Спасибо, видели. Но вот один знакомый говорит:: "Смотри непременно". Другая говорит: "Это совершенно другое кино. Все дни под впечатлением".
1985 год. Когда апрельским вечером в программе "Время" диктор лёгким голосом, почти вскользь сообщил об аварии, я и ухом не повела. Ну авария, ну и что? Наш Незыблемый, Могучий Союз да не справится? Тогда в людях жила стопроцентная, железобетонная уверенность в защите и заботе.
Мой брат работал на закрытом заводе по производству топлива для АЭС. От него первого услышала, что это может быть страшная трагедия.
***
Две серии я буквально проглотила и влюбилась в в фильм. Три серии оставила на завтра. И обзванивала всех, и уговаривала: "Вы не видели "Чернобыль"?! Вы многое потеряли".
Вечером села смотреть продолжение. Ага, разбежалась. Вчерашний сайт уже был заблокирован. Фильм не что бы в России официально запрещён, но и не рекомендован. Видимо, стало обидно отечественным киношникам: 35 лет не чесались, сами ничего толком не создали. Сам не ам, и другому не дам.
Полтора часа поисков вознаграждены, продолжение найдено. Лучше бы я его не находила, такое постигло разочарование. Насколько задели душу первые 2 серии, настолько оттолкнули последние 3. Не надолго хватило американцев, чтобы поддерживать видимость объективности. Чтобы не скатиться до унылой "водки, балалайки и медведя". То есть не медведя, а собак.
Половина одной серии посвящена тому, как солдаты с внешностью уголовников убивают собак. Один и есть уголовник с огромным ножом за голенищем. А как же: Россия, да без уголовной романтики. Команда по зачистке тщательно готовится, подробно обсуждает, хлещет водку для храбрости (и от радиации), даёт советы, как подзывать, куда стрелять, как добивать. Ищут и убивают пушистиков, доверчиво и радостно махающих хвостами друзей человека.
Ну, был такой тяжёлый факт, но отчего его назойливо акцентировать и искусственно растягивать на половину серии?
Я понимаю, что в Америке облучённых животных целовали бы в носики, помещали в бархатные клетки и отправляли в лучшие ветеринарные клиники. Или деликатно промолчали об их судьбе, выпятив какого-нибудь лубочного рядового Райана или Уильямса, произносящего патриотические спичи и спасающего всё человечество. Но ведь это Россия, страна убийц собак.
***
Вот очередь людей, которых принудительно записывают на ликвидацию аварии. Едут в автобусе с похоронными лицами. Мой муж в 1985 работал на брошенных украинских заводах близ Чернобыля. Рассказывал: конечно, не скакали от радости, но ехали с шутками, анекдотами. Молодость брала своё. Ехали в неизвестность, ну что теперь, в саван заворачиваться и в могилу ложиться? Э, где наша не пропадала. Что будет, то будет.
И снова с тоской вижу эти тёмные, в коричневых тонах советские комнаты. Грубо, устарело, господа. Да нашу деревенскую избу с маленькими окнами солнце заливало с утра до ночи! А уж в городской дядиной квартире свет слепил глаза в огромные окна, увешанные весёленькими шторами. Но как можно светлое и весёлое - это же Россия!
***
Девочки в нелепых в будний день белых фартуках - ну это ладно... Вот на совещании, выслушав победную речь ветерана, директор АЭС Брюханов в восторге изо всех сил колотит ладонью по столу, затем начинает хлопать. Но это чисто американский жест: колотить ладонью по столу, и то где-нибудь в пивнушке. У нас могли быть исключительно аплодисменты, переходящие в "бурные, продолжительные" - это да.
А шахтёры! Шахтёры меня убили! В каких штатовских пабах, из-за каких пивных стоек они набрали эту массовку, этого пузатого, жирного главаря шайки "а-ля Великая депрессия"? Шахтёры - люди себе на уме, заглядывающие каждый день в лицо смерти, но советские шахтёры - это совсем другая формация. Они даже умирают с покорным, угрюмым и обречённым выражением лица. Покорность и забитость у русских работяг в крови, увы.
А эти... нахальные, развязные, качающие права нагло и фамильярно. А уж чтобы проходить мимо министра и лапать угольными ладонями его пиджак и лицо, приговаривая: "Вот теперь ты министр угольной промышленности"... Ну американцы, ну сказочники! Х...ые консультанты у создателей "Чернобыля".
В диспетчерской АЭС начальник кричит подчинённому: "Иди ты в ж...у!" Попутал режиссёр советских инженеров с рецидивистами из американской тюрьмы. Может, у нас и матерились, и тяжелее и страшнее, но вот не так анекдотически.
И эта тупая, неколебимая уверенность в собственной американской исключительности, что все вокруг дураки, а вот сейчас старший брат и освободит от ЛЖИ, которая якобы и и породила Чернобыль.
***
В общем, смазали впечатление. Любим мы крепко покритиковать всё русское, в том числе мешая себя с грязью - это да. Но тут хочется крикнуть: а займитесь-ка своими проблемами".
Вы уже наворотили в России такого, что не приведи Бог. 35 лет, благодаря активной заокеанской помощи, мы живём БЕЗ ЛЖИ. За это время страна, захлебываясь в Правде, погрузилась в такое неслыханное дерьмище, из которого, пожалуй, и не выберется. Каждый день СМИ вываливает на нас лавины смердящей правды - и что?
***
Конец фильма, полторы серии посвящены подробнейшему, тщательному разбору, буквально под микроскопом, причин аварии. Настолько въедливому, что походит на попытку оправдаться. Невольно возникает подозрение: а не горит ли на воре шапка?
Уж больно идеально сложились в те годы, месяцы и дни события, как кубики лего: череда скоропостижных смертей рулевых страны, СССР замер на распутье, приход тряпичного Горбачёва: "чего изволите?" 23 апреля "судьбоносный" Пленум, где впервые звучит слово "перестройка". А уже через 24 часа - вот же совпадение, как на заказ, - страшная катастрофа. Вы до сих пор наивно верите в случайность? Только если её хорошо приготовили.
Итак, для начала конца, для последнего штриха не хватало рукотворного Чернобыля: дабы окончательно деморализовать страну, посеять панику, страх, отчаяние, возложить страшную вину перед миром. Всего-то чтобы нужный человечек в нужное время нажал на нужную кнопку.
Не есть ли американская правда глубоко закопанная ложь? Мы никогда не узнаем, что на самом деле послужило причиной Чернобыля, в чьих интересах он так "кстати" случился, какие силы были при этом задействованы. В любом событии ищи того, кому это выгодно. Но вот что Америка спала и видела, как одурачить и расправиться с сильной страной, с конкурентом - это к бабке не ходи.
***
И вот ещё это примитивное деление героев на белых и чёрных. Белые и пушистые: выдуманная, некая ангел во плоти, борец с режимом Ульяна Хомюк, чудодейственно вмиг прозревшие Легасов и Щербина - и чёрные-пречёрные кремлёвские старцы. Да, в фильме прекрасно воссозданы сутулые походки и брюзгливые лица советских бонз, их мягкие, плохо пошитые фабрикой "Заря" костюмы.
Нынешняя власть сплошь в прекрасных итальянских и французских пиджаках - зато страна смертельно больна. А все эфемерные Ульяны Хомюк, натворив дел на Родине, улизнули на Запад. Вот вам и Великая сермяжная правда.
***
Но есть люди, чьи имена должны быть выбиты огромными буквами из чистого золота.
АЛЕКСЕЙ АНАНЕНКО, ВАЛЕРИЙ БЕСПАЛОВ, БОРИС БАРАНОВ.
И каждый год 26 апреля имена эти должны греметь на всю страну, и вся страна (а с ней и Европа) должна вставать в минуте молчания.
В якобы лживое Советское время так бы и было. А кто нынче помнит имена героев, заслонивших мир? У народа другие кумиры и божки: бузовы, сябитовы, малышевы, урганты, шурыгины, якубовичи...
Результат Великой Рыночной Правды: что человек есть всеядная свинья.