По поводу РПЦЗ и Великой Отечественной Войны, не вкратце, но таки. Анафема была озвучена:
Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян тем печальнее видеть явления противоположного характера.
Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда погубил свою душу и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной на счет своих братий.
Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы, сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем:всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Аминь.
Но вернемся чуточку назад в 1917 г., без понимания что произошло там не будет понятно, почему эта анафема вызывает столько нареканий. Историю России как выясняется псевдоревнители очень плохо знают, поэтому придется подробно на ней остановится. Ситуация такая - монархия пала, в стране убивают офицеров, гуляют банды вооруженные, вокруг кровь и плач. Страна просто рассыпается, все это происходит еще до "Красного Октября", никаких большевиков у власти нет по сути.
Одновременно с революцией Февраля, происходят изменения в Синоде Русской Церкви, а именно оттуда выметаются все поголовно "монархисты" то есть епископы поставленные при монархе, заместо них назначаются "прогрессивные" епископы. Единственный уцелевший "монархист" как это ни странно - епископ Сергий (Страгородский), будущий патриарх. Фиксируйте кому интересно. По сути в Синоде были собраны епископы сочувствующие Февральской революции, аресту царской семьи, разоружению и издевательству над офицерами. Страшные вещи говорю? Ну так это история, придется так сказать знать ибо нефих.
Поместный Собор установил патриархом св. Тихона, наименьшее количество голосов надо сказать собравшим в первом раунде. Наряду с этим, стоит заметить что революционеры февральские были вынуждены отвлечься от православных дел - ибо как и говорилось посеяли хаос в стране и власть уплывала из рук, по сути Собор выбрал патриарха без давления извне как со стороны большевиков, так и со стороны февралистов. Тем не менее следует четко осознавать что епископы взявшие управление РПЦ были из сочувствующих именно Февральской революцией, их для того и ставили. Исключение одна фигура, о нем позже. Естественно это проявлялось, ну например анафема озвученная 1918 г. хотя и не имела четкого адресата - большевиков, тем не менее была направлена против них. Как и ряд следующих посланий, где например есть такие слова - "великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена".
Секундочку скажет самый малограмотный в истории человек - но офицеров обезоружил кто? Не это ли привело к полному развалу армии? Естественно немцы двигались против осыпавшего фронта как до большевиков, так и после прихода тех - все дело не в красных, а в свержении монархии и развале армии. Но про февралистов то где спросите? Так напомним - епископы "монархисты" удалены из Синода, новые это "прогрессивные" из числа сочувствующих революции февральской, епископы-революционеры так скзть. Неприятная страница истории для РПЦ, да и для меня. Именно епископы-революционеры поставят на тех кто сбросил монархию, всячески нападая словом (зачастую и делом) на большевиков. Нет-нет, Троцкого и Ко оправдывать мне совершенно не хочется, но давать "красному демону" повод для нападения на себя? Зачем? Хочется нам того или нет, именно епископы-революционеры первыми пнули большевиков - а среди тех ненавистников всего православного хватало это уж точно.
Ряд епископов и простых священников воспримет все эти пикировки РПЦ и большевиков как призыв к действию, к примеру будущий митрополит Вениамин Федченков окажется в армии Врангеля на странной должности, грубо говоря духовный наставник Армии. А будущий архимандрит Александр Вишняков будет окопным священником в Добровольческой Армии Деникина. Нравится нам то или нет, но РПЦ заняла враждебную большевикам позицию. И последующие гонения.... гм, ну вот к примеру мулла который с автоматом в горах бегал и по российским солдатам палил преступник? Скажете гражданская тем и страшна? Так я и не отрицаю, но замечу - повод у большевиков для гонений был ой как хорош. Говоря сейчашним языком экстремизм, призывы к вооруженному восстанию, свержению власти - все это в любом государстве и при любой власти карается. Естественно классовый подход самих большевиков и гм... национальность ряда видных деятелей сыграет еще огромную роль. Кстати не находите странным что педалировать тему - большевики убивцы вполне-вполне разрешено. А вот заикнутся о национальности и происхождении видных деятелей революции, так сразу все?
Отъем церковных ценностей, сгоревшие храмы, убийство тысяч верующих будут потом - до анафем и пикировок в стране по сути продолжался тот беспредел, что посеяли еще февралисты и против которых епископы-революционеры не выступали. На местах творился ужас, но этот ужас присущ любому обществу где мразь оказывается вооружена, а те кто защищал общество обезоружены. Ну нравится кому это или нет. Думаю не стоит описывать Гражданскую, ибо она многогранна да и мои симпатии все же ближе к белым (настоящим, а не игрушечным сейчашним), чем красным. Но сразу после эвакуации Врангеля из Крыма, была образована РПЦЗ - карловацкий раскол. Наряду с насаждаемым большевиками - обновленческим расколом, оба раскола серьезно пошатнули РПЦ. Св. патриарх Тихон неоднократно слал РПЦЗ указания, коим они и не думали подчинятся. И вопрос был не в том, что обновленцы откровенные еретики, а карловчане банально из кустов кричат когда здесь кровь льется - а в том что для большевиков сложилась картина что обновленцы это красные, а все другие православные белые. Все другие православные это и была РПЦ с карловчанами.
Про РПЦЗ тоже интересный момент. Образовавшись в Сербии, они "неожиданно" из прогрессивных епископов превратились в монархистов. Сразу стали осуждать подлых большевиков во всех грехах, а то что с их так сказать ведома и позволения кровушка литься началась, что они постоянно делали заявления способствовавшие гонениям - про этом было молчание. Впоследствии призовут некоторые епископы из РПЦЗ и германский меч на русские головы, и аж атомную бомбу - слава Богу последнее не случилось, но ведь призывали рпцзшники?
После смерти св. патриарха Тихона по его завещанию местоблюстителем стал митрополит Петр. Считается что именно его жесткая позиция и утопила обновленческий раскол, но считается это в книжках к истории отношения не имеющих. Это не совсем так, обновленцы не утратили на тот момент своего влияния, да и поддержка власти многое значит - похоронил обновленцев будущий патриарх Сергий, нормализовав отношения с властью. Митрополит же Петр оставался все тем же епископом-революционером, которого ставили февралисты. Управление над РПЦ он получил в тот момент, когда Сталин обыгрывал Троцкого и нуждался в поддержке снизу. Ну на зачем ему эти троцкисткие обновленцы, когда он то не мировую революцию идет разжигать? Непонятно понимал ли смену руководства м. Петр, но по факту делал очень спорные шаги. Ну например с гневом отверг следующие предложения:
- издание декларации, призывающей верующих к лояльности относительно советской власти (нет, надо было в облаках витать и думать что придет войско ангелов, которое сбросит большевиков. По факту в России единственная законная власть с середины 20-х это большевики, нравилось это митрополиту или нет)
- устранение неугодных власти архиереев (ну конечно Синод монархический разогнать по указке февралистов можно было, а тут принципиальность),
- осуждение заграничных епископов (св.патриарх Тихон осудил, да и можно было осудить - не анафему ж требовали, а просто пояснить что мы тут, а они вона там заграницей визжат чего-то)
- контакт в деятельности с правительством в лице представителя ГПУ (ну от революционеров-февралистов аж обер-прокурора признали, а тут всего-то иметь представителя законной замечу власти)
Частично все это выполнит будущий патриарх Сергий, по сути нормализовав отношения с властью. Меня всегда удивляло тупое непонимание одной простой вещи - хотите чтобы работали храмы, не надо в этих храмах призывать к борьбе с режимом - логично же? Но эта логика была непонятна очень и очень многим, из-за границы еще карловчане громче всех кричали. Признание законной власти большевиков в России это никак не больше и не меньше признание тех же турков после падения Константинополя, ведь ясно же. Признание не вело к какой-то ереси, никто не заставлял языческим богам поклоняться. Всего лишь зафиксировать реальное положение вещей - Россия теперь красная, эта законная власть. Все это видимо было вне понимания митрополита Петра, который своей позицией с еще рядом епископов странным образом практически все из того же состава Синода и близких к ним обрушит на РПЦ еще одну фазу гонений. Во-первых в СССР патриотическое крыло тогда не окрепло и троцкизм рулил, во-вторых предлагали же поначалу мирно закончить, да не вышло.
Несмотря на соглашательство митрополита Сергия (Страгородского) с большевиками, очень существенная часть епископов либо не подчинилась, либо ушла в раскол. Напомню еще раз - епископ Сергий единственный из представителей того монархического Синода, заводилы в противоборстве с большевиками представители уже епископов-революционеров. Мне непонятна их принципиальность, если уж честно. Подначивание РПЦЗ я вообще даже озвучивать не хочу, если очень грубо говорить именно нежелание смириться с реальным положением дел и признать власть большевиков законной, гонения продолжились. В 36 г. м. Петр находясь в тюрьме переводится в камеру где содержится не под своим именем, распущены слухи (вот чего его не убили кровавые большевики?) о его смерти. Отслужив панихиду и в соответствии с завещанием св. патриарха Тихона местоблюстителем патриаршего престола становится митрополит Сергий. Он и до этого управлял по сути РПЦ, выпустил послание где признал большевиков законной властью - это теперь больные из всевозможных расколов называют ересью "сергианства".
По факту от действий ряда епископов которые не согласились с митрополитом Сергием, страдали все больше "сергиане". Большевики на местах (а до них очередь платить по счетам дойдет много позже) жили троцкисткими идеями уничтожения православия и тут давался повод, вновь и вновь те самые епископы что поддерживали свержение монархии давали повод к дальнейшим гонениям на Церковь. К счастью гонения пережил все тот же
о.Александр Вишняков, пройдя лагеря он едет к митрополиту Сергию который ему поможет. То есть обычное духовенство понимало правоту будущего патриарха, понимали это и миряне - обновлецы уже не поддерживались к началу 1940-го года советской властью. По факту на них началось осуществляться обратное давление, как троцкисты давили на РПЦ чтобы она перешла в обновленцы, так сталинисты стали давить на обновленцев чтобы умиротворить раскол. Если кому и что не нравится, Вы замените сталинистов на путинцев, а обновленцев на карловчан занятная картина выйдет.
Грянул июнь 1941 г., прямо 22 июня 1941 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий выпустил послание, если кратко он как бы говорил православным -
бей гадов-немцев. Во всех действующих храмах РПЦ было озвучено это послание, Церковь несмотря на все гонения оставалась русской и была со своим народом. В ряде случаев уже после прихода немцев в область где располагался храм это послание звучало до тех пор, пока священника не убивали - к сожалению имена всех мученников-сергиан не известны до сих пор. Тем не менее только в Киеве их было с десяток. Шли умирать русские священники, страшно умирать... Тем не менее среди подчинявшихся митрополиту Сергию (Страгородскому) были и другие, например митрополит Сергий (Воскресенский). Церковным историкам удалось несколько замазать его истинные деяния, но по факту анафема в самом начале текста касалась и его в первую очередь, тем паче ранее к нему местоблюститель по факту сотрудничества с немцами выдвигал претензии.
Из деяний экзарха Сергия (Воскресенский) известна т.н. Псковская миссия. Дескать храмы открыли, школы православные были и прочее бла-бла-бла, балобольство. В реальности картина в школе была такова ее
описывает русский коллабрант - в каждом классе портрет Гитлера, дети на вопрос кто такой Петр 1 ответить не могут, вопрос когда было крещение Руси в православной школе вообще не поднимался. Зато! Дети распевают немецкие песни и заучивают их наизусть, какая прелесть не так ли? Вкупе то с портретом Гитлера на стене. Но продолжим. Ряд воспитанников школы были угнаны в Германию на работы - нужны же были хоть сколь-нибудь квалифицированные рабы, все лучше чем не бельмеса не понимавшие по-немецки. А еще с десяток человек переместились "продолжать апостольское служение" в школу Вустрау. Любители пообелять псковских миссионеров обычно забывают сказать - это школа пропагандистов РОА, "апостолы" выискались ага. Кстати многие священники известные по псковской миссии переметнутся в раскол карловацкий.
Вот против таких возглашает РПЦ во главе с митрополитом Сергием анафему. И вот тут самое забавное и начинается, то есть тогда никому особо дела не было - РПЦЗ развлекалось сначала призывом германского меча, потом ядерной бомбы на СССР, потом анафемствовала сергианство. Проявляла так сказать свою истинную суть. Но сейчас как уже говорилось есть попытки назвать черное белым и наоборот. Данную анафему пытаются хоть как-то "убрать" следующим образом:
- анафема политическая, значит не считается. Как
вот тут правильно заметили, этак мы далеко уйдем - почти все анафемы можно подтащить под политику, а потом отказаться от них. И ведь действительно того же самозванного патриарха украинского ужель без политики в анафему? На что мне возразят дескать там и раскол был. Но к примеру поклоняться языческим богам, разве не ересь? А я напоминаю - руны SS были и у РОНА, и у казачков фон Паннвица, и у многих других. А быть карателями - а практически все коллабранты это именно каратели, разве норма и благословлять на это норма? Как минимум и с точки зрения сугубо православной на анафему наберется поводов.
- анафема не была применена ни к кому, да и безличностная. Типа мало таких анафем что ли было?
- сравнивают с анафемой против большевиков. Глупое сравнение, ибо нормализация отношений большевиков и РПЦ произошло, было послание патриарха Сергия.