Краткое отступление - если вы еще не смотрели пиксаровский "Соул", посмотрите. Он очень... в тему в этом году, несмотря на то, что он совсем не про этот год.
Дисней, судя по всему, немножечко сошел с ума и сорвался с катушек. Количество контента, который нам обещают в течение нескольких лет, просто зашкаливает. Когда я подписывалась на Дисней+, я на самом деле рассчитывала только на их библиотеку, все эти любимые старые фильмы, ну и плюс у них теперь в распоряжении еще и каталог Фокс. А еще на то, что их новые фильмы, включая Марвел и Пиксар, будут заливаться сюда после проката, а значит, на многое в кино можно не идти. В то время я еще не подозревала, что "сходить в кино" станет чем-то невероятным, почти невозможным квестом в стиле ограбления банка, когда просачиваешься сквозь стены, напялив на лицо двадцать масок, а потом нервно трясешься весь сеанс, оглядываясь на каждого, кто посмеет кашлянуть. Впрочем, теперь все эти муки позади - кинотеатры и вовсе полностью закрыты, и неизвестно, когда откроются и откроются ли вовсе. Поэтому когда я поняла, что кроме библиотеки я теперь захлебнусь новым контентом, я решила, что 5 фунтов в месяц - очень даже неплохая инвестиция. А если хотя бы половина новых шоу будет хотя бы вполовину так хороша, как "Мандалорец", то и подавно. Потому что насколько уж хорош был первый сезон, но второй - это вообще сплошной восторг. Поэтому я снова настоятельно не рекомендую нарываться на спойлеры под катом. Поверьте мне, вы не хотите знать заранее, почему миллионы людей по всему миру заливались слезами в прошлую пятницу в массовом приступе экстаза и эмоционального катарсиса. Вы хотите увидеть это воочию и без спойлеров.
И сразу в лучших спойлерных традициях я в дальнейшем буду называть "Мандалорца" "Дадалорцем". Можно еще "Папалорцем". Потому что в Мейкинг-Оф Дэйв Филони уже официально назвал Дина папой Бэбика, с чем мы Дина и поздравляем и торжественно вручаем ему звание лучшего отца года.
Начать я хочу философски. А именно с обсуждения двух наболевших тем - что есть филлер, и что есть фансервис. "Дадалорец" отлично вписывается в этот дискурс, и на его примере можно показать, что есть первое и второе, и как оно работает, и почему сам сериал не страдает ни тем, ни другим, несмотря на истерики некоторых нервных зрителей.
Википедия говорит нам, что "Филлер (от англ. filler, заполнитель) в сериалах со сквозным сюжетом - это дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа. В большинстве случаев филлеры существенно слабее серий, связанных с развитием сюжета, и не нужны для его понимания." Кто смотрел в своей жизни какие-нибудь супер длинные аниме, тот прекрасно знает, как это работает. Что здесь основное? Филлер не связан с основным сюжетом и не нужен для понимания оного. Ну например, если бы в "Шерлоке" одна из серий повествовала нам о школьных годах мамы Шерлока и ее первой любви Томе-пастухе, это был бы филлер, потому что эта история никак не была бы связана с семьей Холмсов и событиями сериала. Однако вторая серия первого сезона "Шерлока" про китайский цирк, хоть и не сюжетообразующая сама по себе, не является филлером, потому что в ней присутствует и развитие персонажей и динамики между ними, и продолжение линии основной угрозы - Мориарти. Сериалы бывают разные - есть такие, в которых все линии постоянно связаны с основной сюжетной аркой, как например "Игра Престолов". Как бы далеко нас не заводил нарратив, в итоге он все равно упрется либо в арку Северной Угрозы, либо в арку Войны Роз. А есть эпизодические сериалы - как, например, "Стартрек" или "Доктор Кто", в которых весь упор делается на как раз таки отдельные истории, которые потом могут быть сведены к какой-то общей арке. Можно ли считать, что "Стартрек" и "Доктор Кто" - это сборище серий филлеров? Категорически нет, потому что это именно построение сериала, в этом и есть смысл сериала, а общая арка - это не основа, но связующая нить. Если убрать из этих сериалов эпизодичность, материала не наберется и на короткометражный фильм.
Про "Дадалорца" часто говорят, что там куча филлеров, но на самом деле там нет ни одного эпизода-филлера. Нет ни одной серии, которую можно было бы изъять из сериала без ущерба повествованию - смысл будет утрачен. Но поскольку это - эпизодический сериал, отдельные серии в нем в основном - маленькие истории, законченные в себе и необходимые для понимания большой истории и развития персонажей. На мой взгляд баланс здесь выдержан очень хорошо - с одной стороны, благодаря эпизодичности сериал смотрится легко и весело. Без этого он стал бы слишком эмоционально напряженным, потому что большая история совсем невеселая, куча плохих людей охотятся на маленького Бэбика Грогу с совсем нехорошими намерениями. С другой же, все эпизоды двигают сюжет к развязке, неторопливо, но неумолимо, давая нам возможность не только насладиться этим миром, но и проникнуться любовью (или нелюбовью) к персонажам. Если давать пример филлера из ЗВ - весь сайдквест Финна и Рози в "Последнем Джедае" именно им и является, потому что он в итоге оказывается не только бесполезным, но еще и не связанным с основной историей. Или, к примеру, сцена из "Империи", в которой Хан, Лея и Чубака вылетают из желудка космического червя - это прикольный и забавный и, хвала богам, короткий, но беспощадный филлер. А вот вторая серия второго сезона "Дадалорца" про пауков - это не филлер, потому что прямым следствием этого эпизода было появление Бо-Катан, а значит Асока, а значит Люк, а значит разделение Дина и Грогу, а значит вся арка следующего сезона. Пауки могут нравиться, могут не нравиться, дело не в этом. А в том, что терминологией надо пользоваться правильно.
Теперь о фансервисе. Это вообще мой любимый термин, я как бы по уши в джей-роке, по крайней мере была, а там этого добра пруд пруди. Из википедии мы читаем, что фансервис - это "приём в современном изобразительном искусстве с такой ключевой особенностью: включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей". И в целом я отношусь к фансервису совершенно спокойно. В конце концов, почему бы не дать фанатом то, что они хотят. Однако не все, что радует фанатов, есть фансервис, да и сам по себе фансервис может быть хорошим, а может быть плохим.
Что самое главное в этом определении? "Не являются сюжетообразующими". Нервные фанаты, которые очень сильно ждут от Диснея гадостей и подлостей, не раз обвиняли "Дадалорца" в плохом фансервисе, но на самом деле в большинстве своем то, о чем они говорят, даже не является фансервисом как таковым. Как например введение новых персонажей в нарратив, которые уже существовали в каноне в других произведениях. Так или иначе все эти новые персонажи в итоге стали сюжетообразующими, что для этого сериала, что для старта других сериалов, спин-оффов. А учитывая то, что все эти спин-оффы и сам "Дадалорец" и вовсе в какой-то момент сойдутся в общем финале, это по сути вообще одна большая история. И для иллюстрации этой мысли я хочу привести в пример две сцены - одну из финала второго сезона "Дадалорца", и одну (или, точнее одного персонажа) из "Изгоя", диснеевского фильма про тех чуваков, которые выкрали материалы о Звезде Смерти, с которых начинается "Новая Надежда". Люк Скайуокер и Дарт Вейдер.
Вне всяких сомнений создатели "Дадалорца" прекрасно отдавали себе отчет в том, что включение Люка в сериал вызовет сумасшедшую реакцию среди фанатов. И очевидно, что они специально избрали этот поворот в сюжете, когда у них было множество возможных вариантов его развития, которые не включали бы Люка. А еще они знали, что такая версия Люка - это то, чего фанаты ждали от трилогии сиквелов, и тот факт, что Люк в фильмах был совсем иным, вызвало дикое недовольство и даже ненависть у многих. Дать всем этим людям посмотреть на Люка, о котором они мечтали десятилетиями, - разве это не чистейший фансервис? Необязательно. Все зависит от контекста.
Весь второй сезон очень логично и поступательно ведет к тому, что Люк - это самый правильный персонаж из всех возможных для выписанной ситуации. Весь сезон мы искали джедая, который мог бы обучить Грогу. Весь сезон нам показывают, что Грогу - очень особенный ученик, наделенной чрезмерной силой, а значит, его учителем должен стать могущественный джедай, а не кто попало. Более того, мы постепенно понимаем, что, конечно, Дин и Грогу, их отношения, - это сердце истории, и все влюблены в эту пару, но Дин не сможет дать Грогу то, что тому необходимо. Грогу нужно передать в руки джедая хотя бы на какое-то время, чтобы он смог защищать себя сам в будущем. Весь сезон угрозу Моффа Гидеона нагнетают до огромных масштабов, по крайней мере по меркам Дина, который, конечно, крутой воин, но не обладает мощными ресурсами. Когда мы встречаем Асоку, нашего первого джедая в сериале, она не только отказывается брать Грогу к себе на обучение, но еще и сообщает, что джедаев в мире осталось очень мало. И поэтому когда Грогу взывает с помощью Силы ко всем джедаям в галактике, по сути Люк является единственным персонажем, который отвечает всем нуждам - он силен, он великий воин, он сам ищет будущих учеников по всей галактике, он хочет построить свою собственную школу джедаев. Плюс на метауровне он - единственный персонаж с нужными характеристиками, который произведет впечатление на всех зрителей, включая не-фанатов, а не только на тех, кто переиграл во все ЗВ игры, перечитал все комиксы и романы и прочая, и прочая. Сезон выписан таким образом, что в итоге Люк - единственное возможное разрешение центрального конфликта. Можно ли было написать другую историю? Да, но зачем? Люк в "Дадалорце" - это влажные мечты многолетних фанатов, да. Но при этом его появление не является фансервисом. Он не просто образует сюжет, он - кульминация сюжета, к которой мы шли весь сезон. И когда он появляется в ореоле своего невероятного могущества в тот момент, когда наши персонажи, за которых мы чертовски переживаем, находятся в безвыходном положении, - это не просто восторг, это еще и чувство огромного удовлетворения.
Теперь посмотрим на Дарта Вейдера в "Изгое". Мне не нравится этот фильм (кого это удивляет), хотя он не так ужасен, как сиквелы, в основном потому, что его создателям не нужно было придумывать ничего нового. Я не люблю его потому, что во-первых он скучный, во-вторых все персонажи здесь не вызывают во мне никаких теплых чувств, и в-третьих потому, что сценарий здесь откровенно плох. Он не оскорбителен для мозга гомо сапиенса, как сценарии сиквелов, но он плохо написан. Другими словами, да, я его не люблю, и сильно. Но даже я не собираюсь отрицать того факта, что сцена Дарта Вейдера в самом конце очень крутая. Впервые в истории ЗВ фильмов нам показали Дарта Вейдера в битве в его расцвете. Не Анакина, как в Приквелах. Не против Люка, которого он не собирался убивать. Не против Оба-Вина, которого играл пожилой человек, в фильме, который был снят в 77 году, и поединок там соответствующий. Дарта Вейдера в этом его костюме, с его красным мечом, жуткого и пугающего, чудовищно сильного и могущественного, который сносит все на своем пути. Классно ли это снято? Да, вне всяких вопросов. Фансервис ли это? Да. Плохой ли это фансервис? Очень.
Дарт Вейдер совершенно бесполезен в этом фильме. Его появление никоим образом не влияет ни на сюжет, ни на развитие других персонажей, ни даже на его собственное развитие. Он появлется дважды - один раз, чтобы поучаствовать в ненужном и глупом диалоге со своим подчиненным, который не продвинул сюжет ни на йоту и противоречил не только здравому смыслу, но даже самому фильму, и второй раз, собственно, в драке, которая тоже никак не повлияла на сюжет, потому что Вейдер выиграл сражение, но не достиг своей цели, и, что еще страшнее, мы заранее знали, что не достигнет, потому что все смотрели "Новую Надежду" (Я уже молчу про то, что по сюжету эта драка - самое тупое, что Вейдер мог сделать в сложившейся ситуации, когда на самом деле для достижения своей цели ему было достаточно просто подорвать вражеский корабль, и тогда никакой "Новой Надежды" не случилось бы вовсе, а Вейдер идиот - это надругательство над каноном в целом и персонажем в частности). Если вырезать сцены Вейдера целиком, фильм никак не изменится. И при этом битва Вейдера - самая крутая сцена фильма сама по себе, что еще хуже. Плохо ли то, что создатели включили Вейдера в свою историю? Нет, конечно, мы все хотим больше Вейдера. Но почему нельзя было вписать его в сюжет таким образом, чтобы это имело хоть какой-то смысл, особенно учитывая то, что это можно было очень запросто сделать, никак не нарушив канон? Тайна, покрытая мраком. Но даже не в этом заключается самая большая проблема Вейдера в "Изгое".
Мало того, что это фансервис, это еще и плохо сделанный фансервис. Потому что они слили его слишком рано. Создатели "Изгоя" настолько не верили в успех собственного фильма, что использовали Вейдера как приманку для зрителей. Он был на постерах. Он был в трейлере. Уверена, что они выпустили новую линию игрушек Вейдера к выходу фильма. Они буквально умоляли "приходите на наш фильм, там будет Вейдер, вы его любите, мы знаем, приходите, ну пожалуйста!". И в итоге зритель шел на фильм, надеясь, что Вейдер будет в центре истории, а оказалось, то он там - третьестепенный персонаж-дебил. Что нужно было сделать для того, чтобы этот фансервис удался? А он мог быть удачным, даже если и бессмысленным. Нужно было сделать то, что сделали в "Дадалорце" - никто не знал про Люка ровно до той секунды, пока он не появился на экране. Представляете, какой эффект Вейдер произвел бы на зрителя, если бы зритель не ждал его, не думал бы даже, что его появление возможно? Если бы они убрали дурацкую сцену его диалога с подчиненным и все намеки на его присутствие. И вот фильм заканчивается, главные герои погибают, зритель вытирает скупую циничную слезу и поглядывает на часы, думая, успеет ли он на автобус домой, как вдруг совершенно неожиданно он слышит то самое дыхание и видит, как в черноте зажигается красный меч. Да люди бы рассудок потеряли, и никто бы уже не думал о том, а почему Вейдер здесь, а фансервис ли это, а зачем это все.
With that down and out of the way, let's move on to the actual topic at hand. Господи, какой чертовски прекрасный сериал, а. Я давно уже не получала такого удовольствия от просмотра чего бы то ни было. В меру забавный, в меру трагичный, в меру умный, не напряжный, но и не отпускающий, с идеальным балансом визуалки и экшена и душевной истории и развития персонажей. Очень простой в своей основе, но с кучей классных фишек, яркий пример того, что совершенно необязательно писать заумно для того, чтобы писать хорошо. И благодаря тому, что сама история проста, а главная цель четкая и ясная, остается достаточно времени для ворлдбилдинга. А для такого выдуманного мира, как ЗВ, ворлдбилдинг - это священная корова. Но самое главное здесь, конечно, персонажи, новые и старые.
Я в полном восторге от Бо-Катан и ее последователей. С одной стороны она - явно положительный персонаж. Она борется за свой народ и свой дом, у нее есть свой кодекс чести, она человек своего слова. Но с другой стороны она оппортунистка, всегда готовая вывернуть любую ситуацию под себя и свои нужды и использовать людей для достижения своих целей. Она горда и властолюбива, и блага для своего народа она желает так же сильно, как и власти над ним. Она готова помочь Дину и прекрасно понимает, что это - правильно, но не чурается при этом вовлекать Дина в свои дела, несмотря на то, что ему это совершенно не нужно. Хитрая и умная тетка, и если следующий сезон будет таким, как мне кажется, дальше она станет только круче.
С Асокой Тано я познакомилась впервые, хоть и знаю, что она существует в лоре уже давно и очень любима фанами. Фаны, вроде, очень довольны и ее появлением, и тем, как ее сыграли и написали. На меня же она произвела именно то впечатление, какое и должна была - я ею заинтригована, хочу узнать о ней больше и с нетерпением жду ее спин-оффа. Она мудрая и могущественная, но в ней есть и застарелая боль, и ярость, и сомнения. А еще она, похоже, повернута на своей цели, как и Бо-Катан, из-за чего отказывается помочь Грогу, и если я хоть что-то понимаю в сказительстве, благодаря ей и ее спин-оффу мы выйдем на главгада всей этой мандалоровской саги. С Адмиралом Троном я пока не знакома, но то, что я о нем слышала, впечатляет своими масштабами. А еще Асоке дали, наверное, самый красивый эпизод в сериале, он просто удивительно снят, каждый кадр как картина.
(А еще трудно пройти мимо того факта, что в этом сериале хороших, сильных и верибельных женских персонажей около десятка, и оказалось, что это вовсе не так уж и сложно, вполне себе достижимо, и не нужно никаких Мэри Сью. Что-то мне подсказывает, что Фавро и Филони немножечко не любят сиквелы. "Талант - ничто без обучения", "Грогу обучался у многих джедаев"... Да, они явно совсем чуть-чуть не любят эти фильмы...)
Боба Фетт неожиданно для меня оказался действительно крутым персом. Потому что до его эпизода я не понимала, почему все его так любят, проходной персонаж, который был совершенно по-дурацки слит в оригинальной трилогии. Любовь к Бобе - это следствие самого натурального фанфикшена. А тут его наконец-то показали так, что теперь всем понятно, почему этот фанфикш вообще существует. Если я понимаю правильно, его спин-офф будет чем-то вроде разухабистого криминального боевика, должно быть весело. Боба, наверное, ближе всего к фансервису в сериале, но зато это яркий пример того, как делать фансервис правильно.
Ну и не могу не сказать отдельно про седьмую серию и Билла Берра, сыгравшего Мэйфелда, бывшего снайпера Имперских войск. Билл Берр - невероятно крутой американский сатирик с прекрасным и категорически черным чувством юмора, который на протяжении многих лет высмеивал ЗВ и их фанатов. И есть большая ирония в том, что он теперь сыграл одного из самых эмоционально неоднозначных персонажей в ЗВ. Еще ироничнее то, что за одну сорокаминутную серию, половина которой была чистым экшеном, Мэйфелд раскрыл тему Империи и ее солдат куда лучше, глубже и проникновеннее, чем Финн за десять часов фильмов.
И даже Люка они умудрились раскрыть, несмотря на то, что все, что он должен был сделать, это спасти наших героев и забрать Грогу. Но они показали его самоуверенность, его отрешенность, его величие. Он пугающ в своем могуществе и своей уверенности не только в собственных силах, но и в собственной правоте, в том, что он знает, что и как делать. И теперь "Последний Джедай" выглядит еще большим провалом, хотя казалось бы, куда уж дальше. Потому что этого Люка, которого они показали в "Дадалорце", можно брать и развивать бесконечно, в том числе и через историю падения. Человек, летающий так высоко, может упасть очень даже болезненно, вариантов безграничное количество. Можно даже сделать почти то же самое, что они сделали в сиквелах. Все, что им нужно было изменить, - это убрать идиотскую сцену, в которой Люк пытается убить своего племянника, и просто сделать племянника злодеем. Не ангстовым тинейджером, который сам не знает чего хочет, весь этот сопливый бред, а настоящим злодеем. Все. Сбило бы это Люка с его трона? Еще как. Чувствовал бы он вину за произошедшее? О да. Нужно ли было бы ему проходить арку искупления? Безусловно. Но, конечно, им нужно было сделать из психопатичного убийцы Кайло несчастную жертву, и ради этого они пожертвовали и здравым смыслом, и Люком. Посмотрим, может быть, Фавро и Филони мягко и нежно перепишут его историю - никто не будет против.
Но самое лучшее все-таки то, что, вопреки всем этим новым персонажам, в центре всего происходящего все равно стоит Дин и его развитие. Даже Грогу здесь не второй главный персонаж, а первый вспомогательный. Грогу тоже проходит свою мини-арку, насколько это возможно для такого малыша, но зато арка Джарина в конце сезона выходит на новые высоты. И опять же, она очень простая, классическая, не побоюсь этого слова архитипичная. Но есть вещи, которые никогда не устаревают. Если в прошлом сезоне они вывели его из ступора и вернули ему его человечность, в этом они его постепенно социализировали. А теперь они поставили его в самый центр социального конфликта, сделав его де юре лидером всех мандалорцев, его - найденыша, вскормленного мандалорской сектой, отделившей себя от всех остальных представителей их народа. В начале сезона Дин даже не подозревал о существовании каких-то "других, нормальных" мандалорцев, а теперь он, совершенно того не желая, случайно заграбастал себе то место, за которое Бо-Катан боролась всю свою жизнь. И в свете этого поворота очевидно, что Грогу, конечно, нужно было забрать - Дин должен найти свой собственный смысл жизни, не привязанный к защите чужих интересов. Грогу, безусловно, вернется, но в некотором роде сейчас история Джарина становится интереснее, чем когда-либо. Уж не знаю, куда они его выведут - станет он правителем или нет, войдет ли он в общество остальных мандалорцев или напротив, откажется от них по какой-то причине, вариантов масса. Хотя что-то мне подсказывает, что мы увидим его на каком-нибудь троне хотя бы ненадолго. Что же мне подсказывает? А.
![](https://pbs.twimg.com/media/EOGXQDZXUAAUszU.jpg)
Его доспехи. Ни у кого нет таких крутых доспехов из чистого бескара, это, прямо скажем, королевские доспехи. И нам так часто и упорно повторяют, насколько у него дорогие и редкие доспехи, что сомнений не остается - кто бы ни стал лидером мандалорцев, им нужны будут такие доспехи. (Ну и еще понятно, что рано или поздно он по какой-то причине эти доспехи утратит. Они уже лишили его самого крутого оружия в его арсенале, его корабля и Грогу, не говоря уж о его самоидентификации и религии, заставив его снять шлем, так что доспеха он тоже когда-нибудь лишится). От всех открывшихся возможностей для его персонажа у меня голова идет кругом. Я такого совсем не ожидала, я думала, шоу будет попроще, я недооценила амбиций Диснея. Тем лучше для нас.
Что нас ждет впереди? Безумное количество контента всего подряд. Это может быть хорошо, может быть плохо, посмотрим. Но на данный момент меня это очень радует. Сидя на карантине в очередном локдауне есть что-то очень обнадеживающее в том, что раз в неделю весь мир подключается и смотрит одну и ту же историю, разделяя эмоции и проливая реки слез от смеха, радости или грусти. Раньше меня это не трогало, но раньше многое не цинилось, потому что у нас было слишком много всего. Сейчас же это просто необходимо. И, наверное, самое лучшее в "Мандалорце" то, что это добрая история. Она о хорошем, светлом, понятном и важном для каждого человека, и это, о чудо, не романтическая история. (Хотя я тайно надеюсь, что в самом конце, когда Мандалор восстановят, Трона победят, а Грогу обучат, Дин вернется к вдове, похожей на Покахонтас, из первого сезона и закончит свою историю, окруженный детьми, миром и счастьем.) Нам сейчас очень нужны добрые истории, потому что злых нам хватает в новостях. Так что пускай снимают, выпускают, рубят на этом бабло, сколько им влезет. Лишь бы только все это писали и снимали люди, которые понимают и любят то, что они делают. Но Дисней, похоже, выучили свой урок, пусть и очень высокой ценой. Амазон. Убери порнографию и чернокожих эльфов из своего сериала по Толкиену, иначе с тобой будет то же самое, что было с Лукасфильмом после сиквелов. Только хуже, потому что фанаты Толкиена куда хардкорнее и куда менее терпеливые.
Пы.Сы. Людвиг... ЙОРАНССОН (ЙО?? Слом мировоззрения)... неважно. Как бы ни читалось его имя, Людвиг - гребанный бог. Саундтрек второго сезона сносит крышу.