Эмоции и рацио - Что важнее?

Jan 17, 2008 04:44


«Эмоциональные расстройства» (в 3-х частях), даже в адаптированном виде, оказались мало доступными. Попробуйте прочитать вот это - оттуда же, но, наверное, более актуальное для всех, что ли…

* * *

Всё развитие личности в целом происходит в процессе деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком. - Почему эмоциональном? Да потому что эмоции дают необходимые сигналы и импульсы для осмысления противоречий и конфликтов, неизбежно возникающих в жизни и деятельности человека, а эмоции другого человека становятся важнейшим источником обратной связи от мира, в котором каждый человек ищет своё место. Возникающее в эмоциональном контакте чувство близости и доверия позволяет человеку полнее открываться и глубже осмыслять себя, ведь только в диалогическом контакте с другим человеком формируется важнейший механизм человеческого развития - рефлексия. Наконец, без эмоционального доверительного контакта невозможна истинная передача нравственных ценностей.

Но в сознание современного человека настолько глубоко входит культ успеха и благополучия, что его патогенность зачастую не осознаётся даже специалистами. И вот уже для нашего времени становится привычной невротическая личность, нарциссически и индивидуалистически настроенная, с трудностями открытого доверительного эмоционального контакта, со стремлением любыми путями как бы к силе и совершенству. Именно с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности тесно связаны эмоциональные нарушения. Новые ценности преломляются в семейных и межличностных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления человека, и, наконец, в болезненных симптомах.

И вот ведь парадокс: в то время как многие современные культурные ценности и нормы сопряжены с запретом на отдельные эмоции в частности и эмоции вообще, эти же самые нормы и ценности «сопряжены» со стимулированием эмоций, которые они призваны подавлять. Так, культ успеха и благополучия исключает печаль, тоску, недовольство жизнью. При этом, однако, именно с этим культом оказывается культурально сопряжённой депрессия. Культ силы и конкурентность несовместимы с чувством страха, однако, именно с ними связывается  рост тревожного аффекта в нашей культуре. Наконец, культ рацио, в виде общего запрета на чувства, способствует их вытеснению и трудностям переработки, а значит - постоянному накоплению и превращению нашего тела в отстойник физиологических соотносительных вариантов  эмоций. Этот феномен может быть назван эффектом обратного действия сверхценной установки: культ успеха и достижения, при его завышенной значимости, ведёт к депрессивной пассивности, культ силы - к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ рацио - к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента.

* * *

Заметно всё больше и больше то, что «лик» или основное содержание депрессии меняется в зависимости от культуральных конфликтов и ценностей. - Вы уверены, что эмоциональные расстройства - это частное, а не семейное дело? - Я уверена, что семейное.

Такие семьи отличаются закрытыми границами и сложившимися в поколениях связями, при которых эмоции перетекают от одного члена семьи к другому, как по сообщающимся сосудам. Другая характерная особенность этих семей - повышенное количество стрессогенных событий в семейной истории. Так что в таких семьях как бы создаётся благоприятная ситуация для круговращения, фиксации и возбуждения отрицательных эмоций. Такой коммуникативный механизм можно назвать стимулированием отрицательных эмоций в семье.

Высокие родительские требования и ожидания в плане достижений и обусловленный этим высокий уровень критики, нередкое отсутствие одобрения детей  образуют разрыв между притязаниями и реальными достижениями и возможностями, что обрекает ребёнка на постоянное ощущение неудовлетворённости, возбуждает негативные чувства. Из ценности или идеала, к которым можно стремиться, но которых невозможно достичь, совершенство в этих семьях превращается в цель, подменяющую более реалистичные цели. Так постепенно в человеке формируются ценности и установки маленького перфекциониста (личностный уровень), способствующие негативному восприятию жизни, себя и других. Но в реальности не существует того совершенства, без которого сердце перфекциониста не знает удовлетворения. Впрочем, для него также мучительно видеть высокие достижения других: чужой успех обостряет чувство собственного несоответствия высоким стандартам. Высокие перфекционистские требования и ожидания, обращённые к другим, ведут к разочарованиям и разрывам, лишая перфекциониста той эмоциональной поддержки, которую приносят близкие и доверительные отношения (межличностный уровень). Наконец, уже в детстве у маленького перфекциониста складывается особый познавательный стиль, который можно  условно назвать абсолютизирующим или максималистским: «Если не справился блестяще, - значит, не справился вообще», «Настоящий друг должен всё понимать без слов» и пр. Перфекционист обречён на постоянные разочарования, а также на пассивность вплоть до полного «паралича» деятельности (симптоматический уровень), ведь практически ничего невозможно сделать сразу очень хорошо.

* * *

Тревожные расстройства. Есть серьёзная почва для их стремительного роста в культуре, в которой властвует глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и равные партнёрские отношения, с одной стороны, и реально существующей жёсткой конкуренцией, с другой. Результатом ценностного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и её проекция на других людей. Собственная враждебность подавляется и приписывается окружающему миру, что и ведёт к резкому росту тревоги по двум причинам: 1) восприятие окружающего мира как опасного; 2) восприятие себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию, а значит, и на активное сопротивление опасности). В качестве третьей причины роста тревожных, впрочем, так же как и депрессивных расстройств, можно назвать культ силы и культ рацио, которые ведут к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. При этом резко затрудняется их психологическая переработка, а значит, происходит их постоянное накопление, когда психика работает по принципу «парового котла без клапана».

Для тревожных расстройств нередко тоже типичен перфекционизм, который может быть мощным источником не только тоски, но и тревоги (по типу: «не справлюсь на нужном уровне»). Семьи, члены которых страдают какими-либо тревожными расстройствами - паническими атаками, генерализованной тревогой, агорафобией, выявляют общий высокий уровень тревоги, характерный именно для этих семей, напоминающих, по самоощущению и поведению их членов, осаждённый лагерь. Корни данного явления просматриваются в семейной истории, которая изобилует стрессами (ранние смерти, болезни, жестокое обращение). Такого рода семьи отличает высокий уровень недоверия по отношению к окружающему миру, а также не менее высокий уровень родительского контроля и доминирования, ведущий к подавлению любых форм сопротивления у ребёнка, к запрету на протест и агрессию. Дети в этих семьях нередко грызут ногти, страдают и другими формами навязчивостей и, как правило, неспособны к проявлению конструктивной агрессии. Тревожные расстройства сопряжены с особенно тяжёлыми нарушениями контактов, так как расстройствам данного типа обычно сопутствуют негативные ожидания от окружающих и установка на изоляцию (межличностный уровень). Они редко ищут поддержки, а когда им её предлагают, зачастую не способны принять её, как из недоверия, так и из страха оказаться в позиции слабого. Эту диаду («я слаб, мир опасен» - с недооценкой собственных сил и преувеличением опасности) можно дополнить третьим компонентом: «никто не поможет». Всё это приводит к поведению по типу избегания, ощущению беспомощности и страху перед встречей критического неодобрительного отношения со стороны других.

* * *

Если в семьях депрессивных и тревожных личностей преобладает стимулирование отрицательных эмоций, то основная тенденция в семьях, где преобладают соматические симптомы эмоциональных нарушений, преобладает тенденция к исключению эмоций в форме игнорирования этого аспекта жизни и запрета на выражение чувств. Именно у них может развиваться неспособность к осознанию и выражению собственных чувств и, соответственно, чувств других людей. Базовым конфликтом, лежащим в основе этой патологии, можно считать конфликт между эмоциональной природой человека и отказом от этой природы (жизнь «вовне» без учёта эмоциональной стороны). Результат - недостаточные контакты, отрицающий познавательный стиль и разрастание физиологического компонента эмоций, которые не осознаются и не перерабатываются на психологическом уровне. Коммуникативные механизмы стимулирования отрицательных эмоций и исключения эмоций (отказа от эмоций) могут сосуществовать, являясь особенно характерными для семей, члены которых страдают эмоциональными расстройствами.

* * *

Часто приходится сталкиваться с тем, как, стремясь выглядеть в глазах окружающих благополучными, люди тщательно скрывают свои проблемы и трудности. Так, безработные избегают контактов с людьми, опасаясь, что узнают об их «унизительном» положении. Мать тяжело больного ребёнка скрывает факт болезни, так как боится, что её сочтут плохой матерью, недосмотревшей за ребёнком. Таким образом, попав и без того в затруднительную ситуацию, люди жертвуют источниками возможной помощи ради картины внешнего успеха. В бывшем СССР имитация эмоционального благополучия граждан превратилась ещё и в государственную ценность, в результате чего, например, причины эмоциональных расстройств в форме депрессий сводились к чисто биологическим факторам, а в учебниках по медицинской психологии отсутствовали главы, посвящённые психологии эмоциональных расстройств. В качестве причин суицидальных действий также рассматривались биологические факторы, а социальные и психологические даже не упоминались.

* * *

Негативное отношение к определённым эмоциям связано также с традиционными христианскими ценностями, ориентированными на терпение и мягкое уступчивое поведение, исключающее проявления гнева. Нынешние культуральные ценности ступают след в след религиозным: мужчине приписывается выдержанное, мужественное, решительное поведение, несовместимое с переживанием и проявлением страха и беспомощности, женщине - мягкость и уступчивость, несовместимые с гневом и агрессией.

Идеальная женщина представляется мягкой, доброй, нежной, терпимой и терпеливой - этакой «душегрейкой».  В наше время этот образ становится особенно патогенным, так как вступает в конфликт с теми требованиями, которые предъявляет женщине современная жизнь - работа, разделение ответственности за материальное благосостояние семьи, более разнообразные социальные контакты, в которых надо уметь себя отстаивать. Агрессивное же поведение, проявление гнева и раздражения, несовместимы с образом «душегрейки». Стенические эмоции гнева необходимы человеку, как для ощущения собственной силы и способности постоять за себя, так и для реального отстаивания своих интересов и достижения целей. В условиях подавления и вытеснения эмоций последние, тем не менее, продолжают испытываться и накапливаться, и нередко «взрыв» этого «парового котла» происходит уже помимо воли человека. Именно отсутствие навыков самопонимания и конструктивного самовыражения нередко служит основанием для страха перед эмоциями и убеждённости в их деструктивной для жизни и отношений с людьми роли. Кроме того, агрессия, не находя выхода вовне, может обращаться на самого человека, то есть превращаться в аутоагрессию в виде самообвинений и самодеструктивных тенденций, что особенно характерно для больных депрессией.

Не менее трудно быть настоящим мужчиной. Самое трудное в его жизни - установка, что ему никогда не должно быть по-настоящему трудно. Настолько трудно, чтобы расплакаться или испугаться, или пожаловаться кому-то, или обратиться за помощью. Значительно меньше травмируют его самолюбие трудности физического характера - головные и сердечные боли, одышка и дрожь в руках, бессонница и прибавка в весе. Недаром во многих преуспевающих российских фирмах (где работает много настоящих мужчин) появляются прекрасно оборудованные медицинские кабинеты с обязательными эхокардиографами. Зачастую, проведённые в этих кабинетах обследования не выявляют физических заболеваний, а в худшем случае лишь фиксируют так называемые «вегетативные расстройства», то есть нарушения нервной регуляции физиологических процессов. В редких случаях информированные врачи направляют людей с такими жалобами к психотерапевту. Ссылаясь на направление врача, такие «настоящие мужчины» подчёркивали, что в жизни для них психологически трудного мало, что люди они сильные, способные справиться с любой ситуацией. Огорчают в жизни только загадочные сердечные боли, да вероломство деловых партнёров. Увы, наш современник, хотя и переполнен зачастую чувствами тревоги, тоски, отчаяния и безнадёжности, во многом утратил способность к пониманию своего внутреннего состояния и его регуляции.

Между прочим, вопреки распространённому мнению о большей эмоциональной свободе женщин, именно они поддерживают в мужчинах традиционные маскулинные установки и стереотипы. Специально проводимое в психотерапевтических группах описание женщинами психологического портрета «идеального мужчины» выявило образ «мужчины-стены» - надёжной опоры во всех жизненных трудностях.

Какова же расплата за лестную репутацию настоящего мужчины, за отвержение эмоциональной сферы жизни? В условиях подавления психологического аспекта эмоций начинает звучать в полную мощь их телесный компонент - мышечные зажимы и сопровождающие их «непонятные» боли, вегетативные сдвиги и обусловлённые ими потоотделение, дрожь, одышка, похолодание конечностей, тахикардия и сердечная аритмия.

* * *

Итак, последствие номер один - переживание психологического стресса на телесном уровне, или, выражаясь научным языком, «соматизация эмоциональных переживаний».  Чисто эмоциональные причины могут стоять и за таким распространённым недугом среди мужчин, как алкоголизм. Это так называемое «симптоматическое пьянство», помогающее снять накопившееся эмоциональное напряжение.

Последствие номер два - дефицит человеческой близости, одиночество и трудности принятия помощи. Дети в семьях, где не принято выражать свои чувства и где ценятся сдержанность и сила, испытывают дефицит любви, тепла и понимания. Типичная проблема в семьях бизнесменов - детское домашнее воровство. Среди психотерапевтов существует метафора, что дети таким образом «воруют» любовь. С другой стороны, это форма протеста против холодного, рационального мира взрослых. «Мои сыновья должны быть такими же сильными, как я, иначе они мне не нужны», - говорит настоящий мужчина, обратившийся в семейную консультацию по поводу воровства своего ребёнка. «Культ силы и успеха» мешает не только выражать любовь и тепло в семье, но и принимать помощь, даже когда она необходима: сама потребность в помощи воспринимается как проявление непозволительной слабости. А уж если настоящие мужчины и решаются обратиться за помощью, то только к «выдающемуся» специалисту в дорогостоящую консультацию, чтобы, выражаясь словами одного из клиентов, «не смешиваться с совком». И идут они к знаменитым колдунам и экстрасенсам.

Дружеские и коллегиальные отношения сильных, преуспевающих мужчин начинает разъедать ржавчина конкуренции и соперничества. Нет, они вовсе не человеконенавистники и нередко готовы оказать помощь другим, но - не утрачивая позиции сильного. Если задуматься, то нарисованная картина во многом отражает неписаный закон взаимоотношений в преступном мире, где любое проявление слабости может иметь роковые последствия: «Не верь, не бойся, не проси».

* * *

Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, её игнорирование приводят к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни. Подытожим последствия этого для психического и физического здоровья и для качества жизни в целом.

* Возрастание числа расстройств аффективного спектра (депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических, пищевого поведения). Согласно современным представлениям, одним из важных факторов этих заболеваний являются подавленные, не отреагированные во внешнем плане эмоции.

* Возрастание числа тяжёлых душевных состояний, которые всё чаще встречаются в жизни, а не только в клинике тревожно-депрессивных расстройств, и требуют амбулаторной консультативной помощи.

* Возрастание эмоциональных взрывов и конфликтов, так как игнорирование эмоций и отсутствие своевременного и адекватного по форме отреагирования приводят к их накоплению и поведению по типу «парового котла без клапана».

* Состояние неудовлетворённости собой и своей жизнью. Игнорирование эмоций, презентирующих в сознании потребности, желания и мотивы, приводит к ложным жизненным выборам, сделанным на основе внешних норм и требований, а не на основе собственных склонностей и интересов.

* Трудности установления тёплых доверительных контактов и получения социальной поддержки. Современный человек часто страдает от одиночества, так как именно открытое, безбоязненное выражение чувств служит основой подлинных и искренних отношений и сигналом о помощи для окружающих.

В культурах, где запрет на выражение чувств является культурной нормой (имеются в виду, прежде всего, восточные культуры Японии, Китая и т.д.) возникла широкая сеть философско-психологических и физических тренировок, помогающих дистанцироваться от стрессогенных ситуаций и при любых эмоциональных стрессах добиваться расслабления мышечной мускулатуры. В древние времена, в период наибольшей нестабильности жизни и жестокости нравов, возникла философская система стоиков, призывающая к отказу от чувств в ситуации любых эмоциональных стрессов и к полному их подчинению интеллекту, с позиций философского принятия всего происходящего. В то время такая система взглядов способствовала выживанию в нечеловеческих условиях, когда человеческая жизнь ничего не стоила, а жестокость и страдания достигали такой степени, что чувствительные натуры едва ли могли выдержать их. В христианских культурах, где запрет на определённые чувства также имеет место, овладевать чувствами и отреагировать их помогали многочисленные ритуалы: пост, молитва и т.д.

Но нам-то нужно совсем другое  Чем меньше современный человек связан с разрабатываемыми тысячелетиями способами защиты от собственных чувств, тем в большей степени он разрушается ими, так как не готов принять эти чувства и психологически работать с ними.

Культ эмоций, однако, также опасен, как и культ рацио (как любой культ или крайность вообще). Психическое здоровье - это баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать другому и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.). В случае проблемы с эмоциями речь идёт о балансе аффекта и интеллекта, то есть свободы и права на выражение чувств со способностью осознавать их и управлять ими.

«За последнее десятилетие сознание человека изменилось очень сильно, мир его чувств - значительно меньше. Отсюда разрыв между интеллектуальным и эмоциональным уровнем. У большинства из нас имеются чувства, которых мы предпочли бы не иметь. Существуют два выхода, и оба никуда не ведут: либо мы, насколько возможно, подавляем наши примитивные эмоции, рискуя при этом и вовсе убить мир своих чувств, либо называем недостойные чувства другими именами - налепляем на них фальшивый ярлык, угодный нашему сознанию. Чем утонченнее и изощреннее наше сознание, тем многочисленнее, тем благороднее лазейки, которые мы изыскиваем, тем остроумнее самообман. Завышенные требования к себе обязательно приводят к необоснованным угрызениям совести: один ставит себе в укор, что он не гений, другой, что, несмотря на все старания, не стал святым. Сознавая свои поражения, мы, однако, не понимаем их как сигналы, как симптомы неправильного устремления, уводящего нас прочь от себя, странным образом наше тщеславие направлено не на сближение с собой, а на дальнейший разрыв». (М.Фриш)

За человеком всегда остается выбор: казаться сильным и благополучным или принять «мирской удел» и быть - быть человеком со всеми слабостями и проблемами, предполагаемыми человеческой природой.

Мужчины и Женщины, простой нерекламный интерес, ум, эмоциональные нарушения, стадии развития, эмоция нежелательная, МА

Previous post Next post
Up