Чили сквозь призму кино

Apr 28, 2018 08:05


Ещё кое-что о Чили, о чем вам, возможно, не расскажут сами чилийцы. Но расскажет кино и книги. Я выбрала фильмы, которые нашла сама. Случайно. Чилийцы никогда мне их не рекомендовали. Моим знакомым чилийцам эти фильмы не нравятся. А мне они показались интересными, и уж точно - достойными внимания.

Колония Дигнидад

Кадр из фильма "Колония Дигнидад"

О существовании «Колонии Дигнидад», я, к сожалению, узнала не так давно. По понятным причинам, никто из чилийцев не спешил рассказывать об этом мне, туристу.

«Почему ты мне ничего не рассказывал», - спросила друга-чилийца, уже после того, как сама узнала об этой колонии из голливудского фильма. «Эта та часть истории, которую в Чили очень хотят как можно быстрее забыть!», - ответил он.

Но я не согласна. Прежде чем забыть, нужно об этом рассказать. Нужно вынести это на свет, на суд людей. Ведь самое ужасное в этой истории - все это случилось не так давно, и происходило на глазах у общественности. Многие знали об этом - их родственникам удалось бежать из этой колонии.

«Колония Дигнидад», или Вилла Бавьера, - была основана в 1961 году бежавшим из Германии Паулем Шефером. В Германии он обвинялся в растлении двух несовершеннолетних мальчиков. Колония имела статус «Благотворительного и образовательного общества», на ее территории не действовали юридические законы Чили. Колония располагалась на чилийском Юге. Там и сейчас живет много этнических немцев.

Это была закрытая зона, обнесенная колючей проволокой, по периметру находились вышки с автоматчиками. Люди там не имели паспортов, принуждались к труду. По данным очевидцев, Шефер был сумасшедшим фанатиком, называвшим себя «пастырем». Лишь в 2005 году он был арестован в Аргентине, куда бежал из Чили. Умер в 2010 от сердечного приступа, отбывая свое 33-летнее заключение в тюрьме.

Сейчас, согласно Википедии, «Вилла Бавьера» является полностью открытым местом для проживания около 500 человек, в основном немцев по национальности, работающих на полях и в фирме «Dignidad company», производящей сельсхоз продукцию».

Фильм «Колония Дигнидад» 2015 года режиссера Флориана Галленбергера основан на реальных событиях. «Немецкий журналист Даниэль похищен в Чили тайной полицией и после немыслимых пыток отправлен в колонию «Дигнидад» - гнездо нацистов - беглецов из Третьего рейха. Колонию возглавляет бывший офицер вермахта, бесноватый проповедник. В «Дигнидад» легко попасть, но обратной дороги нет. Здесь Даниэлю предстоит превратиться в раба и «материал» для бесчеловечных экспериментов. Девушка Даниэля, стюардесса Лена, решает спасти его. В одиночку. Ради любимого она готова на всё и даже больше», - пишет о фильме «Кинопоиск».

Сразу предупреждаю, что фильм - не для слабонервных. Когда я написала о нем в своих соцсетях, то столкнулась с неадекватной реакцией. Знакомая написала: «Зачем ты мне рассказала об этом фильме? Я посмотрела, и теперь не могу спать!».

Ну, что я могу сказать? Такие вещи надо знать, к сожалению. Я тоже не могла спать потом неделю.

«Дом Духов» Б. Аугуст, 1993

Блистательный актерский состав фильма "Дом духов"

Еще один фильм, который мне запомнился. И в чем-то даже помог лучше понять Чили, - это знаменитый «Дом духов». По роману популярнейшей писательницы Исабель Альенде. Сейчас она живет и работает в США, занимается в том числе правами женщины. Это очень грустно, потому что в Чили такие активисты сейчас тоже очень нужны.

Фильм «Дом духов» снят Билле Аугустом в 1993 году. Известен он блистательным актерским составом: Мерил Стрип, Глен Клоуз, Джереми Айронс, и другие прекрасные актеры. Сразу скажу - обычные чилийцы выглядят совсем по-другому.

Фильм передает атмосферу военного переворота, затрагивает тему чилийского классизма, и хорошо раскрывает характеры персонажей. Не без фирменного южноамериканского мистицизма.

Есть там много интересных, с точки зрения понимания чилийского классизма, моментов.

Чилийцы обижаются, что фильм «Дом духов» снимали в Европе, а не в Чили. Одни из главных ролей исполняют Вайнона Райдер, Антонио Бандерас. Правда, я никогда тут не видела таких симпатичных батраков, как Бандерас.

Исабель Альенде называют «Маркесом в юбке» из-за влияния магического реализма. «Дом духов» - это не только семейная сага. Это история небольшой, но многострадальной страны, охватывающая самые важные события двадцатого века, написанная очень лично, эмоционально, с болью за родину.

«Танец реальности» А.Ходоровски

«Танец реальности» Алехандро Ходоровски - еще один фильм, о котором хотелось бы сказать пару слов.

Фильм снят на основе книги Ходоровски «Танец реальности: психомагия и психошаманство», опубликованной в 2001 году на испанском языке. Действие начинается в Чили, в 1930-е годы. В стране набирают силу революционные движения - тоталитарный режим. В это время в семье еврейских беженцев из Украины растёт мальчик по имени Алехандро. В будущем ему суждено стать известным кинорежиссёром.

Но он пока ничего об этом не знает, и сильно страдает от одиночества. Терпит жестокость отца-сталиниста, сносит насмешки одноклассников, водит дружбу с уличными пророками. Его буйная фантазия не дает ему скучать, его семья постоянно переживает семейные драмы, а страна в которой он родился - на пороге роковых перемен.

Фильм можно назвать и семейной сагой, и автобиографией, сюрреалистичным сном. Такова творческая память художника. Насыщенная сказочными образами, силой духа, боль превращающая в золото. Мне кажется, один это фильм - это огромная поддержка всем тем, кто обладает собственным голосом, но пока боится говорить громко. Этот фильм дает надежду каждому непризнанному художнику.

В Сантьяго, на родине автора, картина шла в небольшом зале небольшого кинотеатра, на пару лет позже релиза в Европе.

Тем не менее, чилийцы, находившиеся со мной в зале, в финале фильма - аплодировали стоя. Как я узнала позже из сети - на премьере картины на Каннском фестивале - фильм также получил овации.

«Oт фильма я жду того, чего американцы ждут от наркотиков», - говорит Алехандро Ходоровски в своих интервью.

Это был первый фильм Ходоровски, который я посмотрела. Мне стало очень грустно, что и он, и Альенде - давно покинули Чили.

«Старые брильянты» - так говорят тут иногда о поколении художников, покинувших Чили. Для меня это в первую очередь Исабель Альенде и Алехандро Ходоровски. Большие художники, мировые знаменитости. Каждый из них показал мне свою версию Чили, и каждый - образно, искренне, с болью и любовью к своей стране. Спасибо. Viva, Cinema!

О любимых чилийцами фильмах расскажу в следующий раз. Больше моих личных впечатлений - в моей книге «Чилийский дневник. Пой, а не плачь!»

Теги: путешествия, Чили, Вера Некрасова, nekrasova_daily, Чилийский дневник: пой, а не плачь!


Чилийский дневник: пой, Сноб, репост, Вера Некрасова, а не плачь!, Чили, КИНО

Previous post Next post
Up