Ааааа! Я в диком восторге читаю вот тут
http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5310&0a0=15 про категорию лица!
Мне вообще жутко интересно находить смысл грамматических категорий. Ну, чем Я, например, отличается от Ты. Ну я - это человек, и ты - это человек. А чем человек Я в языке отличается от человека Ты и от человека (и не только) Он?
Человек Я - это всего лишь тот, кто в данный момент ГОВОРИТ, человек Ты - слушающий, а он - объект нашей беседы. Ну, это мне всегда нравилось и всегда меня радовало. А вот что я еще теперь читаю у Виноградова.
Я и Ты противопоставлены Он. (1 и 2 лицо противопоставленны 3-ему). Я и ты могут быть только одушевленными, а с он такого не происходит. А ведь и правда! Даже если я пишу историю от лица мячика, который лежит под столом, стоит только сказать о нем в первом лице: Лежу себе под столом, например, как мячик тут же становится одушевленым. То же с ты. Спрашиваю: Стол стоит? - и стол совершенно нормальный, обычный стол, а стоит спросить, используя второе лицо в том же предложении: Стол, стоишь? - как стол одушевляется, а тебя начинают подозревать в ненормальности.:-)
Поэтому 1 и 2 лицо являются личными, а 3-е - неличным (это термины Виноградова). Причем 2-е лицо (ты) это обобщенное лицо: очень часто оно используется для обозначения какого-то действия, присущего сразу всем: Идешь, думаешь о жизни, а тут - раз! - ливень ливанет.
И, кстати, становится совсем очевидным, почему у безличных глаголов есть вместо минимальных десяти только две формы: Светало и Светает. Только третье лицо, а в прошедшем времени только средний род, который тоже является самым безличным и неживым из всех родов.
Ладно, читаю дальше.
А еще интересно, когда о себе люди в третьем лице пишут, типа *ушел, задумавшись. Чешет репу. Кланяется*. Такое своеобразное отстранение, раздвоение на зрителя и объект.