Оригинал взят у
maxboro в
Первая вершина «Ведомостей»И можно свернуть, обрыв обогнуть,-
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
(Подпись к фото, где мы рассматриваем карту, а Ольга Тагачина смотрит в бинокль)
Для того чтобы узнать, где именно находится самая высокая точка Чувашии, одной карты мало. Честно говоря, там она даже не указана. Пришлось добывать эту «секретную» информацию в Министерстве природопользования и земельных ресурсов Чувашии. Кандидат географических наук Сергей Станиславович Максимов по телефону очень подробно рассказал нам о том, что на самом юге республики, фактически даже за ее пределами, есть небольшой участок чувашской территории, принадлежащий Шемуршинскому району, где и зафиксирована самая высокая точка над уровнем моря - 286,6 метра.
В деревне Яблоновка, ближайшем к «пику» населенном пункте, куда мы также позвонили, нам удалось поговорить с Василием Салминым, который заочно согласился стать нашим проводником - он слышал, что где-то около них находится заветное место.
Недолго думая, редакция быстро организовала «альпинистскую группу», которой 26 февраля на планерке было предписано до заката взять штурмом вершину Чувашии и подготовить подробнейший отчет для читателей первого номера «Ведомостей».
Заяц
И вот мы двинулись к югу... Мимо нашего «уазика» мелькали города и села, приятно узнаваемые нами по прошлым визитам и командировкам. В районе Асаново дорогу нам перебежал заяц. Мы выскочили из машины и попытались щелкнуть его из фоторужья. Да где там! Беляк с черными пятнышками на ушах нырнул через дырку в заборе и скрылся в хранилище с сеном.
Вообще-то, заяц в дороге - примета не очень добрая. Пушкин только из-за зайца повернул свои сани с дороги на Петербург. И правильно сделал. А то попал бы прямо к декабристам на Сенатскую площадь...
Но мы, альпинисты, люди далекие от суеверий! Нам не страшна и черная кошка, перебегающая дорогу - пусть себе бегает. Даже речушка с жутким названием Бездна не испугала нас.
Однако с пути мы все-таки сбились. Во-первых, ближе к цели как-то реже и реже стали встречаться дорожные указатели, а в самих селеньях, казалось, все вымерло. Ни души! Словно недавно здесь побывали инопланетяне и всех забрали с собой на Марс.
Как мы оказались в Яблоновке - сами не поняли! Вроде по карте еще надо ехать - ан, нет. Вот тебе село, вот - магазин, вот - сельская администрация. Село пусто. Магазин закрыт. Сельская администрация тоже...
Василий
Первая живая личность - мальчишка лет десяти, он занят серьезным делом - налаживает на снегу велосипед. Сразу ясно, что здесь юг...
- Как тебя зовут, пацан?
- Саня.
- А почему не в школе? Каникулы?
- Уроки кончились.
- А как твоя фамилия?
- Салмин.
Вот те на! Как это мы удачно попали.
- А папа дома? Мы с ним по телефону разговаривали...
- Дома.
- Позови его. Скажи, что «альпинисты» приехали.
Через пару минут Саня докладывает, что папа спит и не хочет выходить. Ну, что делать! Придется штурмовать «царь-гору» без проводника.
В этот миг из домика выходит отец Сани.
- Совсем забыл, - извиняется Василий. - Думал, агитаторы пришли... А потом вспомнил, что вы обещали приехать.
Василий слегка помят. Извиняется за внешний вид - до сих пор отмечает мужской праздник... Про вершину идем спрашивать соседа-старожила, так как Василий родом из Узбекистана, хотя его родители из этих мест. Он вернулся, когда началась вся эта канитель с гражданством...
Остров
Сосед, оторвавшись от своей буренки, щедро делится с нами информацией:
- Здесь самое высокое место - это телевышка, которую вы проехали. Так говорит мой знакомый, летчик, между прочим. Он где-то здесь на посадку в Ульяновск заходит...
- А гора?
- Ну, есть Красная Гора... Так это уже Татария. У нас ведь здесь вон как. Сюда - Ульяновская область. А сюда, - он машет рукой в противоположную сторону, - уже Татарстан.
- Вы здесь как на острове.
- А так и есть.
- Слева голосуют за Шаймиева, справа - за Шаманова, а вы - за Федорова. И у всех праздник... Красота!
Выясняем, что несколько лет назад в лесу бродили какие-то геологи, что-то мерили.
- Нефть искали?
- Возможно.
- И нашли?
- Кто ж такое скажет. Это же нефть!
Штурм
Короче, бредем вместе с Василием за околицу и штурмуем первый попавшийся высокий сугроб. Ведь, как мы и предполагали, никакого пика или хотя бы горы-вершины здесь нет. 286,6 - не обязательно должно быть горой. Просто - самое высокое место… Расправляем наш флаг, фотографируемся на память.
Весь мир на ладони - ты счастлив и нем.
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых вершина еще впереди.
В этот торжественный момент звонит мобилка. Главный редактор волнуется: - «Как там альпинисты? Живы ли, здоровы? Никто в пропасть не сорвался? Обмороженных нет? Вершина взята? Отлично!»
- Здесь мобилка только в двух местах достает, - замечает Василий.
- Значит - вершина! - одобрительно соглашаемся мы.
Мед
На обратном пути обнаруживаем, что магазин уже открыт. У крыльца собрались несколько человек. Люди открытые, и не прочь позировать перед фотокамерой.
В избе Василия Салмина коротко перекусываем и отмечаем «взятие вершины» боевыми ста граммами. Вокруг стола мяукает пяток кошек разной масти и разного возраста. Хозяин радушно потчует нас тугим медом с собственной пасеки. Говорит, что сдает его в Кугесях по сто двадцать рублей за кило. Приходится ездить туда, так как по соседству, в Ульяновской области, дают всего 80. Мало.
Узнаем также, что Яблоновка в районе на хорошем счету, даже выкупила соседнее хозяйство и расширяется, несмотря на то, что состоит всего из 62-х дворов. Недавно сдали школу - самое красивое и большое кирпичное здание в селе - на радость детишкам.
Но наше застолье коротко. Расстаемся с гостеприимным хозяином, обещаем приехать сюда летом - ловить рыбу руками и косить косой грибы.
И писать новые репортажи из чувашской глубинки...
Ведомости Чувашской Республики, 2004