Размышления, навеянные таблицей The Concept Wardrobe

Nov 28, 2022 20:00

Про Эфир




Стало ясно, что "самый загадочный" Эфир не так уж загадочен. Это отсутствие в типаже, во-первых, значимой доли киббиевского Романтика. Эфирные женщины могут выглядеть по-своему романтичными, то это НЕ ТА романтичность. В том числе момент, о котором со слезой писала еще эфирная Рэйчел, автор "Truth Is Beauty": большинство мужчин спонтанно не находят в женщинах с критичным дефицитом киббиевского Романтика сексуальной привлекательности. Это не только про Эфир, а вообще про пониженную долю мягкого Р (а не низкий Инь!), что дает эффекты "агендерности" и "холодной абстрактности".

Еще до того, как я начала ассоциировать с Аэлитой Беллу, я видела в этой роли молодую Уму Турман, в посте про типажи Энн Рейнтен, фактически, констатировала, что у Умы Эфирный типаж.
"Красивая в художественном смысле - да, привлекательная - нет". Спросите любого "обычного" мужчину: эфирная, и еще достаточно сбалансированная, Белла или ДжиДжи (Натурал с высокой долей Романтика)? Хотя в модельной индустрии рейтинг обратный. Подиум любит Эфир не только за хрупкость, но и за то, что самое соблазнительное, хищное, вычурное, гротескно конструированное или донельзя деконструированное - всё, что для большинства - слишком, на них смотрится просто артистической игрой. Никакой леопард в сочетании с ярко-красной лаковой кожей и гипюром не сделает из них "агента-провокатора".
Вообще, если смотреть через призму Ларсон, "типологический" Романтик в них как раз часто есть, и Линда типировала Беллу как Elaborate Romantic. Скорее, в них нет того, что присуще Натуралам и Гаминам: мягкости, округлости, в лице в первую очередь, нет броских глаз... И в отсутствие всего этого, они не воспринимаются как "высоко феминные" (сексапильные) или "няшные", и - парадокс - как романтичные. (Повод задуматься, кого массовое восприятие и Кибби находят романтичными... обычно тех, в ком Софт Гамин детектед, а не ларсоновский Романтик).
Во-вторых, доля Натурала однозначно пониженная. Эфирные женщины часто носят утонченные "как бы натуральные" стили, бохо всякое, словно "заземляются" через них, но не становятся от этого крепкими-спортивными Натуралами:)
Натурал и мягкий Романтик (или все-таки Софт Гамин?) - то, что делает типаж "земным, теплым, уютным". В какой-то мере "обычным", т.к. у большинства женщин есть эти влияния, и в этом есть определенный психологический комфорт.
Ярко выраженный Эфир достаточно редкий. В Интернете сразу сталкиваешься, что в эту категорию заметают слишком многих, в т.ч. киббиевских Романтиков, просто с выражением отстраненности или загадочности, или "чего-то колдовского". Но, хотя заход через Essence вроде как требует учесть больше заряд, чем физику, я все-таки за то, чтобы считать Эфиром только типаж с дефицитом Н и мягкого Р. Все прочие "русалки и ведьмы", типа Ирины Шейк, - по статье "такая харизма у не-эфирного типажа".
Специфика Эфира приоткрывает нам любопытные вещи о природе Инь и Ян. Демонстрирует, что можно критично не иметь "софтовости", но если не иметь также "значимого" Натурала, получится высокий Инь. А вот если Натурала прилично и не просматривается какого бы то ни было Романтика, будет тот самый типаж Ян-Ян. По всей видимости, доля Натурала чаще задает Ян в типаже, чем доля Драматика. В т.ч. многие Драматики с выраженной Натуральной базой. Имея в виду не Фламбоянт Натуралов (т.е. НАТУРАЛОВ с влиянием Д), а ДН, где баланс больше в сторону Д. Например, "твердая", почти прямоугольная "рама" лица (подумайте о Румер Уиллис, старшей дочери "крепкого орешка"), вообще-то Натуральная, часто засчитывается за Д-признак, поскольку почти любое усиление-утяжеление может восприниматься как Д.

Про Youthful
Меня больше даже заморачивает тема Youthful - юного, моложавого оттенка (не путать с "детскостью"). Маменко высказывалась где-то в своем провальном цикле про типаж Энистон, что этот эффект дает влияние Романтика (а не Гамина, как предполагали некоторые в аудитории). Я подозреваю, что да, это вокруг Романтика. И это точно не сводимо к Инженю и совершенно не обязательно идет с довеском "playful" (игривости). Youthful-оттенок есть у кучи высоких-взрослых типажей. Например, у Кейт Миддлтон он есть. Невозможно отрицать, что в свои годы она выглядит "девушковее", чем в том же возрасте, и даже на 10 лет моложе, выглядела Елизавета II, при примерно одинаковом образе жизни, количестве беременностей и родов. Всякие современные косметологические процедуры тоже не сделают такого эффекта - это типаж.
А с другой стороны, у меня был шок, когда 9 октября в новостях сообщили, что Белле Хадид исполнилось 26 - подсознательно, никогда специально об этом не задумываясь, я полагала, что она лет на десять старше. (UPD: 6 января 2023 Ирине Шейк исполнилось 37, и я еще раз прикинула, что визуально между ними никак не видно разницы в 10-11 лет). У Беллы нет никаких возрастных признаков, но оттенка юности, при всей хрупкости, тоже нет. Про Эфир пишут "эффект женщин без возраста", а автор The Concept Wardrobe написала: "впечатление Старых Душ" - что можно прочесть как то, что даже юные не совсем такие, как мы обычно представляем юность, а как бы "непонятного возраста"... хотя это совсем не то, что ранняя "очень взрослость", "матрониальность", которая, судя по всему, опять-таки про высокую долю Натурала. Это ДжиДжи явно в группе риска съехать в "тетковость", Натурал стремится перетянуть Романтика в ней. Многие миксованные типажи с Натуралом хорошо знают, что как только они в одежде пытаются в тру-Натурала, получается "тетковый эффект". И ДжиДжи пытаются из Натурала, скорее, подвытянуть, чем наоборот. Можно также вспомнить очень натуральную Кейт Уинслет, которая давно рассказывала в интервью, что её с 20 лет преследовали мнения: "Она выглядит такой ТЁТЕЙ". Натуральность, конечно, не "ось зла", хотя некоторые прямо так воспринимают, это в равной степени "ось добра" - составляющая и классичного баланса, и теплого романтичного - но требует осторожности.
Возвращаясь к Youthful, хайли лайкли, что это доля Романтика, но она уже не выглядит как прямо-таки Романтик. Доля такая умеренная и сбалансированная, что не просятся явно романтические фишки - скорее, оттенок как бы "девушковости", большей легкости по сравнению со "зрело-женственным", но без перегиба в прямо-таки Инженю. (На Кейт Миддлтон иногда перегибали и не только на ней). Это открывает некоторый простор для романтического флёра в стиле, без него чего-то не хватает, но требует "ювелирного", индивидуально выверенного, подхода.
Часто это "je ne se que" - даже сложно объяснить, что именно мы считываем в какой-то детали образа (или только когда она на конкретном человеке) как "оттенок молодости". Но мы это воспринимаем, и мне эта характеристика кажется важной, хотя ни одна типология её внятно не выделила. Уж на китченеровские Essences мы могли бы рассчитывать в этом моменте, но тоже увы. В том числе важно, что "эта форма Инь", этот "Романтик Лайт" вовсю встречается у весьма крупных и, вроде бы, достаточно янских типажей. Принцесса Диана - лучшая иллюстрация (Маменко типировала её как Драматика-Гамина). Элизабет Дебики, очень успешно перевоплотившаяся в Диану в сериале "Корона" - тоже. Вообще, Youthful встречается часто и становится заметен с возрастом, когда на реальную юность уже никак не спишешь.

Про Классиков




У меня по таблице Essence получился довольно неожиданный результат: по большей части сошлось на Классика, хотя одновременно я никак не Классик из авторского "идеалистического" описания.
С одной стороны, нас всю дорогу прессуют, что Классика = "всё среднее, высоко симметричное и смешанное так гладко, что ни единой выдающейся черты". А с другой - на практике можно не иметь таких параметров, но "сходиться скорее в серединку, чем в крайности". Нет однозначного мнения о том, что обеспечивает классический баланс. Мы знаем и более сложные попытки объяснений. Двин Ларсон с худ. образованием и родом деятельности считала, что классика, скорее, "полифония", высокое число влияний в типаже, и прямо-таки идеальная сглаженность не обязательна. Ларсон не пользовалась буквой К, её Классики все состоят из Д, Н, Р и Г в разных пропорциях.
И да, на практике можно обнаружить, что у многих лиц с наиболее "однородными" (т.е. одно влияние сильно доминирует) и даже высоко симметричными чертами баланс на Классика не сойдется, а у кого-то более сложно-неправильного - да.
Меня зацепила известная китайская модель Лю Вэнь (Liu Wen). Со всеми 33-мя оговорками, что она не является средним случаем, "не каждый Классик - модель и не все модели - Классики", "модельность" - не обязательная добавочная характеристика. Но в данном случае и у модели признаки Д, Н и Р не сглажены настолько, чтобы мы видели "супернейтральное", "манекенное" лицо. В лице высокая асимметрия, если присмотреться. Линда типировала Лю Вэнь как Refined Classic, но в ней в равной мере очевидно и определенное Натуральное "Ян-утяжеление". По факту баланс трех компонент у Лю настолько уникальный, что можно тянуть в сторону любой, хотя в сторону Д (в т.ч. Д со вторичным Н) или Р получается намного симпатичнее, чем во Фламбоянт Натурала. Фотографий в классичных образах я не нашла, но можно сказать с уверенностью, что, поскольку внешность высоко трансформабельная, но не "нейтральная", это наложит отпечаток и на то, какая на ней получится Классика. Я, например, крупнее, и и у меня получается гармония с классичной базой, но с укрупнением, в т.ч. натуральные фактуры звучат сильнее. (Как в интерьере с фото; вообще советую не пренебрегать интерьерами, они часто более вдохновляющи, чем сарториальные образы).
Я бы не стала "стреляться" за то, можно ли "таких, как мы" считать Классиками (даже при том, что Лю укладывается в модельные стандарты; я согласна с автором The Concept Wardrobe, что дело не всегда в конкретных размерах), но с подобными корректировками мы в Классику встанем. И часто именно в неё, т.к. МОЖНО качнуться в ФН, в Д и в Р и даже в определенную гаминность, но... У Лю за счет особой "модельности" еще убедильно прокатывает (и с поправкой на то, что мы вряд ли видим азиатские лица так же нюансированно, как европейские, еще и за счет этого некоторое визуальное сглаживание происходит), а на себе я обычно чувствую: "только этого мало". Или, как мама говорит, "тебе надо благороднее", хотя точнее было бы сказать "тебе нужно более полифоничное".




Той "скупой" Классики, которую нам зачастую навязывают как единственную, тем более мало:) Понимание Классики, как можно заметить, сильно сместилось в сторону даже не идеализма, а, скорее, минимализма. Вот МИНИМАЛИЗМ (опять-таки интерьер в помощь) - да, требует очень сглаженного или очень Эфирного типажа без заметного Натурального звучания. Классика - в строгом смысле, нет. В ней есть ощущение меры, нет ухода в чрезмерность, но это не то же самое. Классика - это полифония и определенный баланс этой полифонии. Это точно сложнее, чем "всё идеально ровно-просто-симметрично". Если у вас нет достаточного попадания ни в одну колонку таблицы The Concept Wardrobe, хороший шанс, что у вас будет классичная основа в стиле, даже если не Классика-Классика.
Как я писала в связи со стиль-персонами Энн Рейнтен, в свое время нас в паблике подобралось несколько девушек с чертами Драматиков, по тесту Кибби все вышли Софт Драматиками, но реально никто из нас не вписался ни в СД, ни в Драму-Драму. Крайности редки, мы все оказались более сложно смешанными, и Рейнтен разумно предложила для таких ДНР (или даже ДНГ по Ларсон) Элегантную стиль-персону. Я бы уточнила, что элегантность можно понимать и как understated lux тру-Классиков... всё, родного языка уже не хватает 😇 - скорее, именно это понимание первично. А ДНР/ДНГ в ассортименте я бы, наверное, скорее обозначила словом smart - оно позволяет выразить тяготение в сторону некоторой, без крайностей, "аэродинамичности", "непрерывности" силуэта и доли striking-выразительности... это "бленд" Д и Н, который отличается и от Драматической эстетики, и от Натуральной, хотя в нем есть черты обеих. Доля Р или Youthful ("какого-то Инь") тоже ощущается, но не такая высокая, чтобы сходилось на СД. И с тремя влияниями чем-то похоже на Классику и вписывается в определенные варианты Классики, но опять-таки не в ДК Кибби.
Когда анализирую подошедшие мне вещи, их баланс хочется прочитать как "bold-натурально-элегантный". Youthful-эффект виден уже на мне, в самих вещах - разве что нюансом, о котором можно спорить. Найти такой баланс так-сяк удается, хотя часто приходится смиряться с пережимом в Д, ДГ и вообще с некоторой "эстетической грязью". В масс-маркетовских дизайнах обычно не хватает виртуозности исполнения, чтобы была одновременно и повышенная выразительность, и классичное впечатление. Даже обязанный быть "высоким" кутюр к нему уже практически не стремится, вектор перевернулся в сторону "stay trashy, not classy":)

эстетики, стилистика, стиль-персоны, стилевые типологии, essences, стиль

Previous post Next post
Up