О магии в фэнтези

May 19, 2013 02:09

Оригинал взят у imlu_hagen в О магии в фэнтези
Довольно часто можно услышать, что якобы невозможно почерпнуть ничего полезного из области магии, читая фэнтези. Скажем так: вряд ли можно научиться магии, только читая фэнтези. (Но, если уж на то пошло, ей нельзя научиться, читая какую угодно литературу, в том числе и эзотерическую. Практика нужна, однако.) Здесь важно учитывать, что нужна хотя бы небольшая подготовка - для того, чтобы понимать, на какие моменты в книге обращать внимание. Чаще всего - не на описание всяческих превращений, ритуалов вызова и телепортации. В качестве примера приведу несколько отрывков из книги Чарльза де Линта «Лунное сердце». А саму книгу очень рекомендую всем, кто находится в поисках своего Пути - причем речь там идет не только о магии.

«Талиесин встал перед ней и очень осторожно взял ее за плечи. Он что-то бормотал себе под нос, и от его прикосновения по рукам Сары прошла теплая волна, и она ощутила, что ее одежда высохла. Пораженная, Сара отступила назад. Воздух наполнился ароматом цветущих яблонь.
- Как ты это делаешь? - спросила она.
- Как? Хочешь получить урок чародейства?
- Да. Нет. Вернее, не сейчас. Но как это у тебя получается? Откуда эти… способности? Откуда берется такая сила?
Арфист постучал себя по груди.
- Изнутри, - сказал он. - Волшебство вырастает из глубокой тишины внутри.

- Значит, не ты написал «Войну деревьев»?
- Сad Godden? - повторил Талиесин по-кельтски, и эти слова так и повисли без перевода. - Эту книгу написал не я, но я ее хорошо знаю. В этих стихах, Сара, в их полных загадок строчках содержатся все секреты бардовского творчества. В этих стихах заключена вся магия мира, его тайна.
- Но что это значит?
- «Я был во многих обличьях, пока меня не освободили», - процитировал Талиесин. - В первой строке этой книги все сказано. Таков Путь, который мы проходим за жизнь. Множество обличий. Знания, полученные в каждом из них. А в один прекрасный день приходит освобождение, то есть гармония, обретенная, когда ты сливаешься со всем, что тебя окружает.
- Не уверена, что понимаю все это.
- Если бы понимала, - улыбнулся Талиесин, - тебе не пришлось бы спрашивать. А раз спрашиваешь, значит, эти стихи так и остаются загадкой. Таков Путь барда, Сара. Сначала становишься мастером загадок, потом идешь дальше.

- Как же ты вынес такое путешествие? - спросила Сара.
- Меня поддерживала моя магия. Я обратил свои мысли внутрь себя, сосредоточился на самом главном в себе - на моей «тоу» - на внутреннем покое, который сам по себе - магия. Эта внутренняя тишина скорей подобна даже не музыке, а промежуткам между нотами.
- Ну и ну! - пробормотала Сара. - Не испытай я на себе все эти колдовские фокусы, мне было бы трудно тебе поверить.
Некоторое время они молчали, Сара смотрела на океан и старалась представить себе, как плыл Талиесин, но в конце концов только покачала головой, не понимая, как ему удалось выжить.
- На что похожа, - наконец спросила она, - на что похожа эта самая «тоу»?
- Ты играешь на каком-нибудь инструменте? - спросил Талиесин.
- Немного. Но не вкладываю в это душу. По-моему, я ни во что ее не вкладываю.
- А бывало ли так, чтобы ты почувствовала, будто ты и твой инструмент - одно целое? Будто ты можешь сыграть все, что твое сердце просит?
- Пожалуй… несколько раз.
Талиесин улыбнулся:
- Вот и с «тоу» так же. Когда ты сможешь сливаться с «тоу», ты далеко продвинешься по Пути бардов. Но чтобы постичь внутреннюю магию и всегда в нужный момент призвать «тоу» на помощь, надо неуклонно стремиться к своей цели, вкладывая в это всю душу. Твое призвание - не обязательно музыка. Музыка ведет к Пути только бардов. У остальных, идущих по Пути, свои занятия. Но для меня, - продолжал Талиесин, - гармония между исполнителем и инструментом всегда была ключом, выпускающим на волю мою внутреннюю магию. Магию, которая звучит в моей музыке и ведет меня по жизни. Ощущать эту магию, Сара, все равно что касаться сердца Луны. С этим ничто не может сравниться. Представь себе, как Луна - этот небесный корабль - поднимается над лесом. В тот первый миг, когда она оказывается над деревьями… Этот миг наполнен обещанием, порывом и мощной магией… Вот так же и моя жизнь, раз я иду по Пути. И это ощущение возникает из-за моей «тоу».
- Ты так красиво это описываешь, - вздохнула Сара. - Хотела бы я быть в таком же ладу с собой.
- А почему ты решила, что это невозможно? - Талиесин показал на кольцо у нее на пальце. - Такое кольцо - это дарственное кольцо. Мне мое кольцо дал мой учитель Мирддин. Такое кольцо может попасть на палец только тому, кто внушает надежды, что способен пойти по Пути.
- Но мне его никто не дарил. Я нашла его в коробке, она стояла в лавке у моего дяди.
«И коробка оказалась с сюрпризом, - подумала Сара. - С бесплатным выигрышем внутри».
Но Талиесин покачал головой.
- Все равно это подарок, - сказал он, - неважно, как он попал к тебе. Такие кольца наделены чутьем, они чувствуют, что человек, который их носит, имеет на это право.
- Ну, не знаю. По-моему, это просто случай, что я его нашла. И что я здесь. Зачем? Я не вижу в этом никакого смысла. Взять хотя бы тебя - ты обладаешь способностями к магии, ты - важная персона.
- Магия - это боковая дорожка, ведущая к Пути.
- И довольно причудливая боковая дорожка. Я просто обманываю себя и сама об этом знаю. Происходит что-то удивительное, и я уверена, ты играешь в этом какую-то роль. А я? По-моему, я попала сюда совершенно случайно.
Талиесин нахмурился:
- Так говорит твой друг Киеран.
- Он мне не друг.
- И все-таки ты просто повторяешь слова, которые, как ты мне сама сказала, он говорил тебе. Я знаю, Сара: случайностей не бывает. Хотя мы и принимаем решения сами, мы принимаем их потому, что есть некая высшая неведомая сила, она подсказывает их нам. Тут мы не властны. Но в нашей власти решить, по какой дороге мы пойдем. Если сейчас ты отойдешь в сторону… - он вздохнул, - ты так ничего и не узнаешь. - И что, по-твоему, я должна сделать?
- Должна выбрать сама.
- Тогда хотя бы скажи мне, что, по-твоему, со мной происходит? Зачем я здесь? И что мне выбрать?
- Помню, когда я задал такой вопрос Мирддину, - сказал Талиесин, - он взглянул на меня и ответил, что мне нужно выбрать одно из двух. Принять вызов и стремиться применить на деле все, что во мне заложено, или провести остаток дней, пытаясь понять, мимо чего я прошел. - Талиесин покачал головой. - По-моему, я наговорил слишком много.
- Нет, ты сказал то, что надо. Я… я пойду по этой дороге и посмотрю, куда она меня приведет.
- Но нельзя идти вслепую, - предостерег ее арфист. - Иди с открытыми глазами и с готовностью к познанию.
- Я запомню твои слова.

- Еще раз говорю вам, Джеми: магия существует, хотя, возможно, она не такая, как вы себе ее представляете. Все трюки, демонстрирующие ее силу, - только трюки. Сам по себе Путь - это укрепление духа, приближение к гармонии, управляющей миром. Продвижение по Пути происходит медленно, но с каждым шагом вы словно берете очередную ноту самой старой мелодии на свете. Когда будет сыграна вся мелодия, тогда вы полностью усовершенствуете себя. Все ваши скрытые способности будут реализованы. Тогда вы сможете выйти за рамки своего существования. Вам не нужно будет рождаться заново, ибо на этой земле вы сделали все, что могли.
- И куда же потом?
- В Страну Лета, Джеми. Но ее я не смогу описать вам. Я сам видел ее только мельком, но то, что я увидел, обожгло мою душу. Я тоскую по тому времени, когда попаду туда. Не могу дождаться…»

Previous post Next post
Up