Я обычно всех люблю и мало кого ненавижу. Но Майкла Спинкса я ненавижу. За то, что поиск гугла выдает только вот этот бой - Руфат Рискиев vs Майкл Спинкс, после которого Руфат-ака ушел из большого бокса. За то, что Спинкс был свеженьким, как огурчик, виртуально «победив» двух африканских боксеров, - они не вышли в знак протеста на ринг, и плюс автоматическая победа над Нестаком, которого сняли врачи из-за рассеченной брови. А у Рискиева три тяжелейших боя. За то, что американец дрался нечестно, за то, что за ним стояло подлое везение в лице секунданта боксера Рискиева, «слившего» победу.
Куда делись все трансляции, и где их искать, ума не приложу. Если кто-то знает, поделитесь! Ведь должно остаться видео с боев Рискиева, хоть где-нибудь в природе… Может на Гавана ТВ написать? Адрес есть, нет только испанского языка.
Это встречу, действительно, нельзя было пропускать. Это все равно, что меня бы пригласил в гости Ганнибал или Уильям Сомерсет Моэм, а я бы не пошла. Это все равно что никогда не прочитать Водомерку Йейтса или не посмотреть никогда фильм Феллини. Понимаете?
Он не пытался произвести на нас впечатление, он рассказывал истории из своей жизни «как есть», без реставрации. Мы сидели очень тихо, ловили каждое слово - потому что не было микрофона, потому что Руфат Асадович не оратор, и голос у него не поставлен. Не знаю, как в других, но во мне заснул журналист и проснулся какой-то неведомый мальчишка, которому обязательно захотелось узнать, а кто бы победил, наш Рискиев, или ихний Мухаммед Али? И я не спросила его о самом главном, как живется ему сейчас? О чем он думает? Чем занимается…Мы читали увлекательную книгу о Большом Боксе, и забыли обо всем.
Посыпаю голову пеплом…
Руфат Рискиев - первый чемпион мира по боксу во втором среднем весе. Это был Первый чемпионат мира, «любительский», и первыми советскими чемпионами стали Василий Соломин и Руфат Рискиев. Рискиев взял этот титул со сломанными руками, обколотыми новокаином, и принимал поздравления с гипсом на обеих руках. Случайно увидевший боксера Фидель Кастро, который стремительно шел мимо, в кольце охраны, с приема, на который был приглашен Рискиев, подошел к Руфат-аке, осторожно пожал руку, и… ничего не смог сказать, только смотрел на бинты. Говорить было нечего, Фидель сам был всегда бойцом, а настоящим мужчинам слова не нужны, им и так все понятно.
На руках Руфата-аки девять переломов, он перечисляет их, называя каждый по годам, словно в календаре. Но под отеками все равно угадываются руки пианиста, которые легко порхают, когда он жестикулирует, рассказывая о своей удивительной жизни, хватившей бы на пять фильмов и столько же книг.
Фильм пока один, «На ринг вызывается…» и теперь я его обязательно достану и посмотрю. Книга тоже пока одна «Боец» - и она была прочитана сразу же, за четыре часа. Он каждому подписал книжку, особым счастливчикам достались ручки из его волшебного портфельчика.
А мы все перебирали и перебирали в голове события из его жизни. Начиная с самого начала, с секции Сиднея Джаксона, авантюриста-американца, о котором тоже можно написать не одну приключенческую книгу, попавшего в послевоенный Ташкент, и тренировавшего местных мальчишек. О профессиональном боксе, которого лицемерно и ласково называли любительским. О сумасшедших нагрузках, и чифире, который пил Рискиев, чтобы «минус на минус дал плюс» - взвинтить напряжение так, чтобы обрушилось расслабление. О честных и нечестных боях, интригах и боксерском братстве. О том, что невозможно в боксе быть злым, если ты спортсмен, а не отморозок.
Когда Рискиеву кто-то из «доброжелателей» сообщил, что он убил своего противника, литовца Йозаса Йоцявичуса, после победы нокаутом, Руфат-ака пил две недели, водку, кружками, и психологически «ушел с ринга». Это было немыслимо, убить своего друга. Потом выяснилось, что все это ложь, продуманная, наглая и Йозас жив-здоров, готовится к соревнованиям. Просто кому-то хотелось вывести из равновесия Ташкенского Тигра.
Это прозвище дали ему зарубежные журналисты, которые никогда не ошибаются, и у каждого знаменитого боксера обязательно должна быть кличка. Звучные, разящие - Молния из Иллинойса, Мичиганский убийца, Удар-машина, Бомбардировщик…
А наш был Тигром, легким, расслабленным, как большая кошка, но готовым в доли секунды собраться и прыгнуть, как тигр, с реакцией, превосходящей мысль. И отправить противника стремительным коронным прямым ударом в нокаут.
Эта кошачья грация и способность вычислить опасность по запаху, осталась с ним навсегда.
Так кто бы победил, Бабочка-Оса Мухаммед Али или Тигр Руфат Рискиев?
Мухаммед Али прилетел в Ташкент, только потому, что тут живет Рискиев. Он уже с трапа самолета стал выглядывать Тигра в толпе встречающих. И раздражению его не было предела, когда он не увидел Руфата. Оплошность быстро исправили. На одной из встреч они оказались рядом, через кресло, между ними сидело ответственное лицо. И тут Мухаммед Али улыбнулся и сделал выпад в сторону Рискиева. Тот ответил мгновенно. Так они и обменивались воображаемыми ударами, а ответственное лицо, улыбаясь, старалось спасти лицо, вжавшись в кресло. Перед отлетом Али они обнялись, и Руфат пожелал ему победы в предстоящем чемпионате мира.
Эти Спинксы просто Уничтожители. Мухаммед Али победил старшего брата Майкла - Леона, в тяжелейшем пятнадцатираундовом бою, и ушел из большого бокса абсолютным чемпионом мира. Его, наверное, тоже все достало…
Столько вопросов осталось, но было уже неприлично задерживать человека и требовать все новых и новых историй. Осталась гитара в машине у Гульжамал, которую она постеснялась принести. Потому что Руфат-ака еще и на гитаре играет. У него гениальные руки.
Хочется надеяться, что Рискиеву будет интересна наша компания, и мы еще не раз встретимся.