Траурная музыка - 1. Шопен. Соната №2 оп. 35, часть 3

Aug 23, 2010 11:57


На протяжении более полутора веков самая исполняемая траурная композиция в мире - похоронный марш польского композитора-романтика Фридерика Шопена. Большинство из тех, кто его слышал, уверены, что это самостоятельное произведение. Однако это не так. Похоронный марш - третья часть крупноформатного фортепианного произведения, сонаты № 2 (си-бемоль минор). Шопен сочетал в себе талант великого композитора и виртуозного пианиста. Возможно, поэтому большинство его произведений предназначены для исполнения на фортепиано. Оркестровка похоронного марша была сделана уже после его смерти.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СОНАТЫ
Похоронный марш был написан в 1837 году и включен в состав сонаты в 1839-ом. Как отмечалось позже в некрологе, написанном на смерть самого композитора, она была создана «вдали от родины, но для родины». Во время написания этого музыкального произведения Шопен жил в Париже. На тот момент он знал, что неизлечимо болен, и что умереть и быть похороненным ему придется на чужбине. В Польшу он вернуться не мог, поскольку Польша уже не была самостоятельным государством, потерпев поражение в борьбе за независимость от России. Соната № 2 - своего рода отклик на исторические события, горькие раздумья о судьбе Польши. Но не только. Содержание сонаты, как и любого великого произведения искусства, много глубже.                                                                                                                     
Первая часть сонаты - образы жизни с её противоречиями. Здесь личные переживания, мрачные предчувствия скорой смерти, боль от разлуки с родиной.                                                                                     Вторая рисует картину грозного наступления. Для нее характерны мужественные, волевые интонации борьбы.                                                                                                                                                                          Третья часть (собственно похоронный марш) - глубоко драматичные и философски мудрые размышления о жизни и смерти. Музыка трагична, величественна, торжественна. В середине появляется лирическая мелодия необыкновенной красоты. Если до нее характер музыки несколько утяжелен, то эти звуки как бы парят над произведением, рвутся ввысь, тем самым внося в сонату возвышенное духовное начало.                                                          Четвёртая часть - короткий финал без ярко выраженных тем и мелодий. «Ветер над могилами» - так назвал её русский пианист и композитор А.  Рубинштейн.                                                                                Похоронный марш Шопена необычайно глубоко и тонко передает возвышенные скорбные душевные переживания, оказывая на слушателя чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие. Как писал современник Шопена композитор Ференц Лист: «Поистине нельзя было найти других звуков, чтобы выразить… как оплакиваются великие потери. Возникает чувство, что не смерть одного героя оплакивается здесь, а пало все поколение».
по материалам http://www.funeralportal.ru


Шопен Ф. Соната №2 оп. 35, часть 3 - Траурный марш    ( 8 285 Кб )

Музыка, Погребальная культура, Ритуалы

Previous post Next post
Up