“Дирекция кладбища города Масис (Армения) решила не отставать от прочих мирских заведений, “прихорашивающихся” к Новому году. В итоге - на кладбищенских елях появились гирлянды и огни”, - сообщает газета “Грапарак”.
“...Покойники навряд ли смогут оценить этот праздничный шик. Но, возможно, его оценят родные усопших, - иронизирует издание, при этом выражая надежду на то, что “хозяева кладбища встрепенутся и по крайней мере не станут включать музыку”. Очевидно, имеется в виду Jingle Bells, который в кладбищенском “интерьере” мог бы прозвучать свежо, вызвав ассоциации с “по ком звонит колокол”... А если серьезно, то в инициативе дирекции масисского кладбища ничего зазорного нет. И оригинального тоже. В новосибирском крематории, например, к Новому году поминают всех своих “пациентов” и зажигают огни кладбищенской елки. Причем елку оформляют студенты Новосибирского государственного педагогического университета, они украшают кладбищенскую хвою яркими оранжевыми шарами.
“Устанавливать новогоднюю елку на кладбище было обычным делом на Руси, но традиция была утрачена в годы советской власти, - так прокомментировала странный “крематорский опыт” Татьяна Якушина, директор Музея мировой погребальной культуры. - В фонде музея имеется гравюра 19 века с видом кладбища, где в канун Нового года взрослые и дети украшали могилы рождественскими елками с гирляндами, шарами, игрушками. ...Ритуал зимнего памятования на кладбище существовал на Руси несколько веков и восходит к представлениям русского народа, что жизнь в загробном мире сопровождается такими же атрибутами, как и у живых людей, а с приходом православия украшение могил стало символом воскрешения душ усопших.
“По правде говоря, не знаем, существовала ли подобная традиция у нас в Армении. Но чувствуем: елки и праздники нужны не только живым...
http://www.nv.am/kurer/32229-2013-12-17-06-03-58