Aug 22, 2014 10:27
в свете последних событий, случившихся с моими друзьями, я решила написать этот пост о подготовительной системе для поступления в вузы германии.
немцы заканчивают школу в 18-19 лет, учатся на несколько классов больше, чем выпускники школ стран постсоветского пространства, поэтому обязательным требованием для поступление является окончание 2х курсов университета на родине. для меня в течение этого года так и осталось загадкой, можно ли окончить какой-то левый вуз, да ещё и не по своей специальности, а потом подать на другое направление. во многих вузах, вроде как, нельзя. чтобы не возиться два курса на родине, есть система колледжей при универах, куда могут брать сразу после школы (в случае аттестата с отличием) или после окончания одного курса вуза на родине. причем тоже остается мало разъясненным, можно ли поступить на химико-биологический м-курс после окончания пары лет филфака. опыт показал, что надо бегать за сотрудниками вузов, трясти с непосредственно проверяющих документы всякую инфу по этому поводу, иначе можно жестко разочароваться. как оказалось, как повезет.
вопрос, какой из этих двух путей менее болезненный, достаточно спорный.
если у вас есть золотая медаль (причем с недавних пор важна исключительно отметка в аттестате об отличной учебе, а не всякие медали от школы, района, города и т.д. должна быть отметка под гербом РФ в аттестате) или вы уже отучились в какой-нибудь шараге год, пусть дорога вам в Studienkolleg. за год обучения на родине не важный ваши оценки, при приеме в шк на них никто смотреть не будет, поэтому это должна быть именно шарага, которая не будет отнимать у ребенка время на изучение немецкого языка. в основном играет роль именно последний фактор.
и вот почему. большинство шк проводит вступительный экзамена. на М (самый востребованный, химико-биолого-физический) курс это, как правило, математика или немецкий. ну даже для чтения математический задач, которые написаны в Konjunktiv I тоже нужно знание немецкого, а то так и не поймете, едут два поезда навстречу друг другу или отдаляются. тут-то начинается самое интересное.
возьмем Studienkolleg в Берлине. тут, чтобы поступить на М-курс, надо сдать только вступительный немецкий. задания легкие, но для человека, который только что приехал из-за границы (тут ещё важно не опоздать с визой и обязательно надо делать за 2-3 месяца абитуриентскую. про срок это я не пошутила, это реально так, процесс может ооочень сильно затянутся, но об этом позже. если вы опоздаете с визой в Берлин, то никакого Nachtermin, т.е. возможности вдогонку что-то написать, вам не дадут) и до этого ходил на курсы/посещал репетитора, это, возможно, станет непосильно сложно, вчерашний школьник растеряется и налажает. а отличные оценочки по рисованию и музыке в школе не помогут, ибо никак не повлияют на результат. отбирают 18-20 человек. экзамен пишут (так почти везде кроме самых мелких городов) больше 200 человек, часть из которых тусуется на языковых курсов и знают немецкий куда лучше вашего ребенка, который пару месяцев назад разрывался, сдавая егэ и бегая с документами, или закрывал сессию и ему тоже было не до того. возьмем Studienkolleg Heidelberg. Тут та же самая картина, отбирают 14-16 человек и тоже конкурс немецкого языка. и точно так же школьная оценка никак не повлияет на результат теста. однако, тут есть Nachtermin, проводится для опоздавших. но тут не доберут пару человек на "первой волне" и по завешенным баллам возьмут ещё двоих на "второй". уверены, что это будет ваш ребенок, который ещё вчера бился в слезах из-за того что вовремя не выдали визу? та же ситуация в Studienkolleg Muenchen. он единственный на всю баварию, поэтому бойня за место тут равносильна бойне берлинской. и точно так же - отбор по языковому экзамену.
в воздухе повис вопрос - почему так мало на этот счет написано в интернете? почему сайты образовательных агенств гарантируют места? почему столько хороших отзывов поступивших? ответ на вопрос, думаю, сам образованному чловеку понятен. на эту "попытку" ребенка родители вывалили кучу денег - открыли блок счет (поведясь на разговоры на формах о том, что это обязательно), купили билеты, оплачивали репетитора. поэтому кому захочется признавать, что вот так вот выбросили деньги на ветер?
напрашивается вопрос - а как же тогда выучить немецкий, чтобы написать этот экзамен и получить заветное место? тут мы возвращаемся к названию самого поста. при многих университетах, там же где и есть колледжи, есть ещё и языковые курсы, на высших ступенях которых и обсуждаются задания, как правило, даже с преподавателями их составляющими. многие наглые арабские абитуриенты ходят хвостом за преподавателем. и потом получают места. это не "покупка" экзамена в чистом визе, это "подготовка", которая стоит денег. денег за общежитие вуза, за проживание в стране даже при том что курсы могут быть бесплатными или стоить совсем символических денег. в мюнхене есть вот такие. и перед самим экзаменов в Studienkolleg, когда 300 человек толпится у дверей и все хотят на м-курс, стоит кучка хитрых, которые обсуждают похожие задания. тут всплывает ещё один момент. многие родители, наверное, сейчас скажут,блин, вон сколько книг лежит, иди учи немецкий сам, оплатят курсы или ещё чего. зачем весь этот геморрой по получение визы, если нет гарантии, что ребенок в итоге поступит? так вот, тут работает тот же самый принцип ЕГЭ, который я позже расскажу на примере Studienfaehigkeits-теста во Франкфурте. то есть при хороших знаниях и без прицельной подготовки, ЕГЭ написать, конечно, можно. но на высшие баллы от 85 это не представляется возможным. надо набить руку, натренировать себя только да данный тип задания, знать лексику по определенным темам, знать, за что хвататься. и если взять ещё и тот факт, что мест не более 20 и провести аналогию с ЕГЭ, то получается, что пройдут только стобальники. ваш ребенок смог написать егэ на сотню без спецшколы и репетиторов? не думаю.
так где вступительная математика все ещё интереснее. например, в Studienkolleg Saarland даже есть подготовительные курсы по математике, где будут натренированы именно те задания, которые понадобятся на экзамене. и, как вы уже догадались, все платно. мест так же мало и на экзамен сам пригласят далеко не всех желающих (но так может случится и с вашеперечисленными шк). не стоит забывать, что желающие не только из стран постсоветского пространства, но и дети других иммигрантов, турки, арабы, китайцы. если вы думаете, что ребенок будет учиться в окружении французов, англичан и американцев, то сильно ошибаетесь, потому что эти сидят дома и не рвутся "за лучшей жизнью" в и без того эмигрантами населенный доичланд. а китайцев недооценивать нельзя, ох нельзя. сможет ли ваш напуганный ребенок только что приехавший в незнакомых город до этого прорешав пару примеров экзамена, его действительно сдать? все эти экзамены в разных шк проходят в разное время по всей стране. вы действительно собираетесь попытать счастья в нескольких местах? да нет, вы скорее всего выберете одно и там провалитесь. мой совет - приезжайте в германию, снимайте квартиру, ходите на курсы и подавайте ВЕЗДЕ, ездите по городам, сдавайте экзамены.неважно, сколько времени на это потребуется. может, где-то вам и повезет. просто потому что большинство будет сидеть дома. а преимущество всегда за тем, кто в движении.
есть ещё часть шк, где прием документов не до 15 июля/января, а в другие сроки. часто в них нет вступительных вообще или засчитывают сертификаты языковых экзаменов. ну тут, думаю, будет понятно, что языковой экзамен должен быть сдан идеально, школьная медаль должна сиять, вуз должен быть не шарагой, зачетка вся в пятерках? желающих в подобное место тоже много, потому что дети по всему миру заканчивают учиться именно в конце весны и мало кто успевает получить, перевести и заверить аттестат/академическую справку до 15 июля. а те кто успевают, как правило, тут же расслабляются, не подают на Studienbewerbungvisum, сидят и ждут приглашения на экзамены и потом тихо плетутся в посольство, когда уже поздно. ведь прогулка в посольство это тоже время, деньги и нервы. задайте себе вопрос - если вы так себе жалеете уже сейчас, то есть ли смысл у всего этого предприятия вообще? ведь потом нервов, денег и времени понадобиться куда больше.
если есть возможность договориться с учителями, то лучше договаривайтесь. сделайте своему ребенку подарок, задавите в себе гордость и прогуляйтесь до кабинета вредной математички и уговорите эту старую мымру не портить вашему ребенку аттестат. это сэкономит вам кучу денег. сейчас расскажу зачем.
если вы таки пробрались через все дебри и получили место в шк, и радостно сидите за партой с тунисцем, который трясется от того, что вы едите свиную сосиску, то не спешите радоваться. по окончанию коллджа вам придется сдавать экзамен по всей программе. в больших городах, где отбор более жесткий, у вас будет и более жесткая конкуренция. нельзя же всем поставить выший балл и отпустить. нет, задания будут пускай и из школьной программы, зато к критериям оценки также будет относится человеческий фактор. принимают сотрудники шк, так же там и преподающие. поэтому любимчик может так же получить лучшие баллы чем зазнайка. а баллы портят все. пара ошибок и оценка с "отлично" 1,0 скатывается до "пятерки с маааааленьким минусом", т.е, скажем, 1.3. и двери Charite Berlin для вас закрываются раз и навсегда. (о поступлении в мед позже). тут, думаю, понятно, что тоже будет играть человеческий фактор - в каких-то городах сдать сам экзамен куда легче и получить хорошую по нему оценку легче, чем в других. так, например, экзамен DSH по немецкому в бонне ставится просто наугад. там его сдают все кому не лень и поэтому он не признается многими другими вузами. сотрудники приемных комиссий тоже люди прошаренные, знают, что из одних шк люди идут с хорошими баллами чаще, чем из других. и при прочих равных при отборе могут обратить на это внимание и предпочесть другого абитуриента.
не лучше ли придти к старой школьной карге с коробкой конфет и получить так отличный аттестат? не лучше ли перевести ребенка к экстернат или как-то странную левую школу, где он будет розой среди навоза и ему и так все поставят? с отличным аттестатом и с двумя годами родного вуза (на бюджет можно поступить в любой задрипанный вуз, сдавать там удачно все сессии и усиленно ботать немецкий) оценка все равно будет считаться по аттестату. и она будет 1,0. а тот, кто сидел в шк и не выспался перед экзаменом, получит 1,3 и пролетит. оценки зачетки (на своем опыте проверено) проверял только один вуз Erlangen-Nuernberg. там мне пересчитали ВСЕ цифры, которые стояли в моих документах - от рисования в школе, до оценок на школьной мед практике. но везде, где идет подача через uni-assist (а таких вузов подавляющее большинство) сотрудники будут ориентироваться только на аттестат (про ЕГЭ и думать забудьте - не лучше ли потратить деньги на репетиторов к егэ на языковые курсы летом?). с другой стороны, в течение года ребенок познакомится с жизнью в германии. научится интернационализму, самостоятельности и выучит кучу необходимой лексики. возможно, выпускникам шк будет легче и морально, и в учебе на первом курсе. но я вот закончила 2 года прогнившего элитного вуза и что-то таки вынесла по медицине за это время. теперь мне просто предстоит переложить все знания на другой язык. но строение тела, биохимию, патологию я уже знаю. и это тот случай, когда знание важнее того, на каком языке это будет произнесено. что нельзя сказать о филологах - этим надо учесть читать много и бегло на другом языке. выбор за вами, все зависит только от вашего желания бороться и платить.
М-курс,
поступление в медицинский вуз в германии,
bonn,
ЕГЭ,
studienkolleg berlin,
studienkolleg heidelberg,
учеба в германии,
dsh,
германия,
studienkolleg muenchen,
штудиенколлег,
sperrkonto,
studienkolleg des saarlandes