Моя мама очень дружила с женой Виктора Мережко. Когда Тамара вышла замуж за Виктора, то ее родные вначале были против этого союза: они считали, что у парня нет никаких перспектив, обычный наборщик в газете Ростова-на-Дону, руки вечно в краске, перебивается случайными заработками. Повезло еще, что, кроме газеты, он устроился в издательство. Но денег на жизнь катастрофически не хватало. Виктор готовился несколько лет, чтобы поступить во ВГИК.
Доходило до того, что Тамару ее родители принимали у себя, кормили, а его не пускали на порог. Сразу оговорюсь, что впоследствии их отношение к зятю изменилось, и они полюбили его за упорство и трудолюбие.
В то трудное для Виктора Мережко время мои бабушка и прабабушка (Галина Николаевна и Юлия-Малика, жившие в центре Ростова-на Дону - в Газетном переулке), проникнувшись состраданием, стали приглашать Виктора на обеды. Он пару лет ходил к ним как по часам. Они слушали его мечты: «Я стану великим режиссером!», - и подливали борща.
И он смог! Он поступил! Первые годы учился днем, а по ночам подрабатывал в Москве грузчиком, разгружал вагоны. Звонил старым друзьям по выходным, рассказывал, как дела. Прошло время. Мережко снял несколько удачных картин, написал сценарии к фильмам, особенно заметной стала лента «Здравствуй и прощай» (1972).
На него обрушилась всесоюзная слава.
У моей матери хранилась книга сценариев Мережко с его дарственной надписью «Леночке-Аленке, большому другу нашей семьи от Вити, Томы, Маши и "Ромаши"» (так он ласково называл своего сына).
«Первая квартира у Вити в Москве появилась после фильма «Здравствуй и прощай». Это была квартира на Кутузовском проспекте. Коридор был огромен - хоть лошадей гоняй, кабинет, гостиная, комната для детей, спальня. После мытарств по общежитиям и житья у друзей, это казалось головокружительным успехом! И было таковым!
Всю нашу семью пригласили на новоселье!» - вспоминала мама.
По разным обстоятельствам (бабушки и прабабушка не смогли по здоровью, а дедушка работал в Грозном в газетах и на ТВ) полетела на новоселье только моя мама. Вспоминала потом, как всех веселил Валерий Золотухин, как гости плясали в ожидании Владимира Высоцкого.
Моей матери Виктор Мережко дважды настойчиво предлагал остаться в Москве и сниматься в его фильмах. Мама в молодости была очень красива. Ее родители придерживались строгих правил и актерскую карьеру считали делом вольным, недостойным, под их влиянием она отказалась. Не помогли даже уговоры Тамары, подруги ее детства и юности. Наверное, мама потом очень жалела об этом решении.
Под бомбежками во Вторую Чеченскую мама не раз показывала мне совместные фотографии, говорила, что если мы выживем нужно обязательно найти Витю в Москве, горевала, что Тамара умерла молодой!
Приехав в Москву с чеченскими дневниками в конце 2006 года я поняла, что мне никто помогать не намерен. Ни правозащитные фонды, ни журналисты, ни меценаты. Никто.
Я крайне ненужный и невыгодный для всех свидетель. Я видела войну своими глазами, без поправок на «версии», которые приносят кому-то прибыль. Я поняла, что всего придется добиваться самой.
Через год после приезда, работая няней сразу с шестью детьми (в одной семье было пять, в другой один), с трудом, но я нашла телефон господина Мережко и ему позвонила. Мы поговорили минут десять. Он сказал, что находится на съемках под Питером, что приедет в Москву и тогда мы обязательно встретимся...
Я звонила ему еще пару раз. Он тепло вспоминал мою бабушку и прабабушку, обещал почитать чеченские дневники 1994-2004 годов, хранящиеся у дворников-таджиков в их жилье-подвале (на трубах - чтобы крысы не сгрызли тетрадки), но вот сейчас ему срочно нужно лететь на фестиваль, а затем по графику запланированные съемки, а потом он обязательно позвонит....
Но не случилось.
Светлая память Вам, господин Мережко. (28 июля 1937 - 30 января 2022)
Полина Жеребцова
Виктор Мережко