Другая тема - "Южный поток". Мы всегда говорили, что "Южный поток" выгоден и хорош для Болгарии, потому что в нашей стране существует хорошо развитая газопроводная система. В сентябре запустим новые компрессорные станции, которые могут в реверсном режиме перекачивать газ в обе стороны. Через Болгарию проходит газ для Турции, около 16 млрд кубометров, проходит для Греции, Македонии. Надеюсь, что так будет и в будущем. Хорошо, что предыдущие правительства заключили соглашение о строительстве газопровода "Южный поток". Плохо, что его стоимость необоснованно стала расти. Появились сомнения относительно чистоты проведенных конкурсных процедур. А потом и отношения между Западом и Россией ухудшились, и очень быстро проект из чисто экономического превратился в политический.
Нужно было ехать в Брюссель и защищать проект, доказывать, что ничего политического в нем быть не должно. Что в противном случае мы должны будем разрезать наши трубы, отказаться от транзита газа и остаться лишь его потребителем. Но предыдущее правительство пыталось хитрить, играть с Еврокомиссией. В итоге Еврокомиссия наложила на нас санкции, фактически запретила любую работу по проекту. Это я напоминаю хронологию событий. Когда мы снова сформировали правительство, этот проект был заморожен. Хорошо, что мы приложили огромные усилия, говорю это искренне. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на заседании под протокол заявил, что этот проект может быть выполнен при соблюдении европейских правил. Никто не был против. Ходили мы к канцлеру Германии Ангеле Меркель, объяснили суть проекта премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону, были у президента Франции Франсуа Олланда, разговаривали с главой Евросовета Дональдом Туском, главой Европарламента Мартином Шульцем. Всем важным людям мы объясняли, что "Южный поток" - экономический проект и ничего плохого не произойдет, если он будет реализован, прозрачно, по европейским правилам.
Много усилий приложили во время форума, на который приехали еврокомиссары, министры энергетики со всего региона. Тогда я представил им идею о газовом хабе. Суть идеи: Болгария имеет собственные источники газа, разрабатывается месторождение "Хан Аспарух". Болгария небольшой потребитель, нам необходимо около 3 млрд кубометров (в год). Запустили процедуры по изучению других месторождений - "Серес", "Терес", "Силистар". Надеюсь, что для газового хаба этого количества газа будет остаточно. Прикладываем большие усилия, чтобы расширить интерконнекторы, прежде всего с Грецией, чтобы иметь возможность транспортировать сжиженный газ и использовать его для хаба.
С президентом (Азербайджана Ильхамом) Алиевым мы многократно говорили о необходимости обеспечить маршрут доставки в Болгарию азербайджанского газа. Более того, Болгария и Азербайджан находятся в хороших политических и просто дружеских отношениях. Словом, хаб - это абсолютно реально и возможно. А если и российский газ придет к хабу, то можно будет организовать биржу, где каждый желающий будет его покупать. В интересах Болгарии обеспечить его транзит и получать за это деньги, продолжить инвестировать в развитие газопереносной сети. Эти планы представлены Европейской комиссии, и мы продолжаем активную работу.
На сегодняшний день, независимо от заявления российской стороны о том, что "Южный поток" остановлен, на нашей территории есть огромное количество труб. Платформы, с которых они укладываются, тоже здесь. Я с оптимизмом смотрю на то, что при решении ЕК этот проект может быть реализован. Нужно приложить усилия, чтобы вывести его из под политического и геополитического влияния. Продолжаем работать и по достижению этой цели, и по интерконнекторам с Сербией, Румынией, чтобы в один прекрасный момент мы могли торговать газом.
Надеюсь также, что Минские соглашения будут выполняться и мы вернемся к нормальным отношениям (с Россией). Очень трудно, когда государство маленькое и находится на острие. Большие силы между собой воюют, а на нас это отражается.
- Спасибо вам за исчерпывающий рассказ об энергетической сфере. Но оставим энергетику в стороне. Между Россией и Болгарией есть и другие возможности для сотрудничества. Где вы видите наибольший потенциал? По каким направлениям нам надо развивать сотрудничество без геополитических и прочих сложностей?
- Сфера туризма. Это рынок, который россияне хорошо знают. Болгарские туроператоры, собственники отелей, ресторанов на протяжении многих лет поддерживают традиции сотрудничества. Россияне чувствуют себя здесь (в Болгарии) хорошо, их любят. Если провести социологические исследования, то уверен, что большая часть туристов скажет, что довольна. Надеюсь, что турпоток восстановится и будет развиваться.
Отдельная тема - сельское хозяйство. Чем быстрее санкции будут отменены, тем будет лучше всем. Болгария может производить и производит все - овощи, фрукты, мясо, колбасы, молоко, сыр. В России мы имеем разработанный рынок.
- Вот уже второй раз вы затрагиваете тему санкций. Сказали, что Болгария - член Евросоюза и должна поддерживать санкции. Соответственно возникли ответные российские санкции. Вы сказали, что это не приносит ничего хорошего ни одной стороне, ни другой. Какова ваша личная позиция по этой теме? Как гражданина. Насколько эффективны эти санкции и как вы относитесь к тому, что они продлены?
- По этому вопросу я не могу иметь личной позиции. Мы лояльный член ЕС и НАТО. Я удивляюсь своим коллегам в Европе, которые на словах выступают против санкций, потому что хотят, чтобы их точку зрения услышали в Москве, но на Совете они голосуют "за" санкции. Решение в Совете принимается по общему согласию, если кто-либо выступает против, решения нет. Так что здесь личной позиции нет, есть общеевропейская позиция. Она ясная.
- Но, извините, позиция Европы - это позиция 28 разных участников. Нет единого голоса, это 28 разных голосов. Почему вы считаете, что они должны звучать вместе?
Именно это я и подчеркиваю. В Европейском совете за одним столом сидят 28 канцлеров, президентов, премьер-министров, решения принимаются здесь единогласно, каждый должен проголосовать "за". 28 человек подняли руку и приняли санкции. Некорректно после этого выходить и говорить, что я против санкций, высказывать личную позицию, все могли бы так сказать. Если личная позиция против, значит и голосуй против, чтобы решение не прошло. В других советах - министров финансов, министров внутренних дел кто-то может выступать против, но на Европейском совете все должны быть "за". Так что личная моя позиция определяется тем, голосовал ли я. Выгоднее было бы сказать, что я был против, но голосовал. Но это было бы нечестным и неуважительным. Мы поддержали санкции, все остальное - справедливы ли они, выгодны - это уже другие вопросы. Я взял на себя политическую ответственность - голосовать за санкции. Объяснить после этого, что был против, неправильно. Для Болгарии, возможно, потери от ответных санкций наиболее существенны в сельском хозяйстве, огромные потери в туризме. Причем все произошло очень быстро. Поэтому молю Бога, чтобы большие начальники быстрее разобрались между собой. Иначе все подобные нам будут страдать.
-Я позволю себе выразить иную точку зрения, потому что приоритетным должно быть то, что выгодно твоей стране, а не в то, что считают большие страны. Но вы премьер-министр, вам решать. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы нормализовать отношения между Евросоюзом и Россией?
- Во многих державах присутствует евроскептицизм, различные мнения. Болгария - государство, которое очень довольно своим членством в ЕС. Болгария осваивает миллиарды в год по европейским программам. Никогда так много средств не поступало в сельское хозяйство, как сейчас. Если пролетите над Болгарией, то не увидите ни одного не засаженного участка земли - это и подсолнух, и пшеница, и рожь. Во времена социализма мы имели всего две магистрали. С тех пор, как мы (партия ГЕРБ) пришли к власти, мы построили по 300 км магистрали до Бургаса, строим магистраль до Эгейского моря, до Стамбула и так далее. Во время социализма сделали четырехкилометровый тоннель для метро, а сейчас в метро вложены большие средства. Софийское метро сейчас перевозит в день около 500 тыс. пассажиров, а длина путей составляет более 60 км. Огромное строительство. Сейчас работаем над развитием железнодорожной инфраструктуры, сотни миллионов вкладываются в нее. Построили второй мост через Дунай.
Одним словом, сегодня Европейский союз делает для Болгарии очень много. В новых программах до 2020 года заложено 12,5 млрд евро, которые планируется вложить в экологию. Построено 50 очистительных станций, все загрязненные воды очищаются. Рыбаки ловят у станций очистки рыбу.
Лояльность к Евросоюзу объясняется взаимностью наших отношений. Еврокомиссия помогает нам в развитии инфраструктуры, энергетической эффективности. 40 лет строили панельные дома, сейчас вкладываем в них миллиард. В больших домах поставим дополнительную изоляцию, что немедленно снизит уровень потребления энергии и тепла, изменит внешний вид городов. Решение (глобальных) вопросов зависит от президента Обамы, канцлера Меркель, президента Путина. Именно они должны решать глобальные вопросы, мы не решаем.