"Трое на качелях": комедия дель арте и среднерусская тоска

May 24, 2015 17:10

    Третьего дня посмотрел премьерный спектакль Театра на Васильевском "Трое на качелях" по пьесе Луиджи Лунари. Идти категорически не хотелось: ну, какая может быть круть на излете высокого театрального сезона?!

Театры объяснимо стремятся поставить все горячие новинки на осень - чтобы успеть собрать с них максимальный урожай зрительского и медийного внимания. А тут... Май на дворе. По-хорошему, через пару недель театральная жизнь в Петербурге заметно пойдет на спад. А здесь - премьера.



Тем не менее, собрался. "Собрался" - это купил 100-граммовый бутылёк коньяка (рекламное место, хе-хе, продается) и несколько импортозамещенных фруктин. Поехал.
  Твердо уверен по сю пору в том, что коньяк - далеко не самая первая по значимости причина того, что мне понравился этот спектакль в постановке Руслана Нанава. Молодой театральный режиссер ранее поставил в этом же театре "ART" - cпектакль, хорошо принятый критикой и мною и идущий здесь второй сезон.



 Сюжетно в "Троих на качелях" все очень просто. Три равнозначно главных героя торопятся по своим неотложным делам, но постоянно попадают кудат-то не туда. Вроде и адрес совпадает, а вот ведь - не то, не там, не с теми. Какое-то странное помещение. Семь самолетных кресел, более чем прозрачная метафора жизни как поездки из пункта А в пункт В. Семь винтажных  рукомойников, от которых за версту несет обреченностью на коммунальное существование - не в смысле в одной квартире, а в смысле в одном неразрушаемом комьюнити. Небольшая сцена невсамделишного варьете, за занавесом которой скрывается уютная "комната вынужденного уединения" с тем самым фаянсовым изделием санитарно-гигиенического назначения. Тоже просто прочитываемая метафора не бог весть какой эстетичной "изнанки жизни", спрятанной каждым из нас от чужих глаз. Декорации доступно разъясняют мне и сидящему рядом зрителю, что комедийные коллизии "Трех на качелях" имеют планетарный масштаб. И каждый из нас имеет реальный шанс вот прямо сейчас, выпив и закусив в антракте, узнать, чем же закончится и его жизнь тоже. Как хорошо, что я все-таки собрался на эту веселенькую пьесу о жутковатой предопеределенности человека всю жизнь попадать не туда, куда ему хочется, а туда, куда его ведет холодный злокозненный фатум.



Режиссерская воля превратила философско-комедийную притчу о трех суетливых спешащих персонажах, пришедших "не по адресу", в изящную, немногословную, безусловно оптимистичную умеренно-апокалиптическую фреску. Итальянский бурлеск комедии дель арте пронизывает все мизансцены. Но... Но практически сразу понимаешь, что вкус диалоговых "апельсинов", которыми герои потчуют друг друга, скорее горько-сладкий, чем сладко-горький. Мало того, что герои обречены жить свою жизнь "по кругу", так они еще - обожемой! - обречены дико бояться "компаса", который то ли хочет, то ли не хочет вывести их из этого лабиринта хотя бы на краткий миг жизни. Кроме того, комедия дель арте по-петербургски напрочь лишена обязательной в таком случае скабрезности. Что совершенно логично. Во-первых, традиция театрализованного "низа" - не российская по происхождению. Во-вторых, зачем творить театральный скандал, если предыдущий, новосибирский, еще полностью не отработал весь свой пиротехнический потенциал.

В отличие от проклятых вопросов бытия, созданных простеньким драматическим сюжетом, эстетические предпочтения постановщика не требуют многовариантных толкований. Режиссер, как бы это было не в театральном тренде второго десятилетия 21-го века в России, относится и к человеку, и к человечеству весьма гуманно и сочувственно. Он не раздавливает своих героев тяжестью фатальных обстоятельств. Более того, он по-отечески заботливо "оберегает" своих героев от чересчур острых и саморазрушительных вопросов человеческой жизни, позволяя их задавать и не позволяя после этого всем лезть в петлю. Хотя и мыло, и веревка - такое ощущение - давно заготовлены реквизитором и в любой момент могут появиться на невсамделишной сцене малюсенького варьете. Режиссер со сдерживаемым смехом и с заинтересованностью детсадовского воспитателя смотрит на своих персонажей, которые с целью философского познания мира по очереди усаживаются на то самое фаянсовое изделие саннитарно-гигиенического назначания. Ну а то, что право высшиему разуму появиться на сцене в женском обличье  (Анна Захарова) - обожемой второй раз - делает честь честности постановщика. По нынешней жизни женщины и вправду являются главной преображающей силой современного общества. Одна история с "Оборонсервисом" чего стоит.

"Трое на качелях" хоть и по-антрепризному компактен на действющих лиц, важен для театра на Васильевском удачными актерскими работами. Капитан (Булат Шамсутдинов) - еще одно прочтение образа безоглядного жизнелюба, прямолинейного и по-звериному витального отставного вояки (первым стал моряк Жевакин в гоголевской "Женитьбе", этот спектакль сейчас также в репертуаре театра). Сравнить русского Жевакина и европейского Капитана и получить очень и очень неожиданный результат - занятие сколь забавное, столь и приятное.
Постоянно крадущийся по жизни Промышленник - лучшая на сегодняшний день роль Арсения Мыцика. Конечно, князь Мышкин ("Идиот" в постановке главрежа Владимира Туманова) - это масштабно и заметно. Но свернутый "в бараний рог" жизнью и конкурентами глэм-роковый персонаж, списанный то ли с Элиса Купера, то ли с рисованных персонажей Тима Бертона - это неожиданно смешно и по-настоящему сильно. Такой персонаж обречен запомниться навсегда и наверняка как-то повлияет на все последующие работы этого изобретательного актера.

Для тех, кто длинные тексты не читает и смотрит сразу в последний абзац: хорошая театральная работа, смотреть ее надо обязательно.

театр, премьера, санкт петербург, события

Previous post Next post
Up