Как выглядели на самом деле Бах, Бетховен, Моцарт? Фотографий этих гениев музыки не существует. Их заменяют антропологические реконструкции, описания современников и наша фантазия.
Иоганн Себастьян Бах, автор более чем 1000 сочинений, скончался 31 июля 1750 года в возрасте 65 лет от последствий неудачной глазной операции. Композитор был похоронен за пределами Лейпцига на кладбище церкви Св. Иоанна. Безутешная вдова Анна Магдалена, оставшаяся без кормильца, не нашла денег на памятник. Но последним знаком ее любви стал дубовый гроб, на покупку которого она все-таки решилась.
Благодаря этому гробу останки Баха могли быть идентифицированы 144 года спустя и перезахоронены - сначала в церкви Св. Николая, затем в церкви Св. Фомы, где и покоятся по сей день.
Доброжелательный титан
Слепок черепа Баха, сделанный после эксгумации, позволил осуществить в 2008 году довольно убедительную реконструкцию лица композитора. Ее авторы - антрополог Каролин Уилкинсон и скульптор Джэнис Эткен.
Обе дамы работали по поручению университета шотландского города Данди. По заверениям Уилкинсон и Эткен, им удалось восстановить облик Баха почти с 80-процентной точностью: большие серые глаза, густые брови, крупный нос, несколько выдающаяся вперед челюсть.
Иоганн Себастьян Бах, портрет Элиаса Готлоба Хаусмана
Цвет глаз, форма губ и выражение доброжелательности скорее являются плодом фантазии, пусть и небеспочвенной. При реконструкции ориентиром служили не только портрет кисти Элиаса Готлоба Хаусмана (Elias Gottlob Haussmann), но и свидетельства сыновей Баха о благодушном, хоть и крутом, нраве отца, о его любви к веселому обществу и хорошей беседе.
Причины угрюмости Бетховена
Посмертная маска Бетховена
Останки Бетховена после смерти композитора также не оставили в покое. Не прошло и сорока лет со времени похорон в 1827 году, как череп эксгумировали, измерили и сфотографировали.
Еще двадцать лет спустя состоялась повторная эксгумация останков композитора, и снова с благой целью: они были перенесены на центральное кладбище Вены.
К этому времени череп был настолько ветхим, что сделать с него слепок не представлялось возможным. Несколько фрагментов костей оказались "лишними". В 2005 году они позволили провести анализ, доказавший, что Бетховен умер от отравления свинцом, от которого страдал, по всей видимости, уже с 13-летнего возраста. Этим объясняются и его ранняя глухота, и другие недуги, постоянно терзавшие композитора и служившие, по всей видимости, причиной его легендарной угрюмости.
Неуловимый гений Моцарт
Бренные останки Моцарта тоже не избежали повышенного внимания. Композитор скончался в 1791 году в Вене в возрасте всего 35 лет и был похоронен на кладбище Св. Марка - кстати, вовсе не в "общей могиле с бродягами и нищими", как утверждают иные путеводители. Другое дело, что вдова не позаботилась поставить на могиле мужа хотя бы деревянный крест, и когда 18 лет спустя решила ее отыскать, полагаться пришлось исключительно на смутные воспоминания могильщика.
Столь же непроверяемой является и легенда о том, как могильщик Йозеф Ротмайер (Joseph Rothmayer) передал череп Моцарта граверу Якобу Хиртлю (Jacob Hyrtl). Точнее, можно считать достоверным то, что поклонник Моцарта Хиртль получил от кладбищенского служителя некий череп, но вот в добросовестности Ротмайера приходится сомневаться - так же, как и в его бескорыстности. Череп, сохранявшийся Хиртлем как святыня, в 1902 году попал в собрание Моцартеума.
В 2006 году была предпринята попытка проверить его подлинность. Для этого были эксгумированы два женских скелета из семейного склепа Моцартов. Предполагалось, что речь идет о бабушке и кузине композитора, но точно это тоже не было известно. Анализ ДНК показал, что эти трое вообще не находились ни в каких родственных связях между собой. Таким образом, на сегодняшний день так и не ясно, является ли череп Моцарта подлинным.
Однако яркий образ Моцарта можно создать по свидетельствам его современников, прижизненным изображениям и собственным письмам композитора. Его рост составлял от 155 до 160 сантиметров, он был хрупкого телосложения с лицом, изрытым оспой. Многим действовали на нервы "неспокойные манеры" гения. Он был "маленьким, быстрым, подвижным", по описанию немецкого поэта и писателя Людвига Тика (Ludwig Tieck), Моцарт и в зрелые годы ни минуты не мог усидеть на месте. Это дает ученым основания предположить, что композитор страдал от гиперкинетического синдрома (синдром дефицита внимания). Тот же Тик пишет о "больших выразительных глазах" и обаянии Вольфганга Амадея.
по материалам
http://www.dw-world.de