Вы когда-нибудь наблюдали как люди говорят по телефону? Нет, не у нас. За границей. В отрыве от.
Мне не так давно довелось наслаждаться этим в Италии.
Русские, которых доводилось тут встретить, делятся на две категории.
Одни нервно дергаются, услышав звонок, смотрят на определившийся номер и быстрой скороговоркой отвечают "язаграницейпотомперезвоню."
Другие, и это чаще всего большие дяди с грузным затылком, разговаривают медленно, значительно, часто употребляя Ну, Датышо, Блин, Нутыдаешь.
В зале посадки на самолет надрывается громкоговоритель, убеждая русскатуриста с говорящей фамилией пройти на посадку.
Стюардессы уже закрывают выход, как к ним подбегает молодая девушка, увешанная пакетами из дьюти-фри с криком:" Ой, пожалуйста, сорри! Не закрывайте! Он уже идет!"
Пять минут все ждут и наконец появляется ОН.
Девушка взвывает:" Коля! Скорее! Они ж закроют!"
Коля медленно и с достоинством неся перед собой пивное пузо, одной рукой прижимая к уху телефон, в другой-пакет с упаковкой пива, спокойно вещает на весь зал:" Так шо ты ему сказал на это? Не, я не понял! Мы так не договаривались!".
Так и пошел на посадку, не прервав важного разговора. А что самолет на десять минут задержали, то его, важного Коли, не касается...
А вот итальянцы тарахтят в свои мобилки с эффектом театральности. Постоянно повторяя свои козИ и белла. Жестикулируя руками, ногами и глазами так, как будто собеседник не где-то подалеку, а прямо тут, перед ним. И не один, а целый зрительский зал.
Портье в отеле, разговаривая с тобой на минуточку отвлекается на звонок. И ты десять минут стоишь как дурак, должный с восхищением наблюдать как он подпрыгивает с театральным восторгом *ах! браво! вы к нам! белиссимо! номер готов! никто не встретил? скузи! это не в наших правилах! мы такие-растакие-хорошие! жаловаться? скузи! белла! немедленно вылетаем и встретим/приветим* , жестикулирует, делает тебе бровями, приседает от усердия. А потом кладет трубку, улыбается тебе и...ничего больше по поводу того длинного звонка не делает.
В аэропорту импульсивный *Джорж Клуни* красавец в яркокрасных штанах, с набриолиненным торчком седым ершиком на голове, минут двадцать кричит в свой смартфон, обтянутый розовым чехольчиком.
Он по нескольку раз повторяет одну и ту же фразу, то вкрадчивым и ласковым голосом, то требовательным и высоким до срывания на визг.
Потом следует рулада переливов скузикозибелла, и опять попеременно включается то пулемет, то котиное мурлыканье. При этом он не просто сидит. Он оглядывается на соседей, откидывается на спинку кресла, вскакивает, снова падает в театральном отчаянии, высоко задирая ноги в лаковых кедиках.
Не удивлюсь если он при этом обсуждал обеденное меню или время встречи в приятелем.
Из книжки Генри В. Мортона Рим. "Прогулки по Вечному городу."
"Есть анекдот про то, как англичанина, француза, немца и итальянца посадили в тюрьму, связали им руки и стали пытать, добиваясь признания. Все заговорили под пыткой, кроме итальянца. Когда этот герой вышел на свободу, его друзья спросили, как ему удалось вытерпеть такие муки и не заговорить. "Понимаете, - объяснил он, - я просто не мог ничего сказать, у меня же руки были связаны!"
Думаю, по-итальянски почти невозможно говорить, не жестикулируя. Это язык, требующий аккомпанемента: либо музыка, либо жесты; национальное искусство оперного пения сочетает в себе и то и другое. Так что Рим - город жестикулирующих. Есть жестикуляция pianissimo; жестикуляция andante, robusto, fortissimo, и так, одно за другим, весь день. Когда автомобиль врезается в другой, то водители выскакивают из машин и жестикулируют furioso, и это высший класс. Ни два грека, обжуливших друг друга, ни два испанца, друг друга оскорбивших, не смогли бы лучше исполнить этот спектакль: в ход идут все жесты, которые приберегались до срока: приседания, прикладывание согнутых пальцев ко лбу и внезапное их разгибание. Еще можно ударить себя в грудь и тут же широко развести руки; быстро отвернуться, как будто собираешься уйти навсегда, но тут же резко повернуться обратно и упереться в противника обличающее вытянутым пальцем; сложить пальцы в щепоть и потрясать ею у самого рта собеседника… И, наконец, как мне кажется, очень оскорбительный жест: втянуть голову в плечи и съёжиться с отчаянно простертыми вперёд руками, как будто обращаетесь к непроходимому, безнадёжному идиоту.
И спасибо всем, кто давал мне советы по технологии приготовления Тирамису. Сделала. Уже все съели. Очень довольны. Буду делать еще.