атлас по нормальной физиологии из раздела "дыхание"
Начало
тут. Родителям и педагогам посвящается.
Если школьнику плохо даётся решение задач по предметам обучения или есть проблемы с поведением, не стоит сразу записывать его в число неуспевающих и безнадёжных. Возможно, что он просто не умеет правильно дышать. Точнее, его дыхательный ритм плохо сочетается с ритмами работы мозгов, головного, спинного и промежуточного. Промежуточным я называю мозжечок, кому не нравится - называйте по-своему, не суть. Суть в том, что даже отличники часто и чаще сбивают дыхательный ритм при умственных, эмоциональных и физических нагрузках. А это перерасход энергии, ухудшение работы организма в целом или в части, что рано или поздно может сказаться негативно на состоянии здоровья вообще, особенно при современных образовательных и информационных требованиях.
Как устранить эти недоработки воспитания. Только привычкой. А привычка нарабатывается тренировкой, постоянными попытками упражняться. К чему должна наработаться привычка. К периодическому обращению внимания на своё дыхание. Во время умственных нагрузок, во время переключения внимания с одного объекта на другой, в момент попадания в стрессовую ситуацию, в момент возникновения эмоций, особенно сильных, гнева, страха, отчаяния, напряжённого ожидания и т. д. Почему это важно? Потому что дыхание выступает индикатором состояния. Оно всегда старается отреагировать на перечисленные и прочие моменты жизни. Либо прерывается на некоторое время, либо меняет свои ритм, глубину, периодичность. Но, самое важное, обратив внимание на дыхание, можно управлять своим состоянием в сторону улучшения и большего самоконтроля. "Победить зло" согласно упанишадским терминам.
Итак. Ребёнку необходимо сначала в игровой форме, а по мере взросления уже более серьёзно, разъяснять и давать навык по самоконтролю, состоящий из двух основных этапов.
1) Периодически привычно направлять осознанное внимание на своё дыхание в те моменты, когда оно резко меняется под воздействием внешних или внутренних факторов.
2) В случае обнаружения таких изменений переключать внимание своего сознания на мышцы передней стенки живота, от солнечного сплетения до области пониже пупка сантиметров на 5-7. И давать мысленную команду по расслаблению этих мышц с целью восстановления естественных ритма и глубины дыхания.
Вот это есть начальный и базовый этап по воспитанию силы духа в прямом и переносном смысле слов. Это самое начало, когда маленький человек становится ещё не властелином материи своего тела и трёх мозгов, но уже и не рабом этой материи, а сознательным наблюдателем-контролёром.
Как и почему это положительно скажется в дальнейшей жизни. При занятии умственным трудом работа мыслительного аппарата будет более производительной при меньших затратах энергии. Организм будет меньше изнашиваться, проблем с физическими и психическими отклонениями станет меньше. Появится возможность лучше использовать механизмы памяти, логического и интуитивного постижения, аналитические способности, критическое мышление. В случае занятий спортом, физическим трудом, выполнения военных или правоохранительных функций, сопряжённых с высоким уровнем эмоциональных и физических нагрузок, когда обычно в определённые моменты "не хватает дыхалки", эти две элементарные привычки, выработанные с детства, помогут значительно повысить уровень боеспособности, силы, выносливости и прочая.
А сама практика такого воспитания проста и легка. Достаточно на каждом уроке в начале его, в середине и в конце потратить несколько секунд и напомнить детишкам про наблюдение за дыханием, выполнять простейшие упражнения, особенно хорошо, если они будут совмещаться с лёгкой физической разминкой. А родителям делать то же самое дома. Если бы это внедрилось в повседневную практику большинства представителей педагогического сообщества, уже через пару поколений мы бы получили совсем иное, невиданное качество населения в нашей забытой всеми богами несчастной стране, периодически меняющей свои названия, границы, экономические модели и политические формации. А если не ограничиваться этим базовым и простейшим уровнем, а пойти несколько дальше, то... . Но об этом в следующих заметках, если эта тема вызовет подлинный интерес читателей.
Часть 3-я
там. Про дыхание больше не буду, раз никому не интересно.
(
nektosvostoka-дзен)