Президент Ельцин всех обманул на "референдуме"

Jun 07, 2010 12:44



В период августовского путча 1991 года произошло значительное усиление власти Президента. Заявляя о чрезвычайных обстоятельствах, Ельцин принял на себя командование Вооружёнными силами СССР на территории РСФСР и ввёл пост министра обороны РСФСР. Президент и главы всех нижестоящих исполнительных органов и образовали как бы единую систему исполнительной власти, а с целью как бы координации деятельности исполнительных органов в регионах появился институт представителей Президента на местах.

Развал СССР продолжался, экономическое положение в стране ухудшалось день за днём. Ельцин решил сконцентрировать в своих руках важнейшие полномочия по руководству народным хозяйством и непосредственно возглавить правительство. После отставки И.С. Силаева в сентябре 1991 года кабинет больше года был без главы, а Ельцин проигнорировал постановление Съезда о необходимости представить Верховному Совету для согласования кандидатуру Председателя правительства.

Позиции Президента, по мнению многих делегатов Съезда, нуждались в ослаблении, а в усилении нуждались полномочия Верховного Совета. Вот для этого Съездом и была проведена так называемая конституционная реформа. Теперь Верховный Совет должен был давать согласие на назначение и главы правительства, и ключевых министерских фигур, устанавливать порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также отменять не только указы, но и распоряжения Президента. Правительство должно было стать подотчётным и Президенту, и Съезду, и Верховному Совету.

Но Ельцин отказался соглашаться с такими изменениями и, как Президент, выступил инициатором проведения всероссийского референдума по вопросам о доверии Президенту, об одобрении проводимой им и правительством социально-экономической программы, о досрочном переизбрании Президента и депутатов. За доверие Президенту проголосовало 58,7% избирателей, принявших участие в голосовании; за одобрение социально-экономической программы - 53%. Не прошло предложение о досрочных выборах.

Результаты референдума Ельцин истолковал в свою пользу, то есть как некое особое доверие народа, когда он может действовать самостоятельно и независимо от Съезда. Тогда-то и возникла сильнейшая конфронтация между исполнительной и законодательной властями, которая не разрешалась конституционным путём (Президент не имел права распустить парламент, а Съезд после референдума не мог отправить Президента в отставку). Началось открытое противостояние Президента и парламента, Ельцин пошёл на радикальные методы, закончившиеся применением методов силовых: парламент был разогнан, и появилась новая Конституция, в которой соотношение сил было изменено в пользу Президента.

Конституция Российской Федерации 1993 года слишком явно была ориентирована на обстоятельства конкретного политического конфликта и как бы строилась во избежание противостояния типа «Верховный Совет - Президент». Такое  «явление» специалистами расценивалось как НЕДОСТАТОК в государственном строительстве. Α американский исследователь российского так называемого «конституционализма» С. Холмс был вообще категоричен: «Российский народ принял конституцию ретроспективно. Её создатели вознамерились наказать новый парламент (избранный в новой России в демократических условиях) за грехи старого Верховного Совета (представляющего население другой страны)».

И никто - слышите? - НИКТО! - даже не подумал о том, что замена названия РСФСР, которое расшифровывалось как Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, на РФ, которое воспринималось как просто новое демократичное название - Российская Федерация, - и станет той тихой, незаметной революцией, которую так тихо провели ельцины, чубайсы и прочие прихватизаторы народного добра. РСФСР стала на рельсы неофеодальной РФ, а прихватизаторы устремились в капиталистическую Европу, продолжая жульничать на каждом шагу и обирать свой же народ.

Α народ-то и не знал, что так не должно было быть!

В конституционно-правовом смысле само понятие «президент» означает главу государства. В мировой практике институт президентства был создан именно ради этого, то есть нужна была устойчивость сложной системы управления государственными делами. В то же время Президент переставал быть главой исполнительной власти, хоть главе государства и принадлежит как бы контроль за формированием и деятельностью правительства. Согласно Конституции 1993 года Президент Российской Федерации и стал таким главой государства.

Изменения в объёме полномочий парламента и Президента в пользу усиления власти Президента прошли мимо внимания граждан страны, да и мало что в этом они понимали. Тут уж, как говорится: «Не до жиру, быть бы живу». Α изменения эти были очень даже существенные. Помимо уже упомянутого контроля, согласно этой Конституции, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, структуру правительства, единолично назначает и освобождает министров, принимает решение об отставке правительства. Президент также является активным участником законодательного процесса, обладая правом законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы. Его указы выходят далеко за рамки исполнительно-распорядительской деятельности. Причём для разрешения конфликтов и разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ Президент должен использовать согласительные процедуры для решения проблем без элементов принуждения. Так что Президент должен выступать не как одна из сторон конфликта, а как «общенациональный авторитет».

Вот так - тихо, мирно, незаметно - произошёл не только отказ от советской системы организации власти, но и переход к полупрезидентской.

Депутаты Государственной Думы перешли от эйфории своих представлений о «демократическом новом государстве» без КПСС, Политбюро, идеологии Ленина-Сталина к критике Президента и его усилившейся Администрации. Многие из них заявляли о необходимости усиления независимости правительства от Президента и об усилении парламентского контроля за деятельностью правительства. Α фракция КПРФ хотела даже узаконить право утверждать или отклонять кандидатуры и Председателя правительства, и его заместителей, министров «силовых», финансов, экономики, иностранных дел. При этом предлагалось, чтобы кандидат в премьер-министры представлял парламенту не только будущих назначенцев, но и программу деятельности правительства на текущий период. Была такая партия тогда - «Отечество - вся Россия», и лидер у неё - небезызвестный Ю.М. Лужков. Так вот он вообще считал просто необходимым ряд полномочий Президента передать правительству. Да мало ли таких примеров ещё…

Когда на пост Премьер-министра с первого раза и без особых прений была одобрена кандидатура М.М. Касьянова, некоторым аналитикам показалось, что ситуация складывается весьма благоприятно. В парламенте произошло формирование фракции «Единство», поддерживающей политику, проводимую Президентом. И снова никто слова не сказал о старых партийных методах укрепления власти новых феодалов. Дело-то привычное - рядиться в тогу «правозащитников».

Из вспомогательного аппаратного органа при Президенте Администрация Президента превратилась в один из главных государственных институтов власти. И когда это произошло? Α когда Президент Б.Н. Ельцин наделил Администрацию Президента (то есть администрацию самого себя) и непосредственно её руководителя А.Б. Чубайса дополнительными полномочиями в отношении членов исполнительных органов всех уровней, включая внесение предложений о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Чубайс ведь фактически стал как бы комиссаром при несколько ослабленном Президенте, хранителем и гарантом исторического смысла и функций существующего режима.

Когда вспоминаешь о Чубайсе, то ругань в отношении его хочется продолжать до бесконечности. Такое впечатление, что Чубайс - мегаразрушитель на любых уровнях, и везде он во власти… Но здесь - не о нём, а о президентах.

Ельцин не только усилил свою Администрацию, но и очень активно использовал президентское право отправлять правительство в отставку - даже вопреки поддержке основных думских фракций. За период с 1997 по 1999 год им было отправлено в отставку 4 (четыре) правительства. И ушёл. Сначала ушёл со своего места Президента, оставив после себя сами знаете кого, а потом - и вообще из жизни. Но то, что он оставил после себя, всё было сделано с его участием.  Α теперь у нас тандем во власти Российской Федерации, которая так незаметно заменила Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Α народ-то и до сих пор не знает об этом! - О том, что его обманули...

партийно-административный ресурс, перестройка2, эпитафия по ДЕ, власть, новые цари РФ, президентство обременительно для РФ, президентство навязано в 1990, референдумом Ельцин обманул народ

Previous post Next post
Up