Глава вторая. Семья.
2. Религия, как основа семьи.
Чтобы понять организацию эллинской семьи, надо принять во внимание одно явление, которое вполне выяснено историком Фюстель де-Куланжем и которое совершенно противоречит нашим представлениям. Греки думали, что умершие продолжают жить в могилах. Жизнь эта носила не вполне духовный характер, потому что мертвый нуждался в пище и питье, как и во время своего земного существования. «Я выливаю на могилу», говорит Ифигения у Эврипида (1), «молоко, мед и вино, потому что все это дает радость теням усопших». Орест (2) обращается с такой молитвой к своему покойному отцу: «Пока я жив, ты будешь получать богатую пищу, но если я умру, ты не станешь принимать участие в дымящихся трапезах, которыми питаются умершие». - «Мертвые», пишет Лукиан (3), «едят кушанья, которые мы кладем на их могилы, и пьют выливаемое туда вино; таким образом, покойник, не получающий никаких приношений, обречен на постоянный голод». (Фюстель де-Куланж. Гражданская община древнего мира). Сын должен строго выполнять обязанность доставления отцу необходимой пищи; к этому долгу его побуждала не только благодарность, но и эгоистические интересы. Умершие в известном смысле были действительно «священными существами». Древние прилагали к ним самые почтительные эпитеты, какие они только могли найти. Называя их добрыми, святыми, блаженными, они оказывали умершим все то почтение, какое человек может питать к божеству, внушающему ему любовь или страх. Согласно их воззрениям, каждый умерший был божеством. Могущественный в добре и в зле умерший приносил своим родным счастье или несчастье, в зависимости от того, пользовался ли он сам их уважением или находился в пренебрежении. Таким образом, каждая семья в лице своих предков имела своих собственных богов, а следовательно, и свою собственную религию. Религия эта отличалась крайней исключительностью: мертвые не принимали жертвоприношений от каждого встречного, им были приятны только дары их потомков; посторонний был для них незнакомцем, почти врагом. Поэтому необходимы были многочисленные предосторожности, чтобы потомство никогда не прекращалось. Кроме того, в случае вступления в семью постороннего, надо было приобщить его к домашнему культу и представить богам. Из этих двух основных положений вытекали и все правила, руководящие жизнью эллинской семьи.
1. Эврипид (Еврипид) - древнегреческий драматург, Ифигения - героиня его трагедий.
2. Орест - герой трагедии Эврипида того же названия.
3. Лукиан - греческий философ-сатирик (жил во II в. по Р. Х.).
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1262404944#t008