Оригинал взят у
oadamв
Об одной эпитафии Около 100 лет назад на территории современной Турции был найден могильный камень, который содержал текст на латыни и изображение гладиатора, стоящего с двумя мечами над поверженным и сдающимся противником. Незадолго до начала Первой мировой войны этот камень был подарен бельгийскому Музею пятидесятилетия независимости (Musee du Cinquanternaire) в Брюсселе, где он валялся никому не интересный долгие годы.
А год назад в немецком Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik («Журнале Папирологии и Эпиграфики») была опубликована работа профессора Майкла Картера из университета Брока города Сент-Катаринс, Канада, в которой тот восстановил смысл эпитафии, высеченной на этом камне.
Профессор, специализирующийся на изучении гладиаторских боев, проходивших в восточной части Римской империи, пришел к выводу что эта эпитафия гласит что гладиатор проиграл битву и потерял жизнь из-за своей доверчивости, великодушия и неверного решения судьи.
Эпитафия сообщает, что гладиатор по имени Диодорус (Diodorus) родился и вел бои в городе Амисус (ныне - Самсун), что на черноморском побережье современной Турции, пока не погиб в схватке на арене 1800 лет назад. А это изображение, как догадался профессор, даёт ключ к пониманию высеченной под ним надписи: «Повергнув своего противника, Деметриуса, я не убил его сразу. Злой рок и лукавое судейство summa rudis погубили меня».
Summa rudis - это рефери, судивший гладиаторские бои, при этом правила гладиаторских поединков в Древнем Риме и Римской империи были весьма сложными и хорошо продуманными, а они сами отнюдь не всегда продолжались до смерти одного из противников.
Например, в случае, если поверженный гладиатор просил пощады, и на нее соглашался munerarius (богач, оплативший бой), побежденный боец мог выйти из боя живым. Другое правило позволяло гладиатору, упавшему случайно (не в связи с действиями противника) вновь подняться на ноги, подобрать своё оружие и продолжить бой.
Именно это правило, возможно, и применил судья во время боя, ставшего для покойного последним: противник Диодоруса упал, тот занес над ним свое оружие, и Деметриус просигналил, что сдается. Диодорус, пощадив противника, отступил, ожидая, что победа будет признана за ним. Но судья, сочтя что Деметриус упал случайно, а потому имеет право на продолжение боя, распорядился продолжить сражение. На этот раз Деметриус оказался удачливее и нанес Диодорусу смертельную рану, от которой тот вскоре и скончался.
После смерти Диодоруса, считает профессор Картер, его убитые горем близкие, заказавшие изготовление этого надгробия, решили выбить на надгробии его последние слова: «Судьба и вероломство убили меня».
Эта эпитафия наводит на одну незатейливую мысль: добивайте своих поверженных противников сразу, иначе они поднимутся и прибьют вас…