![](http://img.lenta.ru/news/2007/06/12/mycenaean/picture.jpg)
Как и при выносе тела умершего, велика роль женщин в жертвенных церемониях на могилах. Хотя присутствие мужчин и не было редким явлением, но все же большую часть присутствовавших составляли женщины. Жесты фигур, изображенных на сосудах, в общем более умеренные и спокойные, чем при церемонии выноса. Однако некоторые люди изображаются с поднятой к голове рукой, чтобы рвать на себе волосы; но обычное положение - это спокойная фигура стоящего в печальной задумчивости человека, держащего в руках приношения, предназначенные мертвому. На других изображениях человек приближается к надгробной колонне с рукой, поднятой к лицу, или стоит на коленях, как бы беседуя с могилой. Во всех этих изображениях преобладающим выражением является не горе и страдание, а скорее нечто вроде религиозной печали и похоронной грусти.
Один из жестов на изображениях, по-видимому, имеет более специальный характер и выражает нечто иное, чем просто сожаление и грусть. На многих изображениях представлены люди, простирающие руки к могиле или поднимающие их к лицу, причем они соединяют большой и указательный пальцы. Этим жестом выражалось поклонение.
Во всех этих изображениях гиматионы часто окрашены в яркие цвета - голубой или красный. Такие изображения, действительно, не представляют уже погребальной церемонии в собственном смысле слова. Похоронные обряды требовали, чтобы родственники покойного посещали могилу на третий, девятый и тридцатый день после смерти; при этом мертвому приносили еду и совершали возлияния, как и в первый день. Этот месячный срок составлял в Афинах обычную продолжительность траура. После этого темные одежды снимали. Вот чем объясняются яркие цвета гиматионов на изображениях. В день годовщины смерти или, по мнению других, в день годовщины рождения покойного родственники снова собирались на могиле. Но ничто не мешало и в любое другое время приходить на могилу, посидеть на могильной плите, побеседовать с покойным, поменять цветы и венки и совершить новые жертвоприношения. Само местоположение некрополей у городских ворот располагало к этим благочестивым посещениям, коренящимся в нравах и привычках почти всех народов.
Предметы, изображенные в руках людей, стоящих у подножия или вокруг надмогильной колонны, а также и на всем поле вазы, бывают очень разнообразными. Они не состоят из одних приношений. Некоторые из них являются принадлежностями, необходимыми при совершении погребальных обрядов, например корзинка, ящичек, вазы для возлияний; другие - повязка, венки, вазы с благовониями - специально предназначены для украшения надмогильной колонки; и, наконец, третьи - предметы туалета, оружие, птицы, пироги и плоды, вино для возлияний - все это жертвоприношения, радующие умершего.
Интересно отметить на рисунках V и IV веков простоту и скромность этих приношений. В них нет никаких следов и указаний на умерщвление и сожжение животных на могилах, на что часто указывают древние авторы. Это не может быть делом простого случая - в этом истинный характер обрядов этой эпохи. Во времена Гомера кровь людей и животных была самой приятной пищей, какую только можно было предложить мертвецу. Ахилл, на могиле Патрокла, умерщвляет двенадцать молодых троянцев, четырех лошадей, двух собак и целое стадо быков и овец. Улисс вызывает тени мертвых, принося в жертву овец на краю могилы, и тени, собравшись вокруг, как стая мух, с жадностью упиваются этой кровавой жертвой. Умерщвление людей на могилах встречается в течение всей гомеровской эпохи. Впоследствии поэты воспользуются этим фактом как драматическим моментом для возбуждения в душе зрителей чувств ужаса и сострадания. Но эти варварские обычаи уже не существовали в то время, когда началась истинная история. Даже в VII веке обычай приносить в жертву больших животных считается разорительным обрядом, пригодным лишь для жертвоприношений богам. Закон Солона запрещает убивать быков при совершении погребальных церемоний. В VI веке закон Иулиса разрешает еще умерщвлять жертвы по древнему обычаю, но в V веке жертвоприношение, по-видимому, стало привилегией богов и умерших героев. Таким образом ежегодно чтилась память героя Пелопса. Воиньг, павшие в битве при Платеях, во время ежегодной религиозной церемонии получали в жертву быка. Но такие почести являются исключениями в V веке. Такое отношение становится еще определеннее у писателей конца V и начала VI веков. Платон вспоминает, как о варварском обычае, о приношении в жертву людей и указывает также, как на обычай уже оставленный, на обряд приношения в жертву животных перед церемонией перенесения умершего к месту погребения. Жертвоприношение никогда не изображается ни на одной разрисованной вазе этого времени...
Два обычая показывают нам интимный и дружеский характер почестей, воздававшихся умершим. Один из этих обычаев - беседа присутствующих с ним. Стоя или склонившись на колени перед надмогильной колонной, они простирают руки к могиле с движением, показывающим, что они обращаются со словами к умершему. Рисунки олицетворяют эти дружеские речи, содержание которых сохранилось в тех многочисленных надмогильных надписях, содержащих в себе формулу прощанья и представлявших короткий разговор между покойником и посетителем его могилы. На вазах это изображение имеет еще более интимный характер свидания умершего с его родными.
Второй обычай - исполнение музыки у могилы с целью повеселить покойника в его уединении. Музыкальным инструментом для этого служила лира. На вазах это изображается в виде стоящего или сидящего юноши с лирой, окруженного слушающими его людьми. Разные авторы намекают на исполнение музыки при похоронных церемониях; в частности, флейта звучала при выставлении и перенесении тела умершего. Мы видим также тимпан в руках женщины на древней греческой вазе, хранящейся в Лувре. Лира по преимуществу была инструментом похоронной музыки. Здесь мы соприкасаемся с одной из самых утонченных идей в греческом культе мертвых: материальных приношений, пищи и питья недостаточно для покойника, и любящие его близкие должны позаботиться о его духовном развлечении; из недр своей могилы он еще слышит звук голосов тех, кого он любил, их слова нежного утешения, а сладкие звуки лиры услаждают его в вечном сне.
(Потье. Аттические лекифы с изображениями сцен погребального обряда.)
http://www.w-st.ru/bitrekmnvfu.html