Фуууух... Даже и не знаю, где начать. Начну с конца. Под катом спойлеры - сразу, прямо вот нажмете на кнопочку, и сразу спойлеры. Если вы не хотите спойлеров, идите и смотрите этот сериал прямо сейчас. Потому что я не умею писать рецензии без спойлеров, это какая-то бессмысленная трата времени. Я предупредила. Ну и еще одно предупреждение - многое можно было бы показать без слов одной картинкой, но Дисней+ параноики высшей категории, поэтому скриншоты на их сайте и в их приложении делать невозможно. А по гугло-поиску картинки тоже ограничены. Так что в основном придется по старинке, словами. И ИХ ОЧЕНЬ МНОГО.
Итак, Капитан Америка и Зимний Солдат - отныне КАиЗС. Очень странная абривиатура, но хер с ним. (Я думала называть его "Зимний Кэп", но Сэм из Луизианы, какая зима...) И чтобы начать говорить об этом сериале, нужно разобраться с одной проблемой.
The Steve Rogers Conundrum.
Как я уже говорила, Стив Роджерс - мой любимый персонаж во всем МСЮ, вперед всех остальных. Он - олицетворение всего, на чем МСЮ стоит с точки зрения морального дискурса. Он - единственный персонаж, который не совершил ни одной моральной ошибки. Он ошибался стратегически, это да. Но никогда этически. Он - символ воли, принципиальности, борьбы за то, что правильно в самом высоком понимании этого слова. А еще - истории, наследия, необходимости помнить прошлое на пути в будущее. И до тех пор, пока Стив существовал в МСЮ, его нельзя было ни обойти, ни объехать. Он как гора среди холмов, куда ни заберись, куда ни залезь, куда ни смотри, а все равно гора постоянно будет в поле зрения. А значит, чтобы двигаться дальше, чтобы превратить других персонажей в горы, нужно было от него избавиться. Но вот тут стало тяжело. Потому что они не могли его убить. Они уже убили Тони Старка. Танос не мог одержать такую победу, как уничтожение всех троих главных героев саги (потому что Тор был уничтожен, он больше не Правитель Асгарда, он - добровольный изгнанник, неизвестно что делающий где-то в космосе с группой самых оторванных персонажей МСЮ). И к тому же, все внимание должно было быть обращено на самопожертвование Тони, на его арку. Если бы Стив погиб вместе с ним, обе смерти смазались бы. А значит, Стива нужно было убрать каким-то другим способом. И они выкрутили сюжет до того, что Стив отправляется в прошлое жить долго и счастливо с Пегги. Я не большой фанат этого поворота потому, что у меня возникает очень, очень много вопросов. Да, на многие из них можно ответить простым "он в другом таймлайне". Но один вопрос все равно остается неразрешимым - в каком бы Стив ни оказался таймлайне, там будет Баки, который на протяжении всей новой жизни Стива будет сидеть в Сибири и совершать преступления в качестве Зимнего Солдата. И как бы я ни насиловала собственное воображение, я не могу себе представить Стива Роджерса, знающего, что друг его сердца терпит пытки и издевательства где-то рядом, и решающего "ну ничего страшного, нарушать законы времени я не могу, а Баки я ж все равно спасу... через 70 лет...". Я не знаю, будут они как-то в будущем изучать этот вопрос или сделают вид, что вопроса не существует, но это явный признак того, что сценаристы и Файги с его командой очень долго ломали голову над этой дилеммой и в итоге выбрали наименьшее из зол, потому что идеального варианта просто не нашли. Я тоже не знаю, что еще можно было сделать со Стивом, так что here we are.
Этот поворот, однако, оставил зияющую пустоту на том месте, где раньше все было четко и ясно. И дело уже не только в самом Стиве, но как раз во всем том, что я описала выше, - в символе. После Таноса мира МСЮ погрузился в хаос - совершенно ожидаемо, хоть и крайне необычно, потому что мы привыкли, что после таких побед наступает сплошное "жили они долго и счастливо". А здесь никто не счастлив, весь мир в глубокой яме. И Стив, безусловно, должен был бы стать тем символом, вокруг которого мир сплотился бы. В теории. На практике же он не мог - не только потому, что его отправили в прошлое ради нарратива, но и потому, что он - человек из другого времени, теперь уже дважды. Герой Второй Мировой и герой Войны Бесконечности, всего того, что мир очень хочет оставить далеко в прошлом, перевернуть страницу, а лучше и вовсе закрыть всю книгу. "Нам нужны новые герои, соответствующие нынешним временам" говорит Сэм в первой серии КАиЗС, отдавая щит Стива в музей. Он не имеет в виду себя - он подчеркнуто имеет в виду совсем не себя. Но идея верная. Однако ничто не бывает так просто.
КАиЗС взял на себя очень много. За шесть серий (и далеко не по часу каждая) они хотели в полной мере раскрыть персонажей Сэма и Баки и заставить зрителей не просто полюбить их (а скажем прямо, на Сокола всем вообще было плевать, а Баки люди любили только через призму Стива, только потому, насколько центральной силой Баки был во всей истории Стива), не только зауважать их, не только поверить им, но признать их, как лидирующих персонажей следующей фазы саги Капитана Америка. Они хотели ввести или вернуть на сцену нескольких новых или забытых старых персонажей и дать им арку, сделать их частью новой фазы МСЮ и добиться того, чтобы зрители дождаться не могли новых встреч с ними. Они хотели связать сагу Капитана Америка с сагой Черной Пантеры. Ввести новую локацию, Мадрипор, которая в будущем будет принципиально важна, когда они наконец доберуться до мутантов. Поднять важные и неоднозначные социальные вопросы расизма, ПТСР, экономики и политики, эмиграции, прав человека, экстремизма и радикализации, правой и левой идеологий, истории и исторической несправедливости. А еще поразмышлять о Сверхчеловеке (да, мать его, Ницше) и Макиавелли. И при этом дать нам экшена, эмоциональных катарсисов и маленьких деталичек развития персонажей. Ну и конечно, подружить Сэма с Баки, которые в конце "Эндгейм" едва знакомы и не питают друг к другу теплых чувств, раз и навсегда так, чтобы они чуть ли не побратались. И, в конце концов, назначить Сэма новым Капитаном Америка так, чтобы мы триумфально воздевали руки к небу с воплями "ну наконец-то", а не морщили носы с мыслями "не ну... мы-то ведь знаем, что настоящий Капитан Америка - это Стив Роджерс и только он". А, да, еще и пояснить наконец раз и навсегда, почему же именно Стив Роджерс был тем, кем он был, так, на минуточку. Другими словами, они взвалили на себя просто целую горную гряду, и где-то в мире сидит Зак Снайдер и думает, епта, я бы снял кино на 4000 тысячи часов... и все равно не впихнул бы. Да, я буду пинать господина Снайдера еще очень, очень долго. И вы знаете... у них получилось. Причем все. Какие-то моменты можно было раскрыть, быть может, чуточку больше. Может, добавить буквально минут двадцать к общему рантайму. Но это мелочи, потому что на фоне того, что им удалось, предъявлять претензии не представляется возможным.
А началось все с Кевина Файги, конечно. А Кевин Файги, он же всегда о персонажах думает в первую, вторую и десятую очередь. Поэтому он бросил клич всем сценаристам, до которых дотянулся, с просьбой сделать ему питч про Сэма и Баки, потому что на его взгляд эти персонажи остались недораскрытыми в фильмах. А еще потому, что между Энтони Маки и Себастьяном Стэном слишком крутая химия, чтобы не использовать ее на полную. Маки рассказал, что сначала не горел большим энтузиазмом по поводу этого проекта - он не верил, что ТВ-шоу сможет встать в один ряд с фильмами. Ответ Файги был прост и однозначен: "Энтони, я не допущу, чтобы твой первый проект в качестве главного героя оказался дерьмом". Стэн вообще не страдал сомнениями, судя по интервью, он в Файги верит как исламисты в Аллаха. И из нескольких питчей Файги выбрал этот - принесенный ему афро-американским сценаристом Малколмом Спеллманом, который подошел к персонажу Сэма с самой основополагающей стороны. Он заметил, что этот персонаж - тоже афро-американец. И каким-то образом эти двое убедили Боба Айгера и его экзеков, что Черная Пантера - это, конечно, очень хорошо, но как-то оторвано от реальности, а реальность порой стоит показывать. И что вообще-то Марвеловские комиксы всегда были очень политическими и никогда не чуждались социальной критики. И проект запустили. (Кстати, некоторые фанаты здесь говорили мне, что МСЮ до этого как-то не касался политики, и я в качестве аргумента всегда привожу в пример то, как названия фильмов о Капитане Америка были переведены на русский язык для СНГ. Спор на этом всегда заканчивается.)
Setting the stage.
Для того, чтобы в полной мере оценить развитие главных героев в сериале, нужно, конечно, поговорить об их развитии в МСЮ. Сэм по сию пору был классическим сайдкиком. Когда мы его встречаем, он - бывший солдат, вышедший в запас и зарабатывающий на жизнь тем, что ведет курсы психологической помощи для ветеранов. Но Сэм скучает по службе. Не по тупой службе в каком-нибудь Ираке, нет, а по настоящей службе, по тому, чтобы делать что-то ценное, что-то действительно полезное для страны и в целом человечества. Он хочет помогать людям и он сразу и безоговорочно верит в Кэпа. "Капитан Америка нуждается в моей помощи, что еще мне надо для того, чтобы вернуться к службе?". Как персонаж, он начинает с нуля. У него есть своя история за плечами, но в "Зимнем Солдате" он на перепутье, на паузе в жизни. Он вроде как нашел себя в мирной жизни, но у него нет большой цели, нет смысла. И он находит и то, и другое в Стиве и в его одинокой войне против Хайдры. Сэм ни разу не сомневается в Стиве. И потому, что он верит в Стива как в легенду и символ - он ценит достижения других людей, он чутко относится к тому, чего люди добились в своей жизни. А по ходу своего первого фильма он еще и проникается личностой верой в него как в друга. Единственный конфликт, который между ними возникает, это когда Стив и Сэм обсуждают Баки. Стив, естественно, собирается спасти Баки и готов поставить на зеро ради этого, он верит, что сможет достучаться до старого друга даже сквозь 70 лет контроля сознания. Сэм не верит, что это возможно, и считает, что Баки нужно уничтожить. Но он не давит на Стива, он принимает его решение как должное. И когда Стив оказывается прав, Сэм понимает свою ошибку - не в том, что не верил в Баки, а в том, что сомневался в Стиве. И в конце фильма он говорит Стиву, что пойдет за ним на поиски Баки, даже несмотря на то, что Стив не считает Сэма обязанным помогать ему в этом. Больше между ними конфликтов не будет до самого конца.
Стив - это все для Сэма. Стив дает ему смысл, настоящую работу, возможность делать то, что правильно. Сэм без капли сомнений принимает сторону Стива в "Гражданской Войне", уходит с ним в бега (как мы теперь знаем, оставив позади свою семью), воюет бок о бок с ним в Войне Бесконечности. Именно его голос мы слышим первым в Битве Порталов среди всех тех, кто вернулся из небытия, - "Слева, Кэп". И когда в конце "Эндгейм" Стив отдает Сэму свой щит, мы - зрители, все фильмы смотревшие из ПОВа главных Мстителей, то есть Тони, Тора и Кэпа, - согласны с ним. Да, Сэм хороший парень, он никогда не предавал Стива, Стив верит в него и любит его, какие могут быть сомнения? Но это - ПОВ Стива. И когда мы в начала КАиЗС наконец-то впервые видим эту историю из ПОВа Сэма, оказывается, что он-то не согласен. И не согласен сразу с двух сторон.
С социальной - он афро-американец из Луизианы, он - потомок бесконечных поколений рабов, он не верит в то, что американское общество захочет принять черного Капитана Америка, и не верит, что хочет служить этому обществу, и нам покажут, насколько он прав. Как ему и его сестре отказывают в банковском кредите на основании того, что у Сэма не было заработка в течении пяти лет - когда он не существовал, потому что рассыпался в прах после Щелчка Таноса. И всякий американец сразу скажет, что да, именно так это и происходит в Америке сейчас и сегодня - черному населению куда сложнее получить кредит, с них требуют более высокие проценты, и даже на рынке недвижимости они не равноправны - мне знакомые рассказывали, как их черные друзья хотели купить дом, и цена показалась им какой-то странной, и мои белые знакомые пошли посмотреть этот же дом, и им назвали цену намного ниже. А потом нам показывают, как к Сэму на улице пристает полиция в Балтиморе просто потому, что он посмел завязать спор с Баки - белым - посреди бела дня, и полиция спрашивает Баки, не агрессивен ли Сэм к нему. А когда они наконец узнают Сэма, они тут же извиняются и делают вид, что совершили жуткую ошибку - но не потому, что наехали на ни в чем неповинного человека, а потому, что тронули знаменитость. И каждая черная знаменитость Америки узнает в этой сцене себя. Как может Сэм принять на себя титул Капитана этой страны? Надеть костюм с цветами американского флага?
Другая же сторона этих сомнений сугубо личностная - он не знает, что делать без Стива, не понимает, как занять его место. Он привык следовать, а не вести. Он отличный напарник, но он понятия не имеет, каким он будет лидером. В его глазах он не сделал ничего, чтобы заслужить ранг Капитана Америка. Этот тяжелый внутренний конфликт толкает его на страшный шаг - впервые за всю свою историю он предает Стива и отдает его щит в музей. И с болью и обреченностью смотрит, как родное правительство в очередной раз предает его самого и вручает этот щит своему избраннику, новому Капитану Америка с белой кожей и голубыми глазами, Джону Уокеру.
Теперь о Баки Барнсе. В отличие от Сэма он - не сайдкик Стива Роджерса, он его моральный компас. Он - единственный персонаж, который любил, ценил и оберегал Стива до того, как он стал Капитаном Америка. Наверное, были еще родители Стива, но они умерли до событий "Первого Мстителя". Доктор Ерскин ценил Стива за то, что он в первую очередь хороший человек, но ценность эта была напрямую связана с полезностью Стива для его проекта Суперсолдата. Пегги прониклась в Стиву теплыми чувствами еще до его превращения, но только потому, что он был хорошим человеком, который готов рисковать своей жизнью и своим здоровьем ради войны с Гитлером, а влюбляется она уже в Капитана Америка. Все остальные и вовсе не встречали настоящего Стива - маленького, хилого и слабого. Баки же всегда был рядом. "Даже когда у меня не было ничего, у меня был Баки", "Тебе не нужно быть одному, Стив, потому что я с тобой до конца", "Я не последую за Капитаном Америка; я последую за тем малым пацаном из Бруклина, который никогда не бежал от драки". Баки был для Стива его связью с обществом. Это он таскал его на всякие мероприятия, знакомил с девчонками - для Баки это было несложно, из них двоих именно он в молодости был красавцем, сильным, начитанным, жизнерадостным, любимцем дам. Но уже тогда Стив для Баки был центром его развития как персонажа. Его самой сильной мотивацией было защитить друга - от хулиганов, от войны, от насмешек общества, от него самого и его недовольства собой. Их первый конфликт случается еще до того, как Баки уходит на фронт - он зол на Стива за то, что тот не оставляет попыток попасть в армию. Зол потому, что понимает, Стив и дня не продержится в бою, и он больше всего боится, что Стив как-то все-таки просочится на фронт и погибнет. Они расстаются хоть и на дружественной ноте, но конфликт повисает в воздухе.
Когда ни встречаются снова, вся динамика их отношений мгновенно меняется. Теперь Стив - сильный, теперь Стив спасает и защищает Баки, а не наоборот. За пару сцен в "Первом Мстителе" нам прекрасно показали, насколько Баки шокирован и сбит с толку этим развитием - он не может поверить в то, как Стив выглядит, он искренне ошеломлен, когда Пегги совершенно игнорирует его и вместо этого с восхищением смотрит на красавца Капитана Америка. Он рад за Стива, но в то же время центр тяжести для его персонажа сбит с настройки. Что он может делать теперь, когда ему не нужно больше защищать Стива? Ну, он может, например, стать его сайдкиком. Из ранга защитника спуститься, то бишь. И он это делает с ярым рвением, прикрывая Стиву спину в их вылазках за линию фронта. И очень сильно старается быть достойным, быть со Стивом на равных. Проблема в том, что они теперь не на равных.
Самая большая ошибка Стива во всех его фильмах - это гибель Баки. Стратегическая ошибка. Он не понял, насколько Баки более уязвим теперь, он ведь тоже привык к иному. Он берет его с собой на поезд, в котором едет Зола, как равного. И когда Зола спускает на них своего супер-крутого чувака, Стив-то может ему противостоять, а вот Баки - нет. Он очень старается не ударить лицом в грязь, "да я его почти достал", но Стив был обязан вывести Баки из боя, как только понял неравную расстановку сил. Вместо этого он дает другу драться рядом с собой, и результат неизбежен. Баки хватает щит Стива, чтобы защититься от выстрела, естественно, не удерживает равновесия и падает с обрыва. Когда Пегги говорит Стиву, мол, "ты ни в чем не виноват, твой друг сам сделал выбор, если ты уважаешь его, перестань себя грызть", она тоже не понимает этой динамики, она тоже считает Стива и Баки равными, как всех солдат. А вот Стив понимает и винит себя. И за эту их общую ошибку Баки расплачивается потерей личности и 70ью годами пытки.
Поэтому когда они встречаются вновь, Стив ставит все на то, чтобы искупить свою вину и спасти друга. Сначала от Хайдры, потом уже от всего мира, потом - от него самого и его чувства вины, потом - от Тони, потом - от Таноса. И ему это удается - но это опять таки из ЕГО ПОВа. А когда мы наконец-то видим ПОВ Баки, картина совсем не такая радужная. Стив - единственное, что удерживает его по эту сторону жизни и рассудка. Потому что он сам - в руинах. Да, ему вернули его разум, и он теперь сам себе хозяин... Якобы. Но на самом деле нет. Он - раб своих кошмаров, своего чувства вины за всех тех, кого он убил, он на дне самого жуткого ада, и к тому же он вынужден подчиняться судебным решениям, своему терапевту и обществу в целом, потому что если он хоть раз оступится, все очень быстро забудут и о прощении президента, и о том, что он участвовал в Войне Бесконечности, и о его военных заслугах в Германии, и засядят его в тюрьму для всеобщей безопасности. Но самое страшное то, что он не верит самому себе. Даже после излечения он боится Зимнего Солдата, боится своей ярости и того, на что она может его толкнуть. Он отталкивает от себя весь мир, гоняется за теми, кого привел к власти во времена Зимнего Солдата, и занимается форменным мазохизмом, подружившись с отцом одной из своих случайных жертв в тщетных попытках рассказать старику, что это он убил его сына. И, естественно, не может. Все, что у него есть, - это вера Стива в него. И олицетворением этой веры является Сэм. Раз Стив отдал ему щит, значит, Сэм достоин. А когда Сэм отдает щит, Баки теряет всякое равновесие, какое у него еще было. Ведь если Стив ошибся в Сэме, значит, он вполне мог ошибиться и в самом Баки. Круг замкнулся.
А что же мир, в котором они находятся? А мир в жопе. Когда сначала пять лет все человечество обустраивалось после того, как половина людей исчезла, а теперь в одночасье эти три миллиарда людей вернулись, случается экономический и политический коллапс. На протяжении пяти лет люди свободно перемещались между странами, потому что везде были нужны рабочие руки, а теперь этих самых людей на квадратный киломерт слишком много. Правительства естественно начинают этих людей выселять, и в принципе это даже правильное решение - в конце концов, а куда их всех девать, что делать, если вот живет кто-то в чужом доме, а теперь законный владелец вернулся. Что делать-то? Но делаются эти шаги, естественно, вопиющим образом. Людей просто сгоняют в лагеря, а потом выкидывают из страны. И здесь я хочу сделать личное отступление. Потому что этот пост и так станет монструозно длинным, чего тут уже.
Когда мы с мамой переехали в Германию, у нас были документы для бессрочного ПМЖ. Но далеко не всем иммигрантам так повезло. Германия многие десятилетия делает один и тот же хитрый ход конем. Когда у них назревает очередной кризис перепроизводства, они срочно запускают в страну сотни тысяч мигрантов. Под любым предлогом - то мы помогаем беженцам из военных зон, то нищим и обездоленным, то еще кому-то. Только вот добрая воля заканчивается сразу, как товар и деньги удается слить в эту черную дыру, и этих людей вот так же скопом просто выбрасывают из страны назад в их нищету, обездоленность и военные зоны. В первом доме, в который нас заселили, над нами жила мать-одиночка с пятью детьми возрастом от 4 до 13. Это были курды, и их запустили в Германию за десять лет до того как политических беженцев. Двое младших родились уже в Германии, все эти дети не знали Турции, они были немецкими детьми. Девочки не носили платков, младшие пацаны не говорили на турецком. Учились они в одной школе со мной. И где-то через полгода после нашего с мамой приезда их выселили обратно в Турцию. Их срок подошел к концу, приехала полиция, собрала все их вещи, практически силой выволокла рыдающую мать и детей из их дома и увезла их. Больше мы никогда их не видели. Когда я спросила нашу общую соц. работницу, что с ними стало, она подтвердила, что их посадили на самолет в Турцию в один конец. Никто не готовил их к этому, никто не поинтересовался, куда они пойдут из аэропорта, есть ли у них родственники или друзья, где и на что они будут жить. Они просто перестали быть нужными Германии, и от них избавились как от больного скота. Я спросила, что будет с младшими мальчишками, ведь они родились уже в Германии и по идее имеют право подаваться на гражданство. Мне ответили, да, имеют. Когда им стукнет 18, они могут приехать в Германию и попытать удачу. Если, конечно, сдадут все тесты и докажут, что они будут полезными членами немецкого общества. Потом было еще много таких историй. Очень часто родители таких вот семей прятались от полиции, и полиция приезжала прямо в школу и забирала детей из классов. И все делали вид, что так и надо, и никто, ни учителя, ни ученики, ни родители, никогда больше не говорили о них, словно их и не существовало никогда. Эмиграция вообще штука травматичная, но собственные какие-то травмы я уже забыла, а если и помню, то с весельем. А вот это до сих пор вызывает во мне порой приступы ярости и ненависти. Из-за бессилия, из-за понимания того, как людей просто используют ради наживы или пиара, из-за того, насколько мы бесправны, если только не принадлежим к золотому миллиарду. Из-за того, что когда я обменяла свой украинский паспорт на немецкий, я впервые в жизни почувствовала себя настоящим человеком, которого уже нельзя отпихнуть, не пустить, унизить. От того, как сильно поменялось ко мне отношение - я ведь все та же, у меня украинское имя, место рождение у меня Киев. Но если я сначала говорю, откуда я родом, а потом достаю свой немецкий паспорт, я каждый раз имею счастье наслаждаться удивительным феноменом - как поджатые губы и надменный взгляд резко меняются на широкую улыбку и мед, капающий из глаз. Из-за того наконец, что 15 лет моей жизни были потрачены на излечение от клинической депрессии, вызванной тем, что на протяжении восьми лет я переживала панические атаки всякий раз, когда звонил телефон, или приходило письмо, потому что я боялась, что мне сообщат, что меня и маму депортируют. И черт возьми, я совсем не ожидала, что шоу, которое заставит меня вспомнить все это с такой силой, окажется Марвеловским. Эскапизм, говорите...
Вот это состояние мира МСЮ на момент начала сериала. И, разумеется, появляется контр-движение, лидером которого является некая Карли Моргентау. Карли и несколько ее соратников крадут чудо-сыворотку и становятся суперсолдатами, как Стив и Баки. И уходят в экстремизм.
А тем временем американское правительство очень радо тому, что Сэм вернул им щит, и тут же назначает своего лучшего солдата новым Капитаном Америка. С пояснением "мы любим наших героев, которые спасли мир и все человечество, но нам нужен наш собственный герой, который будет защищать интересы Америки". Потому что вот уж откровение, но Стив Роджерс никогда не служил Америке, несмотря на свой титул. Он служил людям. Американцам, землянам, жителям вселенной. И если он был не согласен с правительством США или даже ООН, он слал это правительство на три буквы и делал то, что правильно. В том, что в вашингтонском музее все это время существовала выставка Капитана Америка, есть большая ирония, потому что половину своего экранного времени Капитан Америка был врагом американского государства в бегах. Но об этом в музее, конечно, не написано, а Джон Уокер, новый Кэп, выбран не из тех, кто хочет служить добру и справедливости, а из тех, кто рьянее всех исполняет приказы.
Первая серия заканчивается. И как вы понимаете, я уже после нее была вся на адреналине и в соплях. А дальше они пустились во все тяжкие. Чтобы это все хоть как-то структурировать, я буду отталкиваться от персонажей, и к нашим главным парням подойду в конце.