5 сентября я открывала театральный сезон 2013/2014 в театре им. Евг. Вахтангова спектаклем "Пристань". Театр, кстати, тоже открывал свой 93 сезон.
Премьера состоялась в ноябре 2011 г. к 90-летию театра. Спектакль поставлен не по одному произведению и представляет собой не единое действо, а единство отрывков из различных произведений (по мотивам Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо). Как же они соединены, что является связующим звеном между столь разными авторов и их творениями? Такой связью, на мой взгляд, является - уважение к таланту, к АРТИСТУ, который служит искусству, который предан театру. А какие Мастера играют в этом спектакле!!! Галина Коновалова, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев, Вячеслав Шалевич. Это просто потрясающе, какие имена!!!
Я вставлю с сайта театра (
http://www.vakhtangov.ru/) их посыл зрителю, т.к. лучше, по-моему, и не скажешь:
Юбилейный спектакль «Пристань» - не традиционная акция к 90 летию Театра. Это скорее потребность воздать должное уважение и восхищение актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру - Вахтанговскому. Их служение составило его историю и славу. Что есть юбилей? Это берег, пристань, к которой швартуется театр - корабль.
На его борту время от времени начертаны даты 60, 70, 80 и, наконец, 90. Кто его пассажиры сегодня? Актеры разных возрастов, дарований, амплуа. Они - команда, а на капитанский мостик 13 ноября 2011 года выйдут лидеры, чье мастерство и виртуозное лицедейство стало легендой: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий.
В этом спектакле - бенефисе у каждого своя тема, свой герой, своя исповедь.
Творческая жизнь прожита в театре, который стал для них храмом, а юбилейный спектакль - мессой в память тех его строителей, кто сегодня не с нами, и тех, кто по праву является гордостью Вахтанговцев.
Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев.
Это месса для всех прихожан - зрителей.
Это подношение театра - будущему.
Кто создавал этот спектакль?
Художественный руководитель постановки - Римас Туминас. Режиссёры - Анатолий Дзиваев, Владимир Ерёмин, Владимир Иванов, Алексей Кузнецов. Сценография - Адомас Яцовскис. Художник по свету - Майя Шавдатуашвили. Художник по костюмам - Максим Обрезков. Композитор - Фаустас Латенас. Именно эти люди сумели объединить эти произведения в единое целое, создать "переходы" от одной части к другой и сделать этот спектакль цельным. Но главными были Артисты.
Итак, это месса, подношение, бенефис. В каждой части у АРТИСТА была возможность раскрыть душу перед зрителем. В какой последовательности проходил спектакль 5 сентября?
- "Жизнь Галилея" Б. Брехта с участием Вячеслава Шалевича. Отрывок о жизни учёного, о принципах, о способности или неспособности сохранить верность своим взглядам и убеждениям...
- "Благосклонное участие" И. Бунина с блистательной Галиной Коноваловой. Она родилась ещё в Российской империи. 1 августа ей исполнилось ... 98(!!!) лет. Она служит в театре с 1938 г. Она была блистательной!!! На сцене была АРТИСТКА, которая ТАК держала зал, которая была настолько органичной. Она играла артистку, а это весьма сложно на самом деле. Я была потрясена. В какой-то статье я прочитала, что С. Маковецкий назвал её игру "фантастическим пиршеством юмора и самоиронии". Подписываюсь под этими словами.
- Пушкин. Читал стихи А.С. Пушкина красавец-мужчина Василий Лановой. Читал очень хорошо!!!
- "Визит дамы" Ф. Дюрренматта. В главной роли - прекрасная Юлия Борисова. Она на десять лет моложе Коновалой. Ей 88. Играла прекрасно!!! И... уж извините за такую интимную вставку во вполне серьёзный отзыв... но удержаться не могу. Она играет очень богатую даму (приезжает в свой родной городишко) и на ней такое платье, которое позволяло любоваться не только блистательной игрой, но и шикарной фигурой! А как она сумела передать весь трагизм этой "трагической комедии", хотя если задуматься, её героиней движет чувство нехорошее - чувство мести, но игра Борисовой заставляет если не оправдать, то хотя бы понять Клару... Я вновь была потрясена.
- "Тёмные аллеи" И. Бунина с замечательным Юрием Яковлевым (85 лет) и Лидией Вележевой.
- "Цена" А. Миллера с Владимиром Этушем (91 год). Очень понравилась и пьеса Миллера, и игра Этуша. Как тонко, с точными акцентами был передан характер старого еврея-скупщика мебели...
- "Филумена Мартурано" Э. де Филиппо с Ириной Купченко и Евгением Князевым. Понравился Князев, который был весьма органичен в роли эмоционального итальянца.
- переходом к последней части вновь была поэзия. Стихи читал В. Лановой.
- "Игрок" Ф, Достоевского с Людмилой Максаковой. Весьма необычно была обыграна сама сцена азартной игры. А когда бабушка, проиграв крупную сумму, голосит, что хотела построить деревянную церковь, а теперь поставит "каменную, каменную церковь", у меня потекла слеза.
Но на этом спектакль не закончился. На сцене появилось белое полотно-занавес, на котором появлялись портреты СЛУЖИТЕЛЕЙ театра. И здесь я уже плакала. Первым портретом был, конечно, портрет Евгения Багратионовича Вахтангова, который основал театр, затем были портреты артистов театра, которые отдали свою жизнь этому театру. Затем полотно опустилось и на сцене стояли те, кто в тот вечер предстал перед нами во всей красе своего дарования. Затем на сцену вышел и Римас Туминас. Нельзя было сдержать, потому что ты был свидетелем чуда. Это чудо, что в театре так чтут традиции, с такой благодарностью вспоминают о "праотцах", с таким уважением относятся к артистам, которые сегодня служат театру. И пусть кто-то в спектакле понравился меньше, кто-то больше, но вот эта атмосфера великого мастерства, благодарности и уважения чувствовалась зрителями очень остро. Мы увидели великий театр и великую труппу.
Дай Бог здоровья и долгих лет жизни артистам! И огромное спасибо артистам и тем, кто создал это спектакль!
P.S. сегодня по "Культуре" в 18.05 будет передача о процессе создания спектакля. А в 18.50 покажут и сам спектакль.