Прогнозы оправдались. Часть вторая.

Mar 06, 2024 00:03

Ладно, хрен с ней, с репрезентацией. Давайте о чем-нибудь пободрее. Давайте… о морали. О моральном компасе, то бишь. О моральном компасе РТД, если судить по его сценариям.

[Совсем горькое]
Навигация морального компаса - штука сложная. Действительно сложная. Очень часто автор допустит ошибку в этом плане просто потому, что ему нужен вот такой поворот сюжета, и мозг не отслеживает последствия. Пример? Юнит, арестовывающий журналиста, приехавшего на место посадки корабля Мипа. Это секундная сцена, и совершенно очевидно, что никто даже не заметил того, что они превратили Юнит из научно-военной организации добра в корпорацию зла, нарушающую права граждан и свободу прессы, основные принципы демократии. Или то же Юнит, который открывает перестрелку на улице с теми чуваками, которые пришли за Мипом. Понятно, что половина этих чуваков сейчас под влиянием магии Мипа, но вторая половина не делает ничего для того, чтобы защитить мирное население. Этого не делает и Доктор - он очень старается спасти Донну и ее семью, да. Но ему посрать на всех соседей, обычных ничего не понимающих людей, которые могут от паники выбежать под пули, чьи дома могут быть разрушены так же, как и дом Донны. А когда он выводит Донну с семьей на улицу, он просто увозит их с места событий, совершенно не собираясь останавливать перестрелку. И единственная причина, по которой в этой перестрелке нет десятков жертв - это рейтинг ДК. Кстати, рабы Мипа расстреливают дом, в котором сам Мип находится - тут не столько мораль, сколько тупизна сценариста. А что, если бы они пристрелили Мипа? И да, полиции тут нет. Юнит как бы заменяет собой полицию, как и положено корпорации зла.
Или, вот, Доктор, находясь в очень опасной ситуации во втором эпизоде, на краю Вселенной, с бьющейся в истерике от страха Донной, почему-то считает, что самое время притвориться, будто он отравился и помирает, пугая Донну до усрачки. Мелочи ли это все? Да. Но ними пропитано все, а это показатель. Человек, писавший все это, не имеет морального компаса, поэтому его мозг не заточен на адекватные вопросы и ответы, касающиеся морали. Ему нужна перестрелка, он пишет перестрелку, ему хочется шутку, он пишет шутку, и срать он хотел на последствия. И из-за этого такие маленькие проблемы в итоге вырастают в гигантских монстров, разрушающих персонажей до самого основания. Старых и любимых персонажей. Конкретно двух - Донну и Доктора. Потому что и Донна, и Доктор в этих сериях - отвратительные моральные уроды, не имеющие никакого отношения к настоящим Донне и Докторе. Начнем с Донны.

На первый взгляд вроде ничего не изменилось - Донна всегда была остра на язык и грубовата, как типичная англичанка. Но есть большая разница между этим и откровенной хабалкой. Вот она сталкивается на улице с незнакомым мужчиной - немного странным, но услужливым. Он помогает ей подержать коробку, поддерживает разговор. Ей явно с ним норм, она не пугается его, даже представляет ему свою дочь и жалуется на нее. А потом, уже уходя, вдруг ни с того, ни с сего заявляет, мол, после 35-ти нельзя носить такие узкие костюмы. И сваливает. Откуда это неуважение и полное отсутствие элементарных понятий о приличиях? Почему она хамит и оскорбляет его, называя его во-первых старым, а во-вторых не умеющим подобрать костюм? Тем более, что Десятый вообще-то всегда был дэнди и одет он тут совершенно нормально, и при его худобе такой костюм вполне хорошо сидит. Ладно, идем дальше.
Мы встречаем мужа Донны, вся роль которого сводится к тому, чтобы быть типичным подкаблучником. Почему-то все пришли к выводу о том, что он такой клевый мировой муж и отец, но что, если немного подумать? Он не сопротивлялся, когда Донна отдала 166 миллионов фунтов на благотворительность. Ах какой хороший поступок. Она - секретарша, он - таксист, а еще половина этой суммы вообще-то принадлежала ему, потому что лотерейный билет она получила после того, как расписалась с ним. На эти деньги можно было бы открыть свой собственный благотворительный фонд, например, для людей, потерявших память - это соответствовало бы тому, через что прошла Донна. Или для людей, страдающих депрессией, как она. Или для военных ветеранов, как ее дед. Или впоследствии для детей транс, таких, как ее дочь. Можно было бы построить целую империю на этом и обеспечить хорошую жизнь и себе, и дочери, и при этом принести гораздо больше пользы, чем просто спихнуть бабло хер знает кому. Более того, желание человека отдать такие деньги, хоть и благородное, откровенно отдает тяжелым психологическим состоянием. Но мужу Донны на все это было, видимо, насрать, гораздо проще просто не иметь этих разговоров и плыть по течению. Так же, как, например, тогда, когда в его доме появился странный мужик и инопланетянин. Муж Донны никаким образом не пытается защитить свою семью, разобраться в ситуации, принимать решения. Он просто бежит вслед за Доктором как все и не задает неудобных вопросов. А когда его жена, по сути померев, потом решает полететь на приключения с чуваком, из-за которого она чуть не померла, ее муж отпускает ее без как-либо вопросов. Он не собирается лететь с ней, не пытается отговорить ее, не выражает беспокойства. И, естественно, совершенно не против, чтобы этот самый чувак в конце стал практически членом семьи, потому что чего ему переживать, ведь ему ТАК ПОХУЙ. Это не хороший муж, который не давит на свою жену. Это безразличный муж, которому просто удобно не общаться со своей женой ни на одну важную тему, чтобы она поменьше пилила мозг. А мозг она пилит, сомнений в этом нет никаких. И не только ему.
Да, она, вроде как, очень любит свою дочь, что есть, то есть. Но она не уважает ее. Роуз 15 лет, и у нее есть маленький сарай, свое личное пространство. Тем не менее, Донна считает возможным врываться в это пространство без стука, а когда Роуз просит ее уйти, или хотя бы не лезть в ее вещи, Донна это игнорирует. Можно сделать вид, что все родители такие, и в этом нет ничего особенного, но вообще-то это крайне токсичное поведение, в особенности в отношении психологически уязвимого ребенка, коим является Роуз, 15-летняя трансгендерная девушка.
В сарае Донна находит Мипа. Находит интересно. Она видит, как он моргнул, и решает, что лучшее, что можно сделать, это ткнуть пальцем ему в глаз. Роуз поясняет ей, что это за существо, что ему нужна помощь, и Донна говорит… “Мы продадим его за огромную кучу бабла”. Ну, Роуз продает рукодельные игрушки. А Донна находит у нее живое существо, и ее первая реакция - продать его за бабло. А оставила бы себе десяток миллионов, не превратилась бы в такую зазнобу. А дальше… дальше происходит невообразимое. Я поверить не могла, когда увидела, второй раз тоже. Такое, сука, нечасто увидишь, это ценно само по себе как, блять, явление.
Итак. Немного предыстории. Бернард Криббинс, замечательно сыгравший деда Донны Уилфа, к сожалению, скончался во время съемок спешиалов. Мы не знали, сколько материала с ним успели снять. И вот, значит, у нас идет сцена, в которой Доктор спрашивает семейство, как поживает Уилф. И они ему говорят, мол, он больше не с нами. И в первый - и единственный - раз за все эти спешиалы Теннант выдает настоящую актерскую игру. Не просто “делаем как раньше с закрытыми глазами” и не клоунаду, а настоящую актерскую игру, достойную какой-нибудь Бафты. Он проникновенно прощается с Уилфом, он играет глубокую эмоцию утраты и благодарности. Замечательная мизансцена. Которую РТД уничтожает с безумной какой-то жестокостью, потому что и Донна, и ее мать насмешничают над Доктором, ах какой дурак, с чего ты взял, что Уилф сдох, он просто переехал в дом ветеранов. Злобно насмешничают, издевательски, как будто его эмоции, его боль утраты - это что-то невероятно глупое. На меня в первый раз словно ушат говна вылили, когда я это увидела, потому что весь монолог Теннанта я сидела и думала, какой отличный способ попрощаться с Бернардом. Но. Но в первый раз я подумала, что, как минимум, это означает, что Уилф появится в следующих сериях и будет участником событий. Сцена все равно была бы ужасной и отвратительной, но хотя бы не на мета-уровне. Как наивна я была. Потому что оказалось, что Уилф появится всего один раз и совершенно бесполезно, не будет никак влиять на сюжет и исчезнет быстрее, чем статист. То есть, у них была потрясающая сцена трибьют для умершего актера, сыгравшего одного из самых любимых персонажей в Нью Ху, которую они превратили в фарс и буффонаду просто так, совершенно бессмысленно, потому что использовать персонажа они не смогли. И в итоге получается, что никакого трибьюта в честь Уилфа не было вовсе. Я не понимаю. Я не понимаю, какой желчью нужно исходить, чтобы такое сделать. Это не просто tone-deaf, это откровенный плевок. И зачем? Зачем это нужно? Просто чтобы две тупые бабы еще раз поржали над белым мужиком? Оно стоило того, РТД? Стоило? Фак ю.
Донна так и остается раздражающей мерзкой теткой, и даже неплохие сцены, в которых Донна и Доктор обсуждают все то, что с ним произошло с тех пор, как они расстались в первый раз, испорчены тем, что на самом деле там ненастоящая Донна и ненастоящий Доктор. А в третьем спешиале РТД решил окончательно добить этого персонажа, потому что почему бы и нет. Когда Донна с Доктором бегают по коридорам Игрушечника, она попадает в комнату к игрушечной семье. Матери с тремя детками - мы их видели в начале серии, Игрушечник продал отца семейства, оставив семью без папы и мужа. И мать семейства говорит об этом Донне. Они в жуткой комнате, они явно очень расстроены. Да, они - игрушки, но в таком месте да с ее опытом, Донна должна бы понимать, что они как минимум живые существа. Да, мать семейства бросается на Донну - скорей всего, под влиянием злой воли Игрушечника, но причинить ей вред она не может, все-таки Донна здоровая тетка. И Донна швыряет ее головой об стену на глазах у ее детей, триумфально крича, а потом угрожает этим самым детям, как какой-то безумный монстр. Это не смотрится как “наша героиня в ужасной опасности, но героически победила врага”. Это смотрится, как психопатичка, которая издевается над несчастной семьей, потерявшей отца. Она противна мне, мне противно на нее смотреть. А ведь раньше я очень сильно любила Донну, и не в последнюю очередь за ее сердечность и доброту, за ее отзывчивость. Она была классной современной молодой женщиной, а превратилась в какую-то карикатуру на сильного женского персонажа - они все получаются суками. Ну а в конце, чтобы, так сказать, зацементировать, она еще и отпускает расистскую ремарку в сторону нового Доктора, “you come in all ranges of colour, don’t you?”. Скажи она такое в современной Британии, баба врезала бы ей кулаком по лицу, а мужик пожаловался в отдел кадров или куди-нибудь еще. Почему-то Игрушечник, отпускающий ремарку в сторону индуса “вы, наверное, привыкли к погоде потеплее”, осуждается как расист и нацист, а Донне можно нести сущий пиздец, и все ОК.

Удивительно ли то, чем это все обернулось для Доктора? Наверное, нет…
Вся драматическая завязка этих спешиалов сводилась к тому, что Донне нельзя вспоминать Доктора. Это ее убьет, блаблабла, он прямо с первых же кадров в камеру это говорит, а потом еще пять раз повторяет. И что же он делает, когда случается кризис, и корабль Мипа садится в Лондоне? Разговаривает с теткой в коляске и произносит очень странную фразу, “я не буду тем, кто убьет Донну”. Странная формулировка, типа как, если ее убьют, то и хер с ней, мне главное, чтоб не я. Ну ладно, брякнул и брякнул, но что же он делает в следующей же сцене? Едет к Донне домой.
Он уже рискнул ее жизнью, когда столкнулся с ней на улице, и вместо того, чтобы сразу свалить, начал с ней мило беседовать. Это неоправданный риск, даже если он думал, что без кодовых слов, вылезших в конце серии совершенно из ниоткуда, она его не вспомнит. Гарантий нет никаких. А теперь он сам целенаправленно едет к ней в дом. Игнорирует мольбы ее матери не показываться Донне на глаза. Разговаривает с ней об Уилфе, явно показывая, что был знаком с ней раньше. Демонстрирует свои способности при ней как-то свою отвертку. Вовлекает ее и ее семью все дальше и глубже в опасную ситуацию. И в итоге, закономерно, доводит до того, что они остаются вдвоем, и ему нужна ее помощь. И вместо того, чтобы отказаться от этой помощи и найти другой выход, какой угодно, он произносит кодовые слова и возвращает ей память. Хочу упомянуть, кстати, что в свое время он поступил с ней крайне жестоко - он нарушил ее волю. Она не хотела забывать его, она умоляла его не стирать ей память, прекрасно понимая, что заплатит за это жизнью. Но он нарушил ее пожелания, ее автономию на собственную личность, свое прошлое, свое будущее, свое тело, в конце концов, и стер ей память вопреки ее желанию, чтобы спасти ее. Я не осуждаю этот поступок - это ужасная ситуация, и хорошего выбора у него не было. Но после такого страшного выбора и преступления против Донны он просто не имеет морального права делать последний шаг и возвращать ей память, тем самым убивая ее. Это выглядит совершенно аморально. Автор мог создать ситуацию, в которой ему нужно было бы выбирать между простым способом решить задачу, вернув Донне память, и очень сложным способом, каким угодно. Вплоть до пожертвования самим собой. Но автор не обеспокоился моральным обликом Доктора, дал ему фальшиво вопросить “Ну почему же все так?!” (ужасно фальшиво, Дэвид, особенно для актера такой мощи), а потом дал ему убить ее. Настоящий Доктор нашел бы способ либо не возвращать ей память вовсе, либо разрешить проблему с метакризисом самому. Спасти ее самому, ведь ее состояние - его вина. Настоящий Доктор никогда бы не допустил смерти своего друга добровольно, неважно, какая ситуация. Но это не настоящий Доктор, он просто украл лицо одного из настоящих.
А еще РТД было дико лень придумывать решение для проблемы, которую он сам же и создал. Сам факт того, что он решил вернуть Донну, уже бесконечно меня бесит. Ее история была закончена, она была трагична, но в ней была надежда на будущее. Донна должна была счастливо выйти замуж, прожить жизнь в достатке, помогать людям и никогда, никогда больше не встречать Доктора. Давайте воскресим Одиннадцатого и дадим ему вытащить Эми и Рори из Нью-Йорка в прошлом, чтобы снова побегать с ними по коридорам Тардис. Давайте вернем Двенадцатого и дадим ему найти Клару на просторах вселенной и замутить рок-группу на двоих. Давайте воскресим всех мужей Ривер и вернем и ее, в конце концов. Нахер вообще все эти грустные и печальные окончания, ведь ради бабла можно как МСЮ - выдави из зрителя слезу, а потом верни ему конфетку обратно. Хуниверс это, между прочим, и подразумевает, и все, на что я еще надеюсь, так это то, что ни Смит, ни Капальди не последуют примеру Теннанта и ни в коем случае не согласятся участвовать в этом бардаке. За Экклстона я спокойна. Но. Даже вопреки этому всему Донну можно было вернуть в повествование иначе, не угробив ее арку и ее персонажа. Но РТД не хотелось этим заморачиваться, поэтому имеем что имеем.
Но это далеко не все. С каких это пор Доктор у нас подрабатывает судьей настолько, что таскает в кармане судейский парик? Да, это Десятый, у него большие проблемы с нарциссизмом, но настолько? Доктор не может быть судьей. Он не может быть обвинителем. И он не может устраивать такой дикий фарс, как псевдо-судебное разбирательство. В своей жизни он обладал абсолютной властью, да, это не первый раз, но какого черта он ею так упивается? И почему он говорит “насилие запрещено, пока Я НЕ РАЗРЕШУ”??? ЧТО означает эта фраза? Доктор, можно спросить… а в какой ситуации ты разрешаешь насилие? Да, ты сам к нему прибегал, бывало дело, бывали безвыходные ситуации, и тогда ты брал дело в свои руки и марал их. Но с каких это пор ты считаешь, что можешь давать добро на насилие со стороны кого-то другого? Потому что если это была шутка, то она очень, сука, неудачная. А вот теперь… А вот теперь давайте поговорим о Мипе.
Итак. Пересказываю историю Мипа без эмоциональной окраски обезумевшего самозванца с рожей Доктора. Мип и его раса были милыми и няшными, а главное, совершенно мирными тварюшками. Они жили себе на своей планете и горя не знали, и никаких конфликтов ни с кем у них не было. Но случилась катастрофа - их Солнце чего-то там сделало, взорвалось или еще что, и отравило их всех какой-то псевдонаучной фигней. Под воздействием этой радиации мипы стали агрессивны и злобны, и стали нападать на другие расы. И вот межгалактическая полиция зеленых инопланетян с крылышками начала истреблять мипов. Истребила всех, кроме вот этого последнего Мипа, который добрался до Лондона. И теперь пытается истребить и его тоже.
Разжевываю. Целый народ страшно пострадал от катаклизма, в котором они совершенно не виноваты. Никто не помог им, не спас от радиации, не нашел для них лекарства, никто, включая Доктора. А когда они начали вести себя странно и опасно, то, вместо того, чтобы брать их в плен (ах они “предпочли умереть, чем сдаться”, май год), изучать их болезнь и пытаться либо найти лекарство, либо хотя бы выдать им какую-нибудь отдаленную планету, мониторить их, чтоб они не могли никому навредить, и дать им там жить среди своих, вселенское сообщество устроило им геноцид. Знаете, что я только что описала? Людей с психическими расстройствами и эвтаназию в Третьем Рейхе. РТД, чем ты, блять, обкурился? Где ты взял такую злую траву? Каким психическим расстройством страдаешь ты? И твой гребанный Доктор, который смотрит на Мипа с отвращением, приговаривает к суду и по сути казни, не выказывает ни капли сострадания к существу, которое не только пережило катаклизм, не только страдает недугом, но к тому же потеряло абсолютно всех своих друзей, семью, родственников и соплеменников в кровавой бойне против собственной расы. Он не пытается Мипу помочь, не пытается разобраться. Доктор, у тебя память отшибло так же, как у РТД? Ты понимаешь, что ведешь себя как проклятый далек? Сука, ты, ТЫ - это твое лицо - был готов понимать и выслушивать Сущность из “Полночи”! Ты был готов предоставить ему помощь! Что уж говорить о других твоих инкарнациях, которые были гораздо добрее тебя, и были готовы помогать любому монстру настолько, насколько это было возможно. А здесь ты смотришь на откровенную жертву беды и насилия и такой, ну нахуй, убивайте его. И жутко расстраиваешься, когда Мип в своей священной мести убивает двух зеленых полицаев. А потом еще с отвращением кричишь на сотрудников Юнита, которые пострадали так же, как и Мип, мол, вас победила ДокторДонна - какого хера ты на них кричишь, придурок, они же жертвы, они же совершенно не понимали, что делают, они были одержимы! И ты ни разу, ни единого разу не попытался им помочь. Ты омерзителен мне, Доктор. Ты омерзителен мне, ты мне противен. И то, что ты носишь лицо одного из любимых моих Докторов, моего первого любимого Доктора, на самом деле очень, очень больно. Без всяких шуток и театральных преувеличений. Мне больно от того, вот что тебя превратили.
В третьей серии Доктор выдает удивительную речь. Когда все человечество сходит с ума от отравления через экраны своих гаджетов, и никто не в состоянии побороть этот недуг силой воли, и никто не понимает, что с ними что-то не так, и в этом нет ничьей вины кроме Игрушечника, Доктор смотрит в лицо лучшим из лучших, тем, кто не раз рисковал жизнью для спасения мира, своим друзьям и спутникам, главе Юнита, в конце концов, и говорит следующее. “Только не надо думать, что все дело в смешке. Не надо делать вид, что у вас есть оправдание. Человечество, возможно, и умное, и сообразительное, и блестящее, но оно также жестокое, продажное, безжалостное. Вся эта злость там, на улицах, вся эта ложь, вся уверенность в собственной праведности - это тоже человеческое, это тоже - вы. Это то, кто вы есть. Вы используете свой ум, чтобы быть дураками. Отравляете мир. А что насчет ненависти друг к другу? В этом вам никогда не нужно было помогать”.
Знаешь, Доктор. Человечество - оно, конечно, совсем не айс. Мы выбрались из шкуры обезьяны, потом из пещер, из вечной схватки с враждебным нам миром дикой природы. Из голода, из болезней, из немощности. Из страха, из слабости, из грубых животных инстинктов. Из смертности. Из незнания. Из мрака и ужаса. И каким-то образом создали цивилизацию. Да, нам долго, еще очень долго идти к идеальному миру, очень, очень долго. Но все те отрицательные черты, о которых ты, плюясь ядом, орешь в лицо лучшим из лучших, проецируя никого иного как самого себя в этой проклятой, паршивой, отвратительной четырнадцатой инкарнации, - они были нам даны для того, чтобы выжить, и многие из нас смогли невероятное - отказаться от этих даров природы, чтобы стать лучше, добрее, стать людьми. И многие из нас борются с ними каждый день несмотря ни на что. Мы часто сдаемся, еще чаще проигрываем эту битву, но мы на нее выходим снова и снова. И постепенно, по шажочку, вопреки всему наш мир становится лучше. Тяжким трудом, кровью, потом и слезами. Да, быть человеком - это тяжело, это пиздец как тяжело, потому что для того, чтобы им стать, нужно бороться со всем тем человеческим, что не айс. Но мы боремся. Вопреки всему. What’s your fucking excuse?
Я ненавижу эру Чибнелла. Вот прямо сильно, от всей широты души. Но я не ненавижу Чибнелла. Его эра вызывает во мне бешенство. Но она не вызывает во мне омерзения. Потому что я не верю, что Чибнелл хотел все испортить. Я не думаю, что, когда он впервые сел за свой стол и начал писать сценарии к своей эре, он желал зла. Нет, я думаю, он действительно старался сделать хорошо. Написать что-то новое, свежее, интересное. Просто у него чудовищно не получилось. Он оказался адски некомпетентен. Не как сценарист, как я говорила когда-то, он хороший сценарист. Просто Доктор Кто оказался для него слишком. Он не справился, и его эра - это ошибка. Его, но в гораздо большей степени ВВС, которые назначили не того человека, а потом не уволили его до того, как он в своей панике и своем неумении разрушил все, до чего дотянулся. Я не ненавижу Чибнелла, потому что он не оскорбил меня. Он не хотел меня оскорбить. И он не хотел оскорбить Доктора Кто. Он просто был ошибкой.
РТД не совершил ошибки. О нет. Он хотел меня оскорбить. Он хотел оскорбить Доктора Кто и всех тех, для кого этот сериал что-то значит. Он хотел оскорбить самого себя двадцатилетней давности. И у него блестяще получилось. Я не знаю, почему. Откуда в нем столько злобы и ненависти. Откуда в нем столько “уверенности в собственной праведности, столько жестокости и безжалостности”. В конце концов, этот его Доктор со старым лицом, но совершенно новым нутром - это его проекция самого себя. Он так видит человечество потому, что он так видит себя. И этому не позавидуешь. Но это действительно не оправдание. Я презираю его за то, что он сделал со своим же Доктором, своей же Донной, своим же наследием, всем тем, за что я когда-то этот сериал полюбила. За его неуважение.
Я не знаю, что будет дальше. Возможно, пойдет получше, хотя Рождественская серия крайне убога - об этом, как и вообще о, собственно, мастерстве написания историй, я поговорю в заключительной части этого поноса. Возможно теперь, когда у него есть Доктор, на которого ему приятно дрочить, он и сможет родить что-то неплохое. Но у меня нет к нему никакого доверия больше, никакой доброй воли. И все, чего я жду, это когда он снова уйдет, даст бог, уже насовсем, а сериал отдадут кому-то, кто еще не забыл, что это вообще такое, этот ваш Доктор Кто. Если будет еще, что отдавать.

"these average brains...", я бутылка шампанского на двоих это мнго?, яхочуговорить-толькообэтом (с), кино, consulting suicide expert (c), околотеннантовское, порчу свадьбы похороны крестины (с), верх маразма дно логики (с), закат солнца вручную (с), а поговорить

Previous post Next post
Up