Идиот. Пространные рассуждения и воспоминания

Jan 21, 2014 01:18

Помню эти невероятные ощущения от прочтения книги Достоевского - «Идиот» (по правде сказать после «Идиота» были сразу и «Братья Карамазовы», но это сути не меняет, а, наоборот, плюсует к ощущениям). Я тогда училась на третьем курсе университета, и образовательная программа уже оседала в моей голове довольно поверхностно. Практически ничего не вдохновляло, учеба стала рутиной: сознание стало покрываться пылью, мозговые шестеренки ржаветь. И тут появился в программе по Отечественной литературе Достоевский. Вообще-то я и раньше его читала, но только «Преступление и наказание» и «Игрок» (последнее читала потому что мне было интересно, что писал Достоевский параллельно с ПиН). Честно говоря, я никогда не думала, что стану читать «Идиота» или «Братьев Карамазовых». Было у меня что-то вроде предубеждения против этих книг. Глупое детское предубеждение из-за их популярности (относительной конечно). И как же я рада, что «Идиот» (и «Братья Карамазовы») случился в моей жизни.

О да, я читала эти книги с их прекрасным русским языком, с их сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, когда действительно приходится думать над тем, что читаешь в прямом и переносном смысле - и я буквально чувствовала, как шестеренки-то в мозгу начинают шевелиться, как я снова думаю, размышляю, чувствую! Редко, на самом деле редко, когда книга производит такое впечатление, мне кажется. Каждый диалог - маленькая вселенная со своим смыслом и своим подтекстом, со своими причинами и следствиями, которые ещё надо понять и увидеть...

Я вспомнила это всё потому, что я наконец-таки посмотрела сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Сериал снят буквально по книге - без придумывания того чего не было, без превращения сюжета в огрызок. Все как было. И так сильно, мне показалось, так сильно всё сделано, что веришь, будто Миронов это и есть Мышкин. Вот он - живой во плоти - тот самый Мышкин со страниц Достоевского. Возможно даже более реальный чем в книге, потому что у него появился голос, интонации, мимика. Обычно на визуализацию все грешат, мол, она не оставляет простора для фантазии. Может и так, вернее, так оно и есть. Но как странно - в случае с этой экранизацией это не умаляет образов. Мышкин Миронова получился намного живее и правдоподобнее и, одновременно, неправдоподобнее, чем в моей голове. Какие-то сцены из книги, которые я в моей голове были ровными, просто со странными и пространными диалогами, в сериале превратились в ужасно неловкие, когда хотелось, пардон, заткнуть князю рот, чтобы он ничего не говорил....
Достоевский депрессивен. Это факт. Но я помню, что книга не произвела на меня такого угнетающего впечатления, как концовка сериала. Сильно. Ужасно. Трагично.

Ну и небольшой фотопрув

Previous post Next post
Up