В этой теме нам потребуется неусыпно рефлексировать наше восприятие цвета, т.к. человек - не кинескоп какой-нибудь, у него параметры зачастую смешиваются в голове.
С момента первого знакомства с цветовым кругом AOD мы имеем дело с тремя параметрами, предложенными Линдой:
▫️ теплота - холод
▫️ светлота (ненасыщенность) - интенсивность (насыщенность)
▫️ чистота - приглушенность
Стоит заметить, что в англоязычном пространстве параметр насыщенности, интенсивности (intensity) объясняется как дихотомия "brightness or dullness", яркость или тусклость, что реально не всегда так. Твердые материалы (не жидкости и газы) могут иметь насыщенные и одновременно приглушенные оттенки. Мы больше воспринимаем светоотражение: если в белой краске много пигмента, мы видим яркий белый. Если же краска серая, при той же насыщенности пигментом или даже большей цвет кажется нам всё равно неярким. Можно сказать, что на субъективно воспринимаемую яркость оттенка влияют два параметра: не только насыщенность, но и чистота. Самые яркие оттенки - это самые чистые и самые насыщенные одновременно. (Их принимают за "базовые" и на англ. называют hues). Поэтому введение Линдой параметра чистоты весьма разумно.
Важнее, что у Линды наблюдается смешение параметров светлоты и насыщенности: осветление, фактически, приравнивается к снижению насыщенности; а затемнение - к повышению насыщенности. В том числе, говоря об Альтернативных оттенках палитры, она говорит о реверсе интенсивности, но по факту это выглядит как реверс светлоты/темноты.
Традиционно данные параметры разделены, и их опасно путать в случаях с растворами: светлая краска может прекрасно прокрывать поверхность одним слоем, а темная - не прокрывать и тремя. Но с твердыми материалами мы можем принять вариант Линды как упрощенный рабочий. Иногда можно различить, что "этот бежевый интенсивнее того коричневого", но в большинстве случаев мы действительно воспринимаем светлое как менее интенсивное, а темное - как более. В английском совсем смешивается: слово light, который Линда противопоставляет intense, интенсивному - это и светлое, и легкое. "Легкое" можно считать ненасыщенным; меньше пигмента - меньше вес цвета, причем и буквально, физически, и метафорически: насыщенные цвета кажутся нам более "весомыми".
Хотя при переводе можно использовать формулировку "снижение / повышение интенсивности", задумываешься, что конкретно за этим может стоять: светлее/темнее, бледнее/ярче, слабее/сильнее, "жиже"/"гуще"? Мне кажется правильным последний вариант; что речь в первую очередь о снижении или повышении насыщенности оттенка, это причина, все остальные эффекты - следствия. Вам я тоже настоятельно рекомендую задумываться об этом при анализе своих отттенков: они только светлее и/или менее насыщенные тоже? только темнее и/или еще и более насыщенные? У Линды 2-в-1, но для нас это может иметь значение.
После необходимой преамбулы ввинчиваемся в тему. В итоге я порадовалась, что в конце сентября решила отложить её рассмотрение - до конца года там всё вращалось вокруг минимальной информации о влияниях типажа и артистики. Касаемо типажа была формула:
у Elaborate-типажей с влиянием Драматика цвета осветляются, становятся мягче,
а у Refined-типажей с влиянием Романтика - интенсифицируются.
И диаграмма типажей, которую мы уже видели раньше, но на этот раз разделенная вертикальной линией на две половины. Слева - Elaborate-типажи, справа - Refined. Истинный Классик, как почти всегда, на границе, в балансе. Истинный Натурал отнесен в янскую половину, Истинный Гамин - в иньскую. Сама Линда всячески избегает называть типажи янскими и иньскими (только линии силуэта, одежды так классифицирует), но мы не будем усложнять.
На первый взгляд, такой подход к цвету кажется странным, мы привыкли наоборот: к интенсификации у более янских типажей (в первую очередь по насыщенности оттенков, но и чистые-яркие hues тоже обычно рекомендовались им). И, соответственно, к снижению интенсивности и осветлению у более иньских типажей.
Можно вспомнить мини-палитры из таблицы четырех базовых типов
Dressing Your Truth. Более светлые и "легкие", разбавленные белым или светло-серым, оттенки иньских Т.1 и Т.2. И более темные или чистые, те и другие - более насыщенные, "весомые", оттенки янских Т.3 и Т.4.
Можно также перечитать
рекомендации Эволюции в рамках её собственной системы типажей, где интенсивные (иногда яркие, иногда глубокие приглушенные) оттенки рекомендуются Доминантным типам (по сути, "янским"), а светлые (иногда чистые, сочные пастели, иногда мягкие) - Сабмиссивным типам (по сути, "иньским").
Однако, как мы увидим ниже, схема Линды может работать, т.к. "осветляются" - это не становятся светлыми, противоположностью (как, например, на цветовом круге насыщенный виноградный Почвы "линяет" до светлого сиреневого у оппозиционного Воздуха). Обычно речь о небольшом осветлении, о том, что я не ношу очень темные бургунди, фиолетовые, синие, а несколько более светлые их оттенки (средне-интенсивные). Мои оттенки всё еще уверенно воспринимаются как интенсивные, но относительно самых темных они светлее.
Первичная формула влияния артистики на колорит звучала так:
Архитектурная и Гармоничная артистики носят более теплые и чистые оттенки.
Скульптурная и Композитная - более холодные и мягкие.
А потом под ёлочкой кааак бабахнуло 💥🎄 и с нового года и нового цикла картина мощно расширилась на разные закономерности для разных групп оттенков палитры.
Для правила влияния типажа Линда ввела дополнительную закономерность от колорита.
У теплых колоритов (Огонь и Воздух)
Влияние типажа одинаково для Основных и Альтернативных оттенков
(те и другие осветляются или те и другие интенсифицируются).
У холодных колоритов (Почва и Вода)
Реверс влияния типажа:
если типаж делает Основные оттенки палитры светлее (менее интенсивными), Альтернативные интенсифицируются, и наоборот.
Правило влияния артистики на палитру расширилось следующим образом.
❕ В переводе я пишу, например, что артистика "делает оттенки чище / мягче / холоднее", но у Линды это звучит скорее как "делает чистыми / мягкими / холодными". Я побоялась утверждать такой радикальный вариант - речь все-таки о влиянии, а не полной трансформации.
Архитектурная артистика
Всегда делает все оттенки теплее и чище.
Скульптурная артистика
Всегда делает Основные оттенки мягче,
а Альтернативные оттенки - чище.
Теплые цвета остаются теплыми,
а холодные - холодными.
Гармоничная артистика
Всегда делает Основные оттенки чище,
а Альтернативные оттенки - мягче.
Теплые цвета делает холоднее, а холодные - теплее.
Композитная артистика
Всегда делает все оттенки холоднее и мягче.
Пример 1. Джорджия Мэй Джаггер, колорит Желтый Огонь.
Типаж Джорджии, Elaborate Natural, по Линде осветляет все её оттенки, т.е. Основные становятся светлее, а Альтернативные и так светлые.
Композитная артистика охлаждает и смягчает её Основные оттенки, желтый и индиго, но Альтернативные, голубой и персиково-розовый, остаются чистыми, светлыми и прохладными, какими они являются на цветовом круге.
Пример 2. Шанель Иман, колорит Небесно-голубая Вода.
Типаж, тоже Elaborate Natural, должен осветлять основные оттенки Шанель, голубой и персиково-розовый, но они и так светлые, поэтому существенно не меняются. Её Альтернативные оттенки, рубиновый и ярко-бирюзовый, должны интенсифицироваться, но по факту они и так яркие, так что существенно тоже не меняются.
Архитектурная артистика делает теплее её Основные оттенки (чистые они у Воды и так; а её Альтернативные оттенки и так теплые).
Под катом рассказываю, что и как получилось у меня.
Еще до применения теории на практике у меня было два отчетливых впечатления.
1. По примерам с моделями, которые есть на данный момент, у меня наибольший резонанс вызвали оттенки одежды Лю Вэнь, которую Линда типировала как Селадоновый Воздух, Refined Classic и Гармоничную артистику.
По теории Линды, Лю Вэнь - теплый мягкий Воздушный колорит, у которого под внияние Refined-типажа все оттенки становятся более интенсивными.
Под влиянием Гармоничной артистики теплые цвета становятся холоднее, а холодные - теплее. Основные оттенки (селадоновый и светлый вариант бургунди) становятся более чистыми, а Альтернативные оттенки (интенсивные сливовый и зеленый) - мягче.
Да, мы это видим. (Возможно, увидим еще раз через две недели, когда Линда снова дойдет до колорита Селадоновый Воздух, хотя нет гарантии, что она опять возьмет для разбора Лю Вэнь). И такая трансформация оттенков Лю делает их очень пригодными для меня. На цветовом круге AOD Селадоновый Воздух - колорит-побратим Почвы Бургунди, некоторый обмен палитрами ожидаем. Но вообще, интересный момент, что у меня щелкнуло в первую очередь на "побратима", а не на кого-то из своего колорита.
2. У меня происходит потепление оттенков холодного колорита, и в целом холодные оттенки теплеют, а теплые охлаждаются (все становятся более нейтральными). По правилам Линды, такоее возможно только в одном случае: если у меня тоже Гармоничная артистика, а не Композитная. "Однако!" - Подумала я и пошла перечитывать конспект про артистики. Нашла, что пересмотр потенциально возможен: в теории артистик есть определенный простор для трактовок (особенно 2D/3D - зыбкая категория, когда речь не о случаях очень высокой выраженности, а у меня она не столь). Плюс, у меня не получается "больший акцент на колье, чем на серьги" - скорее, предпочтительно равновесие, характерное для Гармоников. Пересмотр видео Линды про украшения для артистик тоже показывает явно большую близость с Гармоничной.
Это еще надо основательно обдумывать и тестировать, но если принять как версию, картина "мутации" моих оттенков получится следующей.
В результате внияния Elaborate-типажа на оттенки моего холодного мягкого Почвенного колорита:
мои Основные оттенки, интенсивные бургунди и зеленый, должны несколько осветляться, терять интенсивность (вероятно, так; самые темные варианты я не ношу, хотя и светлее средних подняться сложно);
мои Альтернативные оттенки, светлый охристо-зеленый и светлый сливовый, наоборот, интенсифицируются (они больше похожи на насыщенные, но приглушенные,
шартрез и пурпурный).
Если допустить, что у меня Гармоничная артистика, мои основные Оттенки под её влиянием становятся чище и теплее (средней интенсивности бургунди, ближе к теплому красному; собственно, что я и открыла для себя в плане бургунди, что он может быть ближе к теплому красному; а средней интенсивности зеленый если не зримо ближе к желтому, то ближе к теплому).
Мои Альтернативные оттенки, достаточно интенсивные и прохладные (клонящиеся в сторону голубого) шартрез и сливовый / пурпурный, по правилу должны смягчаться, но они и так смягченные.
Получилось действительно похоже на картину моих отношений с цветом, и подход Линды однозначно многомернее всех прочих, которые мне встречались. Правда, теперь надо ломать голову над возможным пересмотром артистики.🙃 Такой вот совершенно неожиданный поворот: я была потенциально готова пересматривать колорит, а вышло, что нужно артистику:)
Признаюсь, порой теория Линды кажется мне несколько причудливой... А стоит ли городить такой огород, если достаточно взглянуть в зеркало и сказать, что оттенки будут достаточно насыщенными; нейтральными по теплоте-холоду; по светлоте - от средних до средне-темных, достаточно сочными, но все-таки смягченными (средней яркости) - всё же это заложено в природной пигментации? Да, заложено, но большая проблема в том, что мы не всегда это сразу ясно видим. Подобные упражнения, если и не сообщают нам "истину о строении мироздания", по крайней мере, побуждают тренировать насмотренность.
Гадаю, дойдет ли в следуем цикле до трансформации "планетарных" оттенков - их-то еще затронули. Пока могу поделиться эмпирическим наблюдением: у меня они сильнее теряют интенсивность, чем Основные: превращаются в заметно осветленные-смягченные версии алого и голубого. В своей Почвенной стихии колорита и "альтернативной" Воздушной (обе с мягкими оттенками) возможно и желательно повышение чистоты и яркости. Но яркие оттенки Воды и особенно Огня нужно "успокаивать", повышая светлоту и понижая чистоту. (Как и с температурой, все стремятся навстречу друг другу). О той же светлоте, что и у Основных оттенков, у меня с "планетарными" речи точно не идет. Скорее, о той же насыщенности при большей светлоте и мягкости. То, о чем я предупреждала в начале: смешивать параметры возможно не всегда.
Помимо этого, основной комментарий по получившейся у меня палитре: всё хорошо, но комплементарных цветов в реальности больше; не хватает слегка смягченных светло-средних желтого и оранжевого. Которые вполне просчитываются по каноническому кругу Иттена: если человек хорошо носит достаточно яркие фиолетовые, он будет носить желтый и даже мягкий оранжевый. И в целом, я считаю, что любому человеку можно и нужно подобрать подходящие оттенки всех цветов; меня всегда кошмарили палитры, состоящие, например, из одних холодных розово-малиновых и бирюзовых, и больше никаких.
До конца марта смотрим у Линды иллюстрации применения правил, с которыми познакомились сегодня, и в следующем посте я опубликую списки протипированных ею персон. И да, поздравляю всех с возвращением Меркурия к директному движению))