Фотографы, которые прославились после смерти

Apr 21, 2013 16:39

Иногда смерть фотографа может стать лучшей его рекламой.

Всеобщее признание, как результат творческий успеха - мечта любого фотографа. Искусство запечатлять жизнь в разных ее проявлениях и ситуациях, стирать временные границы, проникая в глубину души зрителя удается немногим мастерам фотографии.

Однако не всем удается получить признание при жизни, наслаждаясь всеобщим вниманием к своему делу. Есть люди, чьи имена в широких массах стали упоминаться лишь после их смерти, несмотря на грандиозность творчества. Им не суждено было проснуться всемирно знаменитыми, более того труд некоторых фотографов по достоинству оценили лишь тогда, когда его авторам проснуться было уже невозможно.



Роберт Мэпплторп, 1946-1989

Скандальные, за свою излишнюю откровенность, работы Роберта Мепплтропа, при жизни автора незаслуженно и намеренно оставались в тени. Покорить мир ему удалось лишь посмертно. Как это ни жестоко, но сработало золотое правило успеха - смерть художника, может стать лучшей его рекламой.

После смерти фотографа-гомосексуалиста, в 1989-90-х годах выставка его фотографий проехалась по многим американским штатам, вызывая в части из них ожесточенную критику консервативных политиков. А в штате Огайо полиция арестовала семь работ Мэпплторпа, а заодно и директора выставки. Разразился скандал, подхваченный прессой. Начался судебный процесс, на котором долго и публично выяснялась разница между откровенной порнографией и изящным искусством. Собирались подписи знаменитых художников, отстаивавших позицию в пользу фотографий Мэпплторпа, где объяснялось, что это искусство, а не то, что видит непросвещенная публика, которая «сосредоточившись на непристойности, не замечает дизайна, светотени и композиции».

Жесткий, с агрессивно мрачноватым чувством юмора, Мэпплторп лично вряд ли годился для тонкой рекламной компании своего «бренда», несмотря на интерес к своим работам при жизни. Безусловно, его смерть входила в те правила игры, которые он сам для себя выбрал. Будучи смертельно больным, он сделал свое умирание предметом художественной игры и наблюдения. Его автопортреты последнего года жизни не только контрастируют, но и дополняют образ того молодого мужчины, который публично выставляет на любование свое красивое здоровое тело.




Большое внимание в своих работах Мэпплторп уделял мужским гениталиям, что в 70-х годах было очень смело. Роберт первым показал американской и мировой общественности, что фотография мужского полового органа крупным планом может быть произведением искусства, достойным художественного музея. «Мужской член и, например, цветок - равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно...» - говорил Роберт.




Фотограф умер утром 9 марта 1989 в Бостоне в возрасте 42 лет. Именно этим днем ознаменовав новый этап в своем творчестве, связаный с мировым успехом и славой. Примечательно, Роберт мечтал о всемирном признание, создавая свои шедевры, он будто чувствовал скорую потребность общества в кардинально новых сюжетах.




Обширное, провокационное и мощное собрание произведений Мэпплторпа поставило его в один ряд с самыми значительными художниками ХХ века. Сегодня Мэпплторп представлен в галереях Северной, Южной Америки и Европы, его работы можно встретить в крупнейших мировых музеях. Созданный в 1988 году фонд Роберта Мэпплторпа оказывает поддержку музеям фотографии, а также финансирует медицинские исследования в борьбе против СПИДа.

Диана Арбус, 1923-1971

В начале 1970-х годов известный французский фотограф Анри Картье-Брессон на несколько дней приехал в Ленинград. Во время его встречи с советскими коллегами один из них спросил именитого гостя, есть ли современные фотографы, которых маэстро мог бы выделить. Картье-Брессон ответил утвердительно: «Американка, молодая женщина по имени Диана Арбус. Она недавно покончила с собой».

Неизвестно слышал ли Картье-Брессон о Диане до 1971 года - ведь по-настоящему знаменитой она стала только после самоубийства. Находясь в самом разгаре творческой карьеры, 48-летняяДиана решает добровольно уйти из жизни: 26 июля 1971 года, приняв большую дозу барбитуратов, она вскрыла себе вены. Шокирующий поступок не мог ни привлечь внимания общественности и трагедия мягким ореолом распространилась на ее творчество, придавая ему оттенок фатальности.

После смерти, в 1972 году, работы Дианы выставляются на Венецианской биеннале, проходят масштабные выставки в США и Канаде, а через год - в Европе и Азии. В том же 1972-м журнал Aperture печатает монографию Дианы, которая выдержит двенадцать переизданий. Ее творчеством интересуются искусствоведы, о ней пишут книги и снимают фильмы. В 2006 году в широкий прокат выходит художественно-биографический фильм «Мех» о жизни и творчестве Дианы Арбус.










Диана Арбус фотографировала все, что есть в мире, вышибающее из чувства равновесия (уродцев, бруклинскую бедноту, близнецов и нудистов, больных синдромами Дауна и Альцгеймера), но при этом она не смаковала экзотику чужого уродства, а пыталась показать, что представления о нормальности весьма условны.













Эжен Атже, 1857-1927

За день до собственной смерти, Энже с трудом вышел на балкон своей квартиры, гордо оглядел простиравшийся под ним Париж, воздел руки к небу и крикнул: «Я умираю!». Огромный город, который Эжен с любовью фотографировал тридцать лет, его смерти не заметил.

При жизни Эжен Атже был невостребован, а его работы не пользовались популярностью. Особый стиль и отстраненный взгляд фотографа, который выступал как бы сторонним наблюдателем, подмечая незаметные обычному прохожему детали, опередили его время. Но потомки по достоинству оценили мастерство Атже. А лучшие музеи мира после смерти фотографа боролись за честь приобрести в свои собрания его фотографии. Работы фотографа остаются современными спустя десятилетия после своего создания и все так же не оставляют зрителей равнодушными.

Своей посмертной славой Эжен Атже во многом обязан Беренис Эббот, которая приобрела большую часть его архива, организовала выставку работ, а также опубликовала о фотографе ряд статей. С этого момента вести о фотографе - «летописце Парижа» разносятся по всему миру.




Атже начинал карьеру как бродячий артист, но это занятие не приносила ему денег, и он, чтобы выжить, решил стать бродячим фотографом. Эжен снимал обычные вещи на улицах Парижа, которые попадались ему на глаза каждый день. Снимки продавал коллекционерам, сценографам и документалистам за небольшие деньги, не подозревая об их истинной ценности. И когда в начале 1920-х годов появился интерес к творчеству Атже, он внезапно умер.










Александр Гринберг, 1885-1979

Александр Гринберг прожил долгую и полную драматических событий жизнь. За 94 года, он стал очевидцем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, был жертвой сталинских репрессий и идеологических гонений.

Фотограф-художник, непревзойденный мастер обнаженной натуры, был осужден в 1936-ом году «за распространение порнографии» и провел в заключении много лет. История с арестом наложила темный отпечаток на карьеру Гринберга и еще долго не давала ему возможность получить заслуженного признания.

Не нашедший заслуженного места в рядах советских фотографов, опередив в своем творчестве время, - Гринберг получают всеобщее признание спустя годы после своей смерти. Многие новые фотографы стали называть его образцом для подражания. В конце века Гринберг стал очень популярен, а сейчас считается одним из лучших мастеров отечественной эротической фотографии. Его работы не только представлены в Третьяковской галерее, но также появляются в музеях Европы на персональных выставках Гринберга.
















Тина Модотти, 1896-1942

Жизнь Тины Модотти полна гонений и тайн. Революционно настроенная девушка ни раз находилась в опасности, часто нуждаясь в самом необходимом. Пресса называла ее «грязной шпионкой», власть - публично обвиняла и преследовала.

Насыщенная событиями повседневность Тины отражается в ее фотографиях, которые она делала не для карьеры, а для себя. Возвращаясь однажды вечером из гостей, Тина поймала такси. Машина привезла ее к дому мертвой. Официальной причиной назвали инфаркт, но была и другая версия - она слишком много знала.

Сегодня её снимки продаются на престижных художественных аукционах за десятки и даже сотни тысяч долларов.
















Сяки Каямори, 1877-1941

Увлечение фотографией стоило жизни выходцу из япоснкой глубинки - Сяки Каямори. Отслужив в армии, в 1903 году Сяке эмигрировал из Японии в Америку. Он устроил свою жизнь на Аляске, где работал в компании, торговавшей рыбой. Жизнь в деревне тлинкитов (племя коренных жителей Аляски) вдохновила Сяке заняться фотографией - он снимал повседневную жизнь вымирающего народа.

За день до бомбардировки базы Перл-Харбор в 1941 году Каямори попал в список подозреваемых американской военной разведки, так как у него имелись панорамы побережья Аляски. Через два дня солдаты избили его, а на следующий день он покончил с собой. В графе «причина смерти» врач указал наркотики.

Признание как фотографа к Каямори пришло спустя двадцать лет. Именно через такой огромный промежуток времени местные жители нашли около семисот негативов Каямори, которые были переданы в Государственную библиотеку Аляски. Современные историки фотографии отмечают не только заслуги Каямори как талантливого фотографа, но исключительную документальную ценность его работ, позволяющую судить о культуре и быте тлинкитов.

Ценою собсвенной жизни Каямори внес вклад в развитие края, который одновременно стал для него домом и могилой.













Вивьен Майер, 1926-2009

Удивительные черно-белые фотографии с улиц Чикаго оставила после своей смерти детская няня Вивьен Майер. Все свое свободное время она блуждала по улицам города с Rolleiflex камерой и создавала шедевры, которым не суждено было прославить Вивьен при жизни. А все потому, что снимки Маейр никому и никогда не показывала, они были для нее тем самым уголком личной жизни, в который она никого не пускала.

Прославиться Вивьен удалось лишь после своей смерти. Совершенно случайно ее фотографии, хранимые в коробках на складе одного из аукционов, попали в руки парня, по имени John Maloof, и привели его в восторг. Именно он и дал ход делу «всемирный успех и признание Вивьен Майер».

Сегодня эксперты ставят её работы в один ряд с известными стрит-фотографами 20 века.

Историю этой удивительной женщины, снимки которой стали сенсацией для мира фотоискусства, мы рассказывали в материале: «Фотограф, которого никто не знал».












http://www.adme.ru

Смерть, Фотография

Previous post Next post
Up