Смягчим эту неделю, полную драматических сообщений в новостях, одной из самых приятных тем. Хотя даже про туфли на неделе была новость, вызвавшая массовый трагический стон: стилистические каналы объявили, что в 2023-м в моду опять возвращаются балетки, требующие одрихепберновского сочетания пропорций, которое весьма редко встречается у взрослых женщин. (Злые языки даже судачат, что, возможно, на пропорции Одри повлиял голод, пережитый в подростковом возрасте). К тому же туфли на тонкой подошве и совершенно без каблука считается ортопедами столь же антианатомичными, как и обувь на "шпильке". Поэтому скажем: "Чур нас от этих ласт!" - и посмотрим, что нам рекомендует The Art Of Dress, ориентируясь на наши родные и постоянные данные, а не кем-то зачем-то придуманные (у обувной промышленности наметилась нехватка материалов для каблуков и супинаторов?) скоротечные тренды. Заодно освежим в памяти разные модули теории AOD, т.к. обувь - это воистину интеграл всего:)
1️⃣ Форму мыса туфель и их открытость задает Артистика.
К настоящему моменту Линда разместила на своем сайте примеры четырех форм мыса, и я использовала отобранные ею фото (открывайте в полном размере). Так что теперь мы точно знаем, что имеется в виду.
Архитектурная артистика
заостренный мыс
закрытые пятка и/или пальцы
Скульптурная артистика
квадратный мыс
открытые пятка и/или пальцы
Гармоничная артистика
миндалевидный мыс
открытые пятка и/или пальцы
Композитная артистика
круглый мыс
закрытые пятка и/или пальцы
При всем уважении к автору AOD, думаю, не стоит забывать и традиционные воззрения стилистики. Я встречала рекомендации "зеркалить" в форме мыса обуви форму подбородка или форму носа - проще говоря, форму выраженно выступающих зон. Если они выраженно выступают; очень аккуратненькие черты не окажут влияния, и придется опираться на форму лица в целом. Можно прикинуть, что если у С.-Дж. Паркер, например, лицо в форме очень длинной трапеции с сужением к подбородку, ей идеально подойдет заостренный мыс, но именно в таких пределах, как на картинке выше; если мысы туфель будут длиннее, они будут комично подчеркивать очень большую "вертикальную линейность" лица и фигуры. Также подойдет миндалевидная форма, но обязательно с некоторыми углами; "граненая" линия, не сплошная округлая, как в примере.
Квадратный мыс не подойдет из-за резко обрубленной продольной линии, когда у Паркер мы не наблюдаем горизонтальной линии челюсти, подбородка. Круглый - самый диссонирующий, когда никакой круглости в этой леди не видно.
Это достаточно надежно, и у меня есть сомнения, что удастся соблюсти корреляцию с артистикой. Кстати, насчет артистики Паркер я гадаю с момента старта темы про артистики. У неё настолько доминирование линейности, что сразу хочется предположить Архитектурный вариант (Гармоники обычно хорошо сбалансированы по длине-ширине и угольности-скругленности), но не все признаки совпадают; например, я её плохо представляю в графичном макияже с акцентом на губах).
Следующие три параметра задаются "масштабностью" типажа, о чем в
посте про конструктивистику AOD (цифра на диаграмме справа обозначает "масштабность").
2️⃣ Толщина подошвы коррелирует с толщиной тканей, которые носит типаж (та самая цифра).
3️⃣ Ширину ремешков, если они есть, тоже определяет положение на круге масштабности. В процентах, конечно, вымерять нет смысла, достаточно примерной прикидки, что четыре Орнаментальных типажа носят туфли на тонкой подошве с тонкими ремешками; четыре Линейных - подошву и ремешки средней толщины; четыре Фактурных - укрупненные, "go bold"; а Истинные Классики в идеале могут носить всё.
4️⃣ Наконец, "масштабность" типажа задает возможности использования декоративных элементов, дополнительной украшенности обуви. Здесь наоборот: чем выше число, тем проще дизайн, меньше декора (меньше по количеству, а не мельче!); самые украшенные с головы до ног - типажи Орнаментальной группы.
При этом Линда, Elaborate Romantic, жаловалась, что у её типажа проблема с туфлями в целом, т.к. они дают нежелательный для типажа с долей Романтика разрыв цельной линии силуэта. По её наблюдениям, у некоторых ER обувной гардероб состоит из одних босоножек и ботинок/ботильонов, "минуя туфли". Для меня эта ремарка была "животрепещущей", т.к., хотя я не Орнаментальный типаж, а очень выраженный Фактурный, у меня во многом Р-тип фигуры, и мне тоже не нравятся на себе туфли а-ля лодочки. Недоумевая, почему, я нередко думала в сторону: "Наверное, я слишком крупная или слишком янская". Но Линда-то мелкая, как цыпленок, и иньская. Её объяснение насчет разрыва линии там, где нежелательно, вполне имеет смысл... Но я думаю, дело в еще большей степени в характере черт лица, дробности линий лица. Простые лодочки, "как у Кейт Миддлтон", слишком цельные и однородные. А вот если в дизайне заложено дробление на зоны, сочетание разных линий, для Фактурного типажа - фактур, для Орнаментального - добавление орнаментов; также возможна, но не столь важна, асимметрия в форме — совсем другое дело;)) От лодочек Proenza Schouler с левого фото у меня дух захватило)) Они выпускались в разных рацветках, в т.ч. были с бежевым мыском, черной серединой и алым задником, но мне оптимальны схемы с невысоким цветовым контрастом.
5️⃣ Расположение декоративных деталей на туфлях коррелирует с фокусными точками фигуры. Фокусные точки в AOD определяются тремя путями:
от типажа (у иньских типажей фокусные точки выше талии, у янских - ниже; у Истинных Классиков, а также у любых типажей с колоритами Фиалковая Вода или Охристый Воздух - на талии; подробнее - в описаниях типажей 2017 года);
от артистики (Архитектурная и Скульптурная акцентируют голову, Гармоничная и Композитная - торс);
от колорита.
Линда дала и список, для каких типажей в какой из зон стопы/обуви возможен декоративный акцент. На схеме справа обозначены эти зоны, получающиеся путем соотнесения стопы с фигурой: передней части стопы - с верхней частью фигуры, задней части стопы - с нижней частью фигуры, примерно посередине там и там изгиб. В списке указаны зоны стопы, поэтому названия в кавычках.
1. "Плечи": Elaborate Romantic, True Romantic.
2. "Диафрагма": Refined Natural, Refined Classic, Refined Gamine.
3. "Талия": True Natural, True Classic, True Gamine.
4. "Поясница" (в оригинале - область почек): Elaborate Natural, Elaborate Classic, Elaborate Gamine.
5. "Ноги" (т.е. зона между "поясницей" и задней точкой пятки): True Dramatic, Refined Dramatic.
6. Акцент в задней части туфель, в т.ч. на каблуках, полагается Драматическим типажам, у которых есть фокусная точка на ногах, запястьях или пальцах рук.
Вдобавок к этому списку лучше все-таки вспомнить свои дополнительные фокусные точки от колорита - именно там фигурируют ноги, запястья и пальцы; и дополнительные фокусные точки в других местах тоже можно "проецировать" на стопы.
Из выкладок по фокусным точкам следует, что, в целом, акцентировать обувь в образе более органично для янских типажей, у которых фокусные точки ниже талии. Исключения среди иньских - представительницы с сатурнианскими колоритами, Алым Огнем или Почвой Бургунди.
Линда смело настаивает, что Фактурной группе типажей не нужно сочетать обувь с нарядом. Если все-таки хочется выстроить сочетание, обувь обычно повторяет акцентовый цвет наряда или цвет принта. (По моему опыту, и у Фактурной группы может перевесить необходимость выдержать цельную линию в нижней части силуэта).
6️⃣ Форма каблука задается первоэлементом типажа/стиля (высота остается на личное усмотрение).
Нужно сказать, что меня пока нет полной ясности, можно ли определить первоэлемент стиля в AOD индивидуально, по внешнему впечатлению. Пока я встречаю у Линды, что она оперирует фиксированным соотнесением типажей с первоэлементами, которое я внесла в таблицу
в более раннем посте и продублировала ниже.
Истинные Классики, которые считаются смешением двух перевоэлементов, по всей видимости, одинаково дружат с двумя формами каблуков.
🟨 Почва
Конический каблук, сужающийся к низу
Типажи:
Refined Dramatic, Refined Natural, Refined Classic
💧 Вода
Прямой изящный каблук
Типажи:
True Dramatic, Elaborate Natural, True Gamine
🟨 Почва +💧 Вода - Omega True Classic
⚪️ Воздух
Широкий, массивный, квадратный каблук
Типажи:
True Natural, Elaborate Gamine, True Romantic
🔺 Огонь
Каблук с изгибом (выгнуто-вогнутый)
Типажи:
Elaborate Classic, Refined Gamine, Elaborate Romantic
⚪️ Воздух + 🔺 Огонь - Alpha True Classic
Кроме того...
7️⃣ В обуви повторяются свойства ваших тканей/фактур (см. информацию в рамке в конце
поста про фактуры). Например, если типажу рекомендованы ткани с блеском, и у его обуви может быть блеск в том же объеме. (Объем определяется, опять-таки, числом с диаграммы масштабности, и здесь оно понимается прямо: чем больше число, тем большая площадь наряда может сиять, сверкать и переливаться).
8️⃣ В форме фурнитуры и декора может повторяться геометрический символ группы типажей: треугольники - у Драматиков, прямоугольники/квадраты - у Натуралов, овалы - у Классиков, ромбы/трапеции - у Гаминов, круги - у Романтиков.
Ну вот, теперь вы можете "по науке" проанализировать самые знаменитые туфли в жизни известного шузоголика Керри Брэдшоу (С.-Дж. Паркер типирована Линдой как Elaborate Classic, артистика, скорее всего, Архитектурная, в плане колорита я бы предположила Аквамариновую Воду). В том числе синие лодочки Manolo Blahnik, которые стали участниками самых судьбоносных поворотов романа Керри и Бига.