Роберт Рафаилович Фальк родился 27 октября 1886. Русский живописец.
Окончив Петропавловское реальное училище в Москве, в 1904-1905 Фальк
занимался у К. Юона и И.Дудина, в частной студии И. Машкова, а в 1905-1912 - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Архипова, Васнецова, Пастернака (отца поэта), Серова, Коровина; принимал участие в самых разных выставках не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе и других городах. В 1910-1916 вместе с другими художниками создаёт и активно участвует в объединении "Бубновый валет".
В 1917 художник стал членом объединения "Мир искусства".
Одно время Фалька привлекали яркие, контрастные сочетания красок, он обобщал и подчеркивал тёмным контуры. Добиваясь эмоциональной выразительности, Фальк некоторое время был очень увлечен кубизмом. Это особенно ярко выявилось в его натюрмортах, пейзажах 1913-1914. Даже экспериментируя, Фальк умел сохранять и передавать в своих произведениях внутреннее чувство гармонии.
После Октябрьской революции Фальк активно работал в Московской
коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. А в 1918-1928 был профессором живописи сначала 1-х Государственных свободных художественных мастерских, потом Вхутемаса, Вхутеина. Во Вхутеине в 1926-1928 был деканом живописного факультета.
В это время Роберт Фальк увлекается поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливает творческие искания Сезанна. Точно разрабатывая цвето-пластическую
форму, он создал такие живописные шедевры, как "Красная мебель" (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), "Картошка" (1955), "Автопортрет в красной феске" (1957).
Роберт Фальк участвовал в выставках Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 - спектакль "Ночь на Старом рынке" И. Переца в Госете, в 1930-м - "Уриель Акоста" К. Гуцкова в театре "Габима" в Париже, в 1940-1941 - "Заколдованный портной" Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре. В послевоенные годы Фальк оформил спектакли "Леса шумят" A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), "Лев на площади" И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), "Только правда" Ж.П. Сартра в Театре сатиры (постановщик B. Плучек, 1955-1956).
В 1929-1938 Фальк работал в Париже; во время Великой Отечественной
войны находился в эвакуации - сначала в Башкирии, затем в Средней Азии.
Больше всего Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты и практически никогда не делал сюжетных композиций. В каждой своей картине он предлагает зрителю задуматься, сосредоточиться, понять тонкий внутренний мир героя. В произведениях Фалька всегда очень точно сконструирована пластическая форма, а из колористических соотношений он предпочитал мягкие, тонкие. Его Париж не ярок. Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Натюрморты Фалька поражают очень ясным композиционным построением и особой одухотворенностью.
После 1953-го Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.
По материалам сайтов:
https://www.art-spb.ru/article/165 https://www.liveinternet.ru/users/4468278/post276326756/ https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/29233/https://w.histrf.ru/articles/article/show/falk_robiert_rafailovich https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87