняли эту версию, принял её и Музтеатр Станиславского. И я хочу пожелать удачи всей труппе театра. Они получили СВОЮ "Баядерку". Приживётся ли эта камерность покажет лишь время...
Репортажи:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/101566http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=545796http://www.1tv.ru/news/culture/244312