Частная и общественная жизнь греков

May 28, 2016 05:52

Глава вторая. Семья.
2. Религия, как основа семьи.
Чтобы понять орга­ни­за­цию эллин­ской семьи, надо при­нять во вни­ма­ние одно явле­ние, кото­рое вполне выяс­не­но исто­ри­ком Фюстель де-Кулан­жем и кото­рое совер­шен­но про­ти­во­ре­чит нашим пред­став­ле­ни­ям. Гре­ки дума­ли, что умер­шие про­дол­жа­ют жить в моги­лах. Жизнь эта носи­ла не вполне духов­ный харак­тер, пото­му что мерт­вый нуж­дал­ся в пище и питье, как и во вре­мя сво­е­го зем­но­го суще­ство­ва­ния. «Я выли­ваю на моги­лу», гово­рит Ифи­ге­ния у Эври­пи­да (1), «моло­ко, мед и вино, пото­му что все это дает радость теням усоп­ших». Орест (2) обра­ща­ет­ся с такой молит­вой к сво­е­му покой­но­му отцу: «Пока я жив, ты будешь полу­чать бога­тую пищу, но если я умру, ты не ста­нешь при­ни­мать уча­стие в дымя­щих­ся тра­пе­зах, кото­ры­ми пита­ют­ся умер­шие». - «Мерт­вые», пишет Луки­ан (3), «едят куша­нья, кото­рые мы кла­дем на их моги­лы, и пьют выли­ва­е­мое туда вино; таким обра­зом, покой­ник, не полу­ча­ю­щий ника­ких при­но­ше­ний, обре­чен на посто­ян­ный голод». (Фюстель де-Куланж. Граж­дан­ская общи­на древ­не­го мира). Сын дол­жен стро­го выпол­нять обя­зан­ность достав­ле­ния отцу необ­хо­ди­мой пищи; к это­му дол­гу его побуж­да­ла не толь­ко бла­го­дар­ность, но и эго­и­сти­че­ские инте­ре­сы. Умер­шие в извест­ном смыс­ле были дей­стви­тель­но «свя­щен­ны­ми суще­ства­ми». Древ­ние при­ла­га­ли к ним самые почти­тель­ные эпи­те­ты, какие они толь­ко мог­ли най­ти. Назы­вая их доб­ры­ми, свя­ты­ми, бла­жен­ны­ми, они ока­зы­ва­ли умер­шим все то почте­ние, какое чело­век может питать к боже­ству, вну­ша­ю­ще­му ему любовь или страх. Соглас­но их воз­зре­ни­ям, каж­дый умер­ший был боже­ством. Могу­ще­ствен­ный в доб­ре и в зле умер­ший при­но­сил сво­им род­ным сча­стье или несча­стье, в зави­си­мо­сти от того, поль­зо­вал­ся ли он сам их ува­же­ни­ем или нахо­дил­ся в пре­не­бре­же­нии. Таким обра­зом, каж­дая семья в лице сво­их пред­ков име­ла сво­их соб­ствен­ных богов, а сле­до­ва­тель­но, и свою соб­ствен­ную рели­гию. Рели­гия эта отли­ча­лась край­ней исклю­чи­тель­но­стью: мерт­вые не при­ни­ма­ли жерт­во­при­но­ше­ний от каж­до­го встреч­но­го, им были при­ят­ны толь­ко дары их потом­ков; посто­рон­ний был для них незна­ком­цем, почти вра­гом. Поэто­му необ­хо­ди­мы были мно­го­чис­лен­ные предо­сто­рож­но­сти, чтобы потом­ство нико­гда не пре­кра­ща­лось. Кро­ме того, в слу­чае вступ­ле­ния в семью посто­рон­не­го, надо было при­об­щить его к домаш­не­му куль­ту и пред­ста­вить богам. Из этих двух основ­ных поло­же­ний выте­ка­ли и все пра­ви­ла, руко­во­дя­щие жиз­нью эллин­ской семьи.

1. Эври­пид (Еврипид) - древнегреческий драматург, Ифи­ге­ния - геро­и­ня его тра­ге­дий.
2. Орест - герой тра­ге­дии Эври­пи­да того же назва­ния.
3. Луки­ан - гре­че­ский фило­соф-сати­рик (жил во II в. по Р. Х.). http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1262404944#t008

Поль Гиро, древние цивилизации, антики, история

Previous post Next post
Up