Развалины Суккийской лавры находятся в верхней части ущелья Ткоа, недалеко от одноименного поселения. Этот монастырь был третьим, основанным монахом-первопропроходцем Харитоном-исповедником, отцом-основателем монашеского движения в Иудейской Пустыне. Харитон родился в Иконии в Малой Азии, и ок. 312 г. н. э. решил совершить паломничество в Святую Землю. По дороге из Иерихона в Иерусалим был схвачен разбойниками, которые бросили его в пещеру в районе Эйн-Фара в Вади Кельт. В соответствии с легендой, во время отсутствия разбойников, приползла змея и стала жадно пить из кувшина с вином. Вино пришлось змее не по вкусу, и она сблевнула его обратно вместе с ядом. Когда разбойники вернулись, и напились вина, то они, конечно, отравились, и умерли. Ведь в отличие от немецких народных сказок, в житиях христианских святых добро всегда побеждает зло. Харитон собрал награбленные разбойниками богатства и решил использовать их на основание монастырей во славу Господа Иисуса. Так, ок. 314-333 г. н. э. был создан первый монастырь Харитона - Паранская лавра.
Термин "лавра" - греческий, и в буквальном переводе означает «тропинка», «проход». Лаврами называются монастыри, в которых монахи жили, молились и трудились каждый в своей келье по отдельности, и лишь по субботам и воскресениям встречались на совместную молитву, а также для того, чтобы запастись едой и сырьем для недельной работы.
Развалины Суккийской лавры в ущелье Ткоа:
Источник Эйн эн-Натуф, один из двух основных источников на территории лавры:
После основания Паранской лавры, на месте хасмонейской крепости Док в районе Иерихона (совр. Джабаль Карантель) Харитон также основал лавру Дока. Третьим монастырем, основанным Харитоном, была Суккийская лавра, или т. н. «Древняя (Ветхая) лавра», в ущелье Ткоа. Память о Харитоне сохранилась в этом районе до наших дней - арабы до сих пор называют это ущелье «Вади Харейтун». Этот монастырь считается самым важным из основанных Харитоном, и в V-VI вв. н. э. он являлся одним из самых больших монастырей Иудейской Пустыни, и продолжал функционировать даже после исламского завоевания.
Сам же Харитон облюбовал себе одну из наиболее труднодоступных пещер на территории Суккийской лавры. В эту пещеру невозможно залезть без помощи лестницы или веревок. Рассказывают, что когда Харитон был стар и немощен, и не в состоянии принести себе воды в пещеру, то после того, как он помолился Богу, в пещере разверзся источник, с помощью которого старый отшельник смог утолить свою жажду. Перед смертью Харитон решил вернуться в первый основанный им монастырь (Паран), где и скончался ок. 350 г. н. э. Там он и был погребен. В последние годы группа русских монахов пыталась возродить Паранскую лавру, но по всей видимости, в конце концов у них это не очень получилось. Пещера, в которой жил Харитон в районе Суккийской лавры, была опознана израильскими археологами в 1981 г. (по крайней мере, так считал И. Хиршфельд).
Ущелье Ткоа (на всем протяжении ущелья видны следы человеческой деятельности):
Ущелье Ткоа начинается в районе поселения Ткоа, и заканчивается у Мертвого Моря. В нижней части оно называется Нахаль Дарга (а также Нахаль Драгот). Нижняя часть ущелья называется арабами Вади Мураббаат, и здесь находится знаменитая пещера Мураббаат, в которой в 50-гг. прошлого века впервые были найдены письма предводителя третьего еврейского восстания против Рима, Бар-Кохвы.
Еще фото из ущелья Ткоа:
А вот это уже следы современников и при том явно не монахов (да покарает их Аллах):
Протяженность маршрута от поселения Ткоа до Мецукей Драгот - около 25 км. В скором времени состоится еще один поход в эти замечательные места, следите за анонсами.