Сериалы я начала смотреть от безысходности. Потому что все хорошие фильмы кончились. Видимо, пышный расцвет триллеров, комедий и фильмов ужасов остался в девяностых.
Если смотреть сериалы - то, по крайней мере, детективные. Отечественные отмела сразу. В первых кадрах «Мосгаза» увидела бедно обставленный кабинет, чиновника, одетого с потугой на моду 60-х, портрет то ли Хрущёва, то ли Брежнева на стене. Всё ясно, значит, половину сериала займёт унылое полоскание и загаживание «всего совкового». Даже в детективы умудряются всунуть политическую заказуху.
Буду смотреть «заграничных иностранцев». «Мост», «Убийство на пляже», «Касл», «Перевал». Сразу отметила: сыщики во всех фильмах - излом да вывих. Один пьёт, другой хлещет энергетики и глаза с плошку, третий то ли нюхает, то ли колется - лавры морфиниста Шерлока не дают покоя. У четвёртой муж педофил и убийца, пятая вообще с большим приветом и тараканами, шестой никак не может помереть от сердца. Чтобы, значит, зритель проникся: следаки тоже люди.
Все вокруг «Мост», «Мост» да когда выйдет очередной сезон «Моста» - посмотрим, что за «Мост» такой. М-м, как стильно датчане и шведы одеваются: сногсшибательные, облегающие пальто, выигрышное сочетание светлых шарфов и перчаток с тёмной одеждой - и наоборот... Сама элегантность.
Попадаешь в ХХII криминальный век: секунда - и компьютер определяет треугольник, откуда звонит преступник, секунда - мчатся сигналя полицейские авто, секунда - детективы защёлкивают наручники. Работа пальчики оближешь.
Датские и шведские серийные преступники - тоже люди с тонким вкусом, изысканной фантазией и кучей свободного времени. Иначе не стали бы заморачиваться и - мужчины, не читайте - на камеру закручивать лебёдку, медленно вытягивая из школьного педофила его гениталии. Говорю же, те ещё шалуны.
Или как вам такой почерк маньяка: ставить клейма на нёбо мертвецов. делать им нечего. А следователь Сага Нурен вся такая, сразу: это клеймо с буквами из алфавита за 800 лет до нашей эры. Нам, кондовым, до такой криминалистики будущего плыть да грести.
Как работают, для сравнения, наши следователи? Взять хотя бы особо опасного «орского маньяка», на чьём счету десятки убитых и изнасилованных молодых женщин. Свидетели указали, что именно в его машину садилась очередная жертва. Мужчину вызвали, он принёс положительную характеристику, грамоты, какие-то справки (!) - и... его отпустили!!! Через несколько дней (!!) всё же изволили оторвать зады от кресел, осмотрели джип и нашли на заднем сиденье кровь убитой. Но маньяк скрылся и не найден до сих пор.
А маленькие «пьяные мальчики» - таких случаев в России уже 4? Это всё, что надо знать о наших СО и судмедэкпертизе.
«Касл». Главные герои, расследующий убийства - как сахарные фигурки со свадебного торта. Душки, куколки, отчаянно на протяжении всего фильма делают глазки и кокетничают друг с другом. Прехорошенькие, няшные, одеты от кутюрье (даже судмедэксперт - будто только сошла с обложки глянцевого журнала). Сериал прикольный, гламурный, лёгкий, стебающийся, состоит из коротких незатейливых историй, мозги не грузит - молодёжи понравится. О фильме можно сказать фразой героини: «Ждёт убийства, как малыш - Рождества. А под ёлкой - трупик».
Потом было чисто английское «Убийство на пляже» - для любительниц слезливых мыльных опер. То есть я была готова к холодноватой английской неспешности, но не до такой же степени! Все три сезона шло вялотекущее оплакивание погибшего мальчика. Вспоминали об этом так многословно, такими банальными монотонными, скучнейшими, заезженными словами, что героям не веришь и не сочувствуешь. И только думаешь: гос-споди, сколько можно, когда кончится эта тягомотина?
В фильме самые неудачные актёры на главные роли. Он (Харди) болезненного, чахоточного вида и никакой. Она (Миллер): серая мышь, клуха, домохозяйка с кудельками, с потухшими глазами. Думаешь: вот-вот она раскроется, поразит, увлечёт, заблистает как сыщик. Не заблистала. Пришла и через 24 серии ушла такой же домохозяйкой и серой мышью.
Сериалы смотрела на пару с подругой - и зареклась. Возмущению её не было предела, которое она выражала в самые неподходящие моменты. Главная тема: европейские бабы зажрались! Многодетные немолодые матери, далеко не красавицы ( у одной пятеро мал-мала меньше («Мост»), у другой трое беби («Убийство на пляже»)- так вот, они хладнокровно подают на развод. Потому что - вы не ослышались! - видите ли, они охладели, разлюбили! Не, во мочалки, а?! У нас молодые-красивые-бездетные вцепятся в штаны: «Не уходи-и, милый!» А эти, блин: «Не могу оживить отношения», «Я перегорела». Ну, поганки!
Главное, мужья-то чистое золото, любо-дорого: 1. Родные отцы детей. 2. Любящие. 3. Обеспеченные. 4. Умные. 5. Интересные. Вот какого рожна английским бабам надо, с жиру бесятся, их бы на наше безрыбье. Приятельница всерьёз задумалась: не зарегистрироваться ли на английском сайте знакомств?
Совершенно её, бедную, доконал 3-й сезон. Там все 8 серий тянут кота за это самое, расследуется изнасилование женщины. Городок гудит, пострадавшую заваливают подарками, прикрепляют круглосуточного психолога: «Вам нехорошо? Давайте прекратим. Возьмите меня за руку. Я вас уведу. Можете звонить в любое время» (та и звонит, часика в три ночи, за утешением).
У обоих слабонервных следователей во время допросов и на месте преступления блестят от слёз глаза. Следовательша вынимает платочек и едва сдерживает рыдания. Не хватает только нюхательной соли и обморока.Дрожащим голосом признаётся: »Я сама это едва выдержала«. Видимо, им до этого приходилось только нюхать цветочки.
Подразумевается, в этом месте зрители должны обрыдаться. Хотите для сравнения посмотреть, как у нас следователи с изнасилованными девчонками обращаются - »Ворошиловский стрелок« вам в помощь.
Но самое-то главное, возмутившее приятельницу до глубины простой бабьей души: спасибо бы изнасилованная сказала, что на неё вообще кто-то посмотрел, с её-то личиком больной старой, тощенькой ушастой обезьянки! Пятьдесят лет стархолюдине, а она на вечеринке нажралась (любит это дело) и давай ко всем мужикам приставать. А потом, до кучи, потащилась в лес искать на попу приключений. Сама виновата!
В общем, вместо того чтобы смотреть фильм, я слушала приятельницу. Нет, уж если англичане с голодухи на такое бросаются - там смотреть нечего, карлица, кожа да кости - пора, пора приятельнице - пышной, статной, моложавой, белое с розовым, кровь с молоком, коня на скаку и в горящую избу - на ихние сайты знакомств. Пусть затхлые джентльмены увидят, что такое настоящая Женщина!
Да ещё, прикиньте, мартышка-то в день юбилея подруги переспала с мужем этой самой подруги! А та, вместо того, чтобы выдрать гадине жидкие волосёнки, просит у шлюшки прощения, а шлюшка приказывает подруге идти прочь и больше не заявляться на её территории.
У приятельницы руки чесались дать хорошего леща поганке. Вот это что такое, как это назвать, горячилась она?! А это - защита частной европейской собственности и нарушение личного пространства: попробуй тронь, загремишь в тюрьму.
А ещё - толерантность. И чтобы вот этого »сама виновата« - ни-ни. Её тело - её дело. Хочет - водку пьёт, хочет - на шею подряд кому попало вешается. И старая некрасивая героиня выбрана потому, что насиловать только красивых и молодых - это сексизм, намёк, ущемление, оскорбление, нарушение прав пожилых дурнушек: они тоже тоже подлежат насилию!
Старая добрая, чопорная Англия изо всех сил тянется на цыпочках: «Я тоже, тоже хочу быть толерантной!» Роды - только домашние, в корыте с водой. Лесбиянство - так уж чтобы всех переплюнуть: целовались влюблённые старухи, прокурорша с редакторшей. Оказывается, тайные чувства их друг к другу тлели всю жизнь, а на закате вспыхнули пламенем.
И зрителей заставляют безжалостно смотреть затяжной морщинистый поцелуй. И слушать, как бойкая феминизированная арабка говорит о сожительнице : «Моя жена». Уши режет? Ничего, не больно нежные, вытерпите! Слушать и уши не затыкать! Смотр-реть, мы сказали! У нас толерантность!«
Не вооружённым глазом видно, что кадр этот пришит белыми нитками, приляпан наспех, впопыхах - никакой смысловой и логической нагрузки он не несёт. Видимо, был телефонный звонок жёсткого цензора: в фильме по спущенному сверху пятилетнему плану мало »нетрадиционки» - вы что, гомофобы?!
Ну и выходцы с Востока («Мост») - горячие арабские парни, вспыльчивые, неприкаянные, напрасно обиженные, понять и простить. Вроде, их в Европу завозили как рабочую силу, но на работах эти смуглые великовозрастные дылды замечены ни разу не были: натянут свои капюшончики и кучкуются в подворотнях.
У сериала «Перевал» два недостатка. Во-первых - слишком короткий. Второе - рядом со словом «перевал» в интернете всюду назойливо лезет слово-спутник «Дятлова» (косточки несчастного туриста вертятся пропеллером). А так - шикарен и динамичен.
Здесь самый харизматичный сыщик, какого я когда-либо видела: одышка, колоритное пузо, недельная небритость, долгополое пальто с меховым воротником а-ля Шаляпин нараспашку. Похож на русского графа Алексея Николаевича Толстого.
Высший пилотаж любого фильма про маньяка - это когда зритель начинает маньяку, со всеми его зверствами, сочувствовать. И отождествлять с собой. «Перевал» - именно тот случай.
Убийца одинок (как все мы). Не понят обществом и близкими (как все мы). Любит природу (как все мы). Беспокоится за судьбу Земного Шара (как все мы). Ненавидит политиков и чиновников-временщиков, после которых хоть потоп (как все мы). Ради своего ребёнка не пожалеет чужих детей (как многие из нас, поставь судьба перед страшным выбором).
А его идея спасения природы и наказания виновных - и есть его дитя, единственное выпестованное, выстраданное... Конец - краток и трагичен, поставлена красивая и единственно возможная точка. Очень, очень советую.
Вот как-то так. Пойду искать следующие детективы.