Дудаев
Шестого сентября 1991 года генерал авиации Джохар Дудаев захватил власть в Чечено-Ингушской АССР. Из её состава вышла Чечня, ставшая позднее Ичкерией. Писательница из Грозного Полина Жеребцова поделилась со stav.aif. ru воспоминаниями о тех событиях.
Ислам Текеев, stav.aif.ru: Генерал авиации Джохар Дудаев появился в Чечено-Ингушетии в 1991 году в качестве военкома. Говорили ли о нём тогда в вашей семье? Какие ожидания с ним связывали?
Полина Жеребцова: Семью Джохара Дудаева в республике приняли хорошо. Многие были им очарованы, в том числе и моя семья. Всегда говорили о Дудаевых с уважением, верили словам мятежного генерала о лучшей жизни, цитировали: «Краники в туалете будут золотыми!», «Заживём как в Швейцарии!».
На деле, правда, обстановка стремительно ухудшалась: исчезли пенсии, детские пособия и зарплаты. Пропали вклады в банках. На улицах Грозного появились старики и дети, которые просили милостыню. Но мало кто винил в бедах Джохара Дудаева. «Во всем виновата Москва!» - слышалось по местному телевидению.
Мой дед по матери Анатолий Павлович Жеребцов, журналист и кинооператор, ветеран Второй мировой, написал для Джохара Дудаева доклад о работе парламента по образцу английского. Он знал шесть языков, увлекался литературой и историей, владел богатейшей библиотекой.
Дед подарил Дудаеву старинные книги и рассказал ему о мистическом значении слова «ичкерия» - внутренняя полость земли. Так назывались ещё музыкальная группа и один из юго-восточных районов Чечни.
Дедушка Полины Жеребцовой Анатолий Павлович погиб в больнице Грозного при бомбёжке. Фото: Из личного архива/ Полина Жеребцова
Мятежный генерал от книг был далёк, но разъяснение деда ему понравилось. Название в республике на какое-то время даже прижилось. Правда, над докладом дедушка трудился зря: вначале был разогнан парламент бывшего первого секретаря обкома Доку Завгаева, а потом Джохар Дудаев распустил и свой собственный.
- Почему, на ваш взгляд, после выступления Дудаева на втором Общенациональном конгрессе чеченского народа чеченцы поддержали курс на независимость от России? Что не устраивало тех, кто вас окружал?
- Мнения чеченцев разделились. Были митинги - за Дудаева и против Дудаева. Кто-то поддерживал идею о независимости, говорил, что мы отделимся и заживём, как в сказке, а другие сетовали на недальновидность оппонентов, напоминали о тесных экономических связях с Россией, о родственных узах, обучении в вузах. У остальных жителей просто забыли спросить.
Важно помнить, что на тот момент республика была мультикультурной и многонациональной. По переписи населения 1989 года, в Чечено-Ингушетии жили 700 тыс. чеченцев и 500 тыс. человек других национальностей: русских, ингушей, украинцев, ногайцев, аварцев, татар, евреев, цыган и т.д. Никакого референдума об отделении региона не было. Решение принималось на собрании в цирке, который вмещал максимум 2000 человек. Те, кто были против Дудаева, говорили, мол, в России Борис Ельцин выпьет и танцует, вот и наш чудит по-своему.
- Шестого сентября 1991 года после неудачного путча ГКЧП Джохар Дудаев при поддержке старейшин захватил Верховный совет Чечено-Ингушетии и объявил независимость республики, названной позднее Ичкерией. Председателя Грозненского горсовета Виталия Куценко выбросили из окна. Как после этого поменялась обстановка в Грозном?
- Очевидцы помнят, что хоронили Виталия Куценко в гробу, который полностью покрывало красное коммунистическое знамя. Толпа несла его гроб по улицам.
В республике после этого участились случаи грабежей и убийств нечеченцев. Старики и дети продолжали просить милостыню. Я лично просила милостыню недалеко от дворца Джохара Дудаева (бывшее здание Совмина), чтобы купить лекарства дедушке-ветерану.
Мы с мамой целый день торговали газетами, сбивали ноги в кровь, но не могли достаточно заработать на больницу - лекарства стоили очень дорого. И я встала с протянутой рукой.
Детские сады, творческие объединения и кружки стремительно закрывались. Школы работали с перебоем. Мусор некоторые несознательные граждане приноровились бросать в окна. Кое-где такие свалки достигали первого этажа.
- Вам тогда было шесть лет. Что из того периода особенно запомнилось вам и врезалось в детскую память?
- Много убитых собак по всем улицам и канавам, которых стреляли и душили живодёры. Помню, как городской мальчик-чеченец кричал от отчаяния, пытаясь не дать мужчине с пистолетом убить дворовую собачку. Маленький защитник буквально закрывал животное собой. Другие дети только плакали и просили этого не делать. Увы, мужчина со словами «собаки - грязные животные» оттолкнул ребёнка и застрелил ласковую доверчивую собачку на глазах у всех.
- Как отразился на жизни грозненцев приход Джохара Дудаева к власти, к чему это привело?
- В 1992-1993 годах в Грозном возникли проблемы с хлебом. Мы занимали очереди с ночи. Сахар и масло выдавали по талонам. Появились нутрии - болотные бобры. Люди сражались за них на рынке, стараясь заполучить мясо для супа. Покупали и когтистые куриные лапки, об окорочках оставалось только мечтать.
Несмотря на сложности, никто не верил, что будет война. В декабре 1994 года на знаменитый Марш мира на трассе между Грозным и Алхан-Юртом вышли в основном грозненские русские. Вайнахов среди участников было около трети.
Первая чеченская кампания стала всеобщей трагедией. Во время бомбёжек гибли мирные жители, и чеченцы, и представители других национальностей.
Более 300 тыс. нечеченцев не смогли уехать из республики. Они страдали и хоронили своих детей вместе с вайнахами. В нашем доме-хрущёвке по улице Заветы Ильича и в ближайших к нам домах я насчитала пятьдесят четыре ребёнка перед первой чеченской компанией: русские, украинцы, аварцы, татары, дети из многонациональных семей. Чеченских детей было всего двое. Большинство вайнахских семей успели уехать до начала страшных боев.
- С 2002 года 6 сентября в Чечне отмечают День гражданского согласия и единения, связанный с амнистией боевиков, воевавших за независимость Ичкерии. Стало ли после этого проще жить в Чечне?
- При Аслане Масхадове это был День независимости Ичкерии. Мы отмечали его в школе, поднимали ичкерийский флаг, который я до сих пор люблю и считаю его символом своей юности - уж очень крутой волк! Но, как грустно шутили в Грозном, мы получили независимость от нормальной жизни, пенсий и зарплат.
При российской власти тоже не всё сразу наладилось: были махинации с выплатами, и жилось нам непросто. А в конце 2004 года я уехала из Чечни.
Click to view