Jan 29, 2008 23:00
Несогласие с основным семейным мифом подтверждает другой миф - миф о бунтаре, и семейная система остаётся без изменений…
Правила семейной системы непосредственно связаны и часто продиктованы семейным мифом. Семейный миф - это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, своего рода идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос: «Кто мы?» Например, частый ответ такой: «Мы дружная семья». Это значит, что в этой семье не может быть открытых конфликтов и уж тем более при детях. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются открыто, все противоречия замазываются. Принято всюду бывать вместе, так как миф требует распространения в обществе, своего рода издания. Любое поведение членов семьи по отношению друг к другу, каким бы оно ни было, понимается как проявление добрых чувств. «Я же тебе добра желаю», или «Это я, любя», или классическое: «Бьёт - значит, любит». Миф задаёт норму чувствования. В «дружной семье» принято любить, жалеть и чувствовать благодарность. Остальные чувства - обида, гнев, разочарование и пр. - игнорируются или вытесняются. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам. Он и становится так называемым «идентифицированным пациентом». Тревожно-депрессивные расстройства, агрессивное поведение, анорексия - типичные проблемы «дружной семьи».
Миф порождает правила и ритуалы. Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф. Миф - это знамя, под которое собирается семья, это девиз, это вера. Если кто-то в семье не разделяет семейного мифа, он не может быть членом этой системы; система его изгоняет. Единственный случай, когда это возможно, если у семьи есть миф о бунтаре. Тогда несогласие с основным мифом подтверждает другой миф, и семейная система остаётся без изменений.
Ещё пример семейного мифа - миф о спасителе: «Что бы мы делали без...» В семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семью на вытянутых руках. Понятно, что для того чтобы всем помогать, необходимо, чтобы эти все были слегка инвалидами, а то получится, что никто не нуждается в спасителе. Спаситель может быть в моральной ипостаси, а может быть и в физической, впрочем, может быть и то, и другое вместе. Моральный спаситель нуждается в грешниках. Его семья должна состоять из людей, которые часто делают что-то плохое: пьют, воруют, гуляют, попадают в скверные истории. Спаситель выручает, и только в этом случае он может чувствовать себя спасителем. Грешники благодарят, обещают исправиться и... снова грешат. Физический спаситель выхаживает, лечит, кормит, приносит продукты и т. п. Поэтому его семья состоит из больных, беспомощных, калек, иначе как бы он смог их спасать?
Ещё один случай. Мужчина среднего возраста обратился к врачу по поводу непростых отношений с женой. Они находились в первом браке, который был заключён по большой любви. После трёх лет супружеской жизни у них родился ребёнок, к несчастью, с тяжёлой родовой травмой. Жена бросила работу и всю себя посвятила ребёнку. Муж всего себя посвятил заработку. Вместе они созидали семью, обожали своего мальчика и в целом жили дружно. Мальчик рос, постоянно наблюдался врачами, в детский сад не ходил, в школу тоже. К моменту обращения ему было двенадцать лет, он не ходил в школу, мама не работала. Одни врачи говорили, что мальчик может ходить в школу, а другие советовали оставить его на домашнем обучении, если это возможно. Словом, мама и сын всегда были вместе, папа много работал. Пока папа спасал только своего сына, ситуация была выносимой. За год до обращения овдовела бабушка, мама нашего героя.
Она осталась совсем одна, и сын старался обеспечить ей спокойную старость. Однажды зимой бабушка чуть не упала по дороге в булочную, после чего было решено, что все продукты ей будет приносить её сын. Она совсем перестала выходить из дому. Они жили отдельно, и папе=сыну приходилось ездить довольно далеко к своей маме. На лето теперь никуда нельзя было поехать. Связь по телефону осуществлялась два раза в день утром и вечером, совершенно неукоснительно. Примерно после полугода такой жизни папа=сын стал замечать, что у него почему-то мало сил, а жена всё время раздражена. Он был прекрасным мужем и отцом, теперь стал самоотверженным сыном. Его жена также была прекрасной матерью и хранительницей домашнего очага. Ради своих близких они отказывали себе во всём, жили на износ и сохраняли, а в чём-то даже порождали, «инвалидное самосознание» ребёнка и бабушки. Чтобы быть самоотверженной матерью, надо, чтобы ребёнок был неблагополучным. Если ребёнок будет здоровым, придётся быть обычной матерью, спасать и жертвовать не придется. Совершенно так же, чтобы быть хорошим сыном, необходимо, чтобы мама была беспомощной. Чем более беспомощен старый человек, тем ближе он по своему статусу и образу жизни к мертвецу: нет активности - нет жизни. Парадоксальная логика спасителя: я настолько хороший сын, что помогаю умереть своей матери.
Ещё один часто встречающийся миф - миф о героях. «Мы - семья героев». Как правило, в семейной истории хранятся рассказы о героических поступках предков. Там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжёлых условиях, и т. п. Иначе говоря, люди, преодолевшие серьёзные препятствия и добившиеся результатов. Миф о героях задаёт определённый стандарт чувствования и миропонимания. Где герой, там всё с размахом: нет радости - есть счастье, нет любви - есть неземная страсть, нет жизни - есть судьба, нет грусти - есть трагедия. Именно поэтому в семье героев люди могут поссориться на всю жизнь, не разговаривать друг с другом годами, предпринимать попытки самоубийства. В семье героев часто встречаются хронические нелеченые заболевания - герои не ходят по врачам, это так понятно. В их жизни много трудностей и проблем. У героев всегда высокий стандарт достижений, они принципиальные и непримиримые люди.
«Дружная семья», «Спаситель», «Герой» - эти семейные мифы тесно взаимосвязаны. Любой семейный миф диктует правила, а правила, в свою очередь, во многом определяют особенности общения членов семейной системы друг с другом.
По: (с) А. Я. Варга, Системная семейная психотерапия.
Мужчины и Женщины,
агрессия,
связь с матерью,
картинки про семью,
любовь,
сверхзабота,
ЧСВ,
семейные мифы,
манипуляции,
стремление к превосходству,
горячие запросы,
инфантилизм,
стадии развития,
молчанием невозможно избежать конфликт,
МА,
праобраз,
чувства разные,
фрустрационные комплексы