ОХ, УЖ ЭТИ "ПРЕЗИДЕНТСКИЕ КОМАНДЫ!", или "ПРОИСХОЖДЕНИЕ УКАЗА №1400"

Dec 11, 2010 00:40



«Причина нынешней авторитарной системы власти в неуважении высшим лицом государства Конституции, ограничение свободы слова, отказ от дискуссий с оппозицией и искусственное построение многопартийной системы и избирательного процесса в пользу организованной в Кремле партии власти».

- Я не знаю, кто такой Вячеслав Волков, но это его же слова из той же речи, что приведена ниже. Так что все эти воспоминания и об Указе №1400, и обо всём остальном из появления ельцинского президентства стали просто мемуарами одного из участников тех событий, которые ввалили в непредсказуемость весь народ  России и держат там  всех до сих пор.

Из выступления: Политический кризис 1993 года и его преодоление. Вячеслав Волков
http://nardep-rsfsr.90-95.ru/volkov-102010

«Тяжёлым выдался 1993 год. Наверное, в памяти многих тот год остался насыщенным драматическими событиями. Но новое подрастающее поколение о том периоде знает лишь что-то понаслышке. Да и противостоящие в тот период стороны - президентская и законодательная, - говорят о событиях того периода порой прямо противоположное, иногда скрывая правду, прикрываясь тем, что Ельцин Б.Н. 21 сентября, подписав Указ №1400, нарушил Конституцию, и всё… - он преступник и должен быть судим. Но именно последовательность действий с той и другой стороны, складывающиеся обстоятельства от действий сторон, агрессивность законодателей во главе с их верхушкой в противостоянии реформам Гайдара, а затем Черномырдина вплоть до попыток смещения с президентского поста Ельцина - всё это и привело к необходимости подписания Указа №1400.

И не нужно отдельным народным депутатам строить из себя героев, что они были к а т е г о р и ч е с к и м и противниками такой приватизации, но Ельцин и Чубайс их, якобы, обманули и провели приватизацию на свой лад. Приватизация прошла в соответствии с теми законами, которые нами, народными депутатами, были приняты.

Да, вокруг реформ Гайдара были жаркие споры и в Верховном совете и на съездах народных депутатов, но агрессивный и непримиримый тон против реформ задал Председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов, сразу после их начала выступив с резкой критикой в Рязанской области 13 января 1992 года. Эта агрессивность сохранялась на протяжении 1992-1993 гг. Кульминационным в этом отношении стал 1993 год.

В то время я работал заместителем руководителя администрации Президента и мы, в администрации, хорошо это понимали. Ведь проводить реформы в стране - экономические и политические, - практически было невозможно, встречая каждый раз окрики, оскорбления, забалтывание необходимых решений, лоббирования каких-то личных интересов со стороны народных депутатов на их съездах. Ведь должность Президента в России была введена решением всенародного референдума в 1991 году именно для усиления исполнительной власти, но именно исполнительная власть, которую возглавил Президент Ельцин, постоянно подвергалась нападкам со стороны съезда и Верховного совета РФ с постоянными вызовами «на ковер» и угрозами снятия с должности любого члена правительства. Нужно было реальное разделение властей, чтобы иметь возможность без излишней опеки проводить реформы в стране. Это было возможно сделать, только исправив действующую Конституцию (чего не хотели делать депутаты) или принять новую.

Один проект Конституции к тому времени уже был почти разработан, он создавался Конституционной комиссией, образованной 1-м Съездом народных депутатов, председателем комиссии был Б.Н.Ельцин (сначала как председатель Верховного Совета, затем, после избрания, как Президент Российской Федерации), секретарем Комиссии был Олег Румянцев. Этот проект Конституции Съезд народных депутатов отказался рассматривать, и его принятие было проблематично. Да и сам проект, из-за того, что был полностью в руках Верховного Совета, имел соответствующее содержание в части системы государственной власти.

Нам, народным депутатам, памятны VI, VII, VIII и IХ съезды народных депутатов, которые верхушка Верховного Совета фактически превратила в оружие для расправы с гайдаровским правительством и президентом: на VI съезде был устроен разнос реформам Гайдара, на VII съезде был отправлен в отставку Егор Гайдар, а на VIII и IХ съездах были предприняты попытки провести импичмент Президенту Ельцину Б.Н. На улице кипели страсти и со стороны демократов, и со стороны коммунистов. Несмотря на изнурительную борьбу с оппозицией и руководством Верховного Совета, президенту, в конце концов, удалось не только выйти в апреле 1993 года на референдум, который должен был разрешить назревший конфликт, но и полностью выиграть его.

На референдуме было поставлено 4 вопроса:

1. «Поддерживаете ли Вы деятельность президента Ельцина Б.Н.?»

2. «Поддерживаете ли Вы экономические реформы правительства РФ?»

3. «Нужно ли провести досрочные выборы Президента Ельцина Б.Н.?»

4. «Нужно ли провести досрочные выборы народных депутатов РФ?».

Ответы были однозначные: «ДА-ДА-НЕТ-ДА». К сожалению, вмешательство Конституционного суда, поспешившего своим решением провозгласить, что результаты референдума не могут иметь юридических последствий (т.е. - это просто был опрос населения страны) не позволил прекратить конфликт, несмотря на убедительную победу президентской команды.

Уже 29 апреля 1993 года, сразу после референдума, на закрытом совещании с главами субъектов федерации, президент впервые поставил вопрос о скорейшем принятии новой Конституции и о начале работы над проектом в общероссийском масштабе. Такое развитие событий не устраивало оппозицию. И 1 мая на манифестации в Москве пролилась кровь, которая явно была спровоцирована организаторами уличного столкновения с милицией. Кровь - после августа 1991года. Становится до ужаса понятным, что кровь - не последняя. Конфликт приобретает качественно иной характер и, с одной стороны, закрепляет отрицательное отношение руководства Верховного Совета и коммунистической оппозиции к созданию и принятию новой Конституции, а с другой - предупреждает, что простым сопротивлением они не ограничатся. С нашей стороны идёт форсированная работа над её проектом.

30 апреля 1993 года в «Известиях» публикуется текст проекта новой Конституции Российской Федерации. 12 мая 1993 года выходит указ президента «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», и 5 июня 1993 года созывается Конституционное совещание. Публикуется регламент работы Конституционного совещания. Из его участников создаются пять палат, которыми руководят: А.А. Собчак - палатой представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий; В.С. Черномырдин - палатой представителей федеральных органов государственной власти; С.М. Шахрай - палатой представителей органов государственной власти субъектов федерации; В.Ф. Шумейко - палатой представителей товаропроизводителей и предпринимателей; Ю.Ф. Яров - палатой представителей местного самоуправления.

Одновременно образуется рабочая комиссия во главе с Президентом. Задача комиссии - анализ, обобщение решений палат и координация их работы. Для помощи рабочей комиссии из ведущих юристов страны создается оперативная группа, а позднее - Комиссия конституционного арбитража, которую возглавил вице-президент Российской Академии Наук академик В.Н. Кудрявцев.

12 июля была завершена работа над текстом новой Конституции, и он был одобрен Конституционным совещанием, оставался единственный шанс для её принятия - одобрение субъектами федерации с выходом напрямую на съезд. Но именно в этот момент руководство Верховного Совета, пользуясь вертикалью в законодательной системе, даёт команду об отпусках депутатов Советов всех уровней - тогда их финансирование осуществлял Верховный Совет.

Осенью мы вновь встретились с открытой конфронтацией и явной подготовкой импичмента Президенту или ограничению его полномочий на очередном съезде, который должен был состояться в декабре 1993 года.

Поползли слухи о готовящихся поправках к действующей Конституции. Эти поправки, в случае их принятия, сделали бы Президента ходульной фигурой, предназначенной лишь для награждений и других протокольных дел, а вся реальная власть и всё влияние на работу Правительства вновь сосредоточивались бы в руках Верховного Совета. Готовился новый закон о средствах массовой информации, который поставил бы их в абсолютную зависимость от законодательных органов власти. А самое главное, планировалась атака на Правительство - оппозиция не смогла простить В.С.Черномырдину, что он так твёрдо встал на сторону преобразований.

В сентябре месяце Президент делает ещё одну попытку объединения исполнительной и законодательной ветвей власти путём создания Совета Федерации как консультативного органа. Мы подготовили два варианта заявления. Но на совещании, после вялого ответа представителей субъектов Федерации на вопрос Президента о принятии документа, Борис Николаевич ни на чём настаивать не стал и как-то быстро закруглил встречу. Это было 18 сентября, а наутро 21 сентября стало известно об указе №1400.

Споры о неконституционности Указа не утихают до сих пор. Да, юридически Президент поступил с нарушением действующей Конституции, но иногда (и это знает история), для разрешения назревшего конфликта, когда стране угрожает противостояние, которое в любой момент может перерасти в вооруженный конфликт и привести к гражданской войне, политически вопрос был решён, на мой взгляд, правильно.

Итак, 21 сентября 1993 года. Новый отсчёт времени в развитии нашего Отечества. Указ звал к новым выборам депутатов в высший законодательный орган - Государственную Думу, открывал перспективу принятия новой Конституции. Ни о какой диктатуре, захвате власти не было речи. Такое решение применялось и в других странах, когда накал противостояния ветвей власти угрожал мирному развитию страны. И не нужно педалировать на нарушении Конституции, страна оставалась без законодательной власти всего два месяца.

12 декабря 1993 года Конституция была принята.

Россия в ХХ веке пережила все формы государственного устройства - и монархию, и большевистскую диктатуру, и коммунистический тоталитарный режим, и развитой социализм; была и парламентской республикой, но в 1993 году наш народ всенародным голосованием провозгласил Россию государством федеративным, правовым, демократическим и социальным».

15 мая 2010 года в Москве в Большом зале Российской академии наук (Ленинский проспект, 32а) состоялась юбилейная научно-практическая конференция, посвящённая 20-летию Первого Съезда народных депутатов РСФСР. http://nardep-rsfsr.90-95.ru/

власть, политический кризис в 1993, происхождение указа 1400

Previous post Next post
Up