24 мая (11 мая по старому стилю) - это общая у православных христиан дата чествования изобретенных Кириллом письмен. Правда, был период, когда праздник чуть не затерялся. Первыми его восстановили болгары. Но чествования носили закрытый характер: только в храмах и монастырях отмечался праздник в честь первоучителей.
В России к судьбе праздника широкое внимание привлек епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров). В начале 1861 г. он обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому с прошением более пышно отмечать память солунских братьев. Владыка Антоний сочинил текст новой службы славянским просветителям, который русские церковные приходы получили в 1862 г. Тогда же в России и прошли первые чествования славянского слова. В Москве, правда, они ограничились рамками университетского храма, где в честь Кирилла и Мефодия была совершена служба. В Новгороде центральным событием праздника стало открытие на территории Новгородского кремля памятника скульптора М. Микешина «Тысячелетие России», увековечившего наряду с другими выдающимися людьми образы Кирилла и Мефодия
Император России в этом же 1862 г. принял указ об учреждении стипендий им. Святых Кирилла и Мефодия в каждом из университетов (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Киев, Харьков). Этот указ воспринимался как первый шаг государства к официальному возрождению праздника. Второй был сделан Русской Православной Церковью в преддверии очередных торжеств. 18 марта 1863 г. Святейший Правительственный Синод принял Указ, в котором официально 11 мая объявлялось днем церковного празднования памяти солунских братьев. Постепенно география праздника расширялась. В 1863 г. торжества проходили в Харькове, Петрозаводске, Петербурге, Белгороде, Полтаве, Киеве, Новгороде.
В дореволюционной России день Кирилла и Мефодия в разное время праздновался по-разному. В дни юбилейных тожеств он отмечался с размахом. Так было в 1869 г. - в тысячелетие кончины Кирилла и в 1885 г. - Мефодия. Святейший Синод к этим событиям издал целый ряд книг с жизнеописанием славянских первоучителей, церковных служб и похвальных слов. А в Праге вышла брошюра «Празднование тысячелетней памяти первосвятителя славян св. Кирилла. 14 февраля 1869 г. в Санкт-Петербурге и Москве». В этой брошюре впервые было опубликовано стихотворение Ф.И. Тютчева:
Великий день Кирилловой кончины-
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем, и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
"Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам"...
В идее великого служения славянам Тютчев видел главный смысл ежегодного величания слова. В другие годы праздник отмечался более скромно, но это не уменьшало его влияния на умы и настроения современников.
К сожалению, вскоре в нашей стране от торжеств в честь Кирилла и Мефодия отказались.
Праздник был возрожден в 1986. В календари он внесён Постановлением Президиума ВС РСФСР от 30.01.91 № 568-1:
"О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры".