...втянулся в размышления о будущем наробраза нашего драгоценного, в свете горячо обсуждаемых реформ бюджетно-социальной сферы. И, прикиньте, некоторые любопытные мыслишки проклюнулись. Хотя я, конечно же, никакой в наробразе не эксперт.
Но сначала все же небольшое пояснение. Я, знаете ли не лоялист. Я себя позиционирую как человека либеральных воззрений - но такого, не оголтелого. Настолько не оголтелого, что вы можете меня обозвать либерастом и расфрендить на хрен. Я не обижусь. И еще такой нюанс. Эти мои либеральные воззрения прямиком выливаются в либертарианство. Опять-таки такое, не оголтелое. (Да, с такими взглядами трудно жить сегодня, но жить вообще трудно и не о том речь).
Так вот, мне, с моими взглядами, по мнению гуру нашего иркутского лоялизма, реформа наробраза должна бы очень нравиться. Она мне и нравится. Чисто теоретически. Но глубоко убежден, что сама по себе, вне комплекса бесконечно отложенных системных реформ, эта теоретически правильная конструкция даст результат сугубо "по черномырдину".
(Простой пример: качественное дополнительное образование, скажем, французский язык в формате предвузовской подготовки может быть нужно в послеке Качуг 2-м одиннадцатиклассникам одновременно. И некая семья, например, имела бы полную решимость эту доп опцию оплатить. Но, естественно, ни одна тамошняя школа подобного сервиса - на конкурентоспособном уровне! - не предлагает: слишком узкий рынок из 2-х человек делает цену вопроса просто заоблачной. Интересно, что для этой "некой семьи" и это не является камнем преткновения: мечта сделать ребенка светочем европейской филологии становится мощным драйвером, способным подвигнуть на резкую смену уклада жизни. Т.е. либо отправлять ребенка учиться в Иркутск, неся издержки не только по доп образованию, но и по жилью, питанию и проч. Либо - переезжать всей семьей. Ну, мечта у людей такая. Совершенно естественная для либерального взгляда на жизнь ситуация. Так, между прочим, Америка осваивалась. Но! Чтобы резко повысить доходы семьи, ее главе надо искать новое себе применение на рынках труда. Которые в Иркутской области ничего ему предложить не могут по одной непростой причине: экономика региона на 3\4 ориентирована на госмонополии, включая БазЭл естественно, которые совершенно не заинтересованы в ее развитии и создании мобильного рынка труда. Но разрушить - или хотя бы обуздать - госмонополии, тормозящие развитие региона, можно только поменяв федеральное правительство, прямо или косвенно участвующее в их капитале и поменяв изрядный кусок законодательства, заодно с главой ФАС симпатичнейшим г-ном Артемьевым и кучкой шушеры рангом поменьше. Причем, правительство или Думу как таковые менять вовсе не надо - а надо поставить их в условия страха перед политической конкуренцией и все будет ОК.... Я прошу прощения за длинноватый пассаж в скобках, но какой-нибудь из гуру "несогласных" потратил бы на это еще больше букв. И, кстати: во всем этом пассаже не было ни разу упомянуто имя Его, будь оно проклято во веки веков ;)
А теперь - веселое, собственно пост. Будучи проклятым либерастом, сволочным последышем "проклятых 90-х", я имею естественный инстинкт: если насилие неизбежно - надо расслабиться и представить как оно будет. Где бабло будет колотиться. Какие социально-экономические новации стихийно начнут возникать уже через год-другой после начала реформы статуса бюджетных учреждений в сфере образования. Нельзя ли на этом заработать? Если нельзя мне - то кому? Какие начнут складываться рынки?
ОК, примем как допущение тезис лоялистов, что "базовый стандарт среднего образования не будет опущен до уровня ЦПШ". ОК, пусть этот бюджетный госзаказ будет соответствовать шаблону нынешнего 9-классника средней школы города Усть-Илимска (ну, как бы для примера).
Очевидно, что:
1. Основная борьба за деньги родителей (включая вышеописанную условную семейку из Качуга) развернется за предвузовскую профильную подготовку.
2. Очевидно, что первый уже этап конкуренции между качественными педагогами, разворачивающийся в крупных городах, приведет к появлению стандарта педагога-многостаночника. Т.е. препод-фрилансер, ведущий уроки того же французского в 2-4-6 школах одновременно. Для групп из 2-6 старшеклассников. Или, собирающий - внимание! - межшкольные факультативы. Фактически, "частные параллельные школки по профилю" (уже возможность заработка для арендодателя аудитории, включая ланчи)
3. Очевидно также, что уже на этом этапе, эти учителя-фрилансеры начнут объединяться в некие профсоюзы, мафии (в этом слове нет ничего оскорбительного здесь и далее - это просто соц-экономический термин). Люди, создающие такие мафии (координаторы процесса) будут, скорее всего, представители вузов (потому что далее начинается пункт 4)
4. НЕ очевидно, но мне кажется что главная битва "за бабло" - развернется в глубинке. В вышеупомянутом поселке Качуг. И еще в сотне деревень поменьше. Тут, понятно, расцветет бизнес на "дортуарах" -общагах для старшеклассников в Иркутске с минимальным ценником (включая неизбежные сервисы по поставке наркоты и блядей). Но гораздо интереснее другое: появится принципиально новая профессия: выездной учитель-предметник. Ну, т.е. , скажем, С.Ф.Шмидт, в рамках своего годового бизнес-плана объезжает 20-25 деревень в год последовательно, останавливаясь в каждой не неделю, чтобы встретиться с группой старшеклассников из 3-6 человек, намеренных поступать на истфак или любой иной гуманитарный факультет.
Это означает появление в общественном сознании нового образа: педагога-передвижника, учителя-коммивояжера. Классно. Мне нравится. Мне вообще нравится, когда народ туда-сюда тусуется :)
Но это означает и другое, не менее замечательное: появление новой профессии - "школьный логистик". Давайте-ка прикинем: на рынке функционируют качественные преподы-предметники, каждый из которых не хочет потерять ни полсуток времени, максимально оптимизируя не только время на переезды, но и ожидание, когда освободится классная комната и его драгоценные 3-6 человек из класса. В черепе "школьного логистика" будет метаться рой мыслей: а мы зарезервировали гостиницу Сергею Федоровичу в Бугульдейке в ночь с... на...? А, кстати, будет ли работать переправа наутро на Ольхон? А какая погода? А не стоит ли предупредить, что надо встать на полчаса раньше - потому что возможна распутица? А эта самая химичка в Еланцах - она еще болеет? Может быть надо сдвинуть расписание в этой школе, с учетом того что аудитория и ученики будут простаивать? (NB - школьный логистик будет реально главнее директора "подрядных" школ в составлении расписания)
(Тут, кстати, реально заработают IT-компании, типа "Форуса". Создание оболочки 1С: Школьный логистик. Я, например, заебусь писать такую прогу, потому что буду делать это заведомо непрофессионально, в Экселе каком-нибудь. А эти парни реально миллионов наколотят)
5. И вот тут начинается самое печальное, возвращающее нас к началу разговора. Обе эти гильдии, координирующие два варианта "дополнительного образования" - "въездная (дортуар в Иркутске)" и "выездная (училка-по-вызову)" они будут не просто конкурировать (что само по себе великое благо). Они будут:
-- через полгода представлять из себя профсоюзы
- через год - координироваться лидерами профсоюзов, фактически ставленниками вузов и чиновниками наробраза
- через полтора - сольются в единый профсоюз (некоммерческое партнерство, кооператив - неважно!...), находящийся под контролем путинистов.
Даже если никакого Путина и не будет уже. Потому что путинизм - это такой образ жизни, знаете ли.
PS. Меня почему вся эта вышеописанная картинка вдохновила? И почему я ею делюсь со всеми так жизнерадостно? Потому что лично я свой экономический кайф уж точно словлю. Со мной - преподские корпорации уж точно работать будут.
Привет
лоялистам!