Оазис Эйн-Геди - место волшебное. Четыре источника, выдающие в год три миллиона кубов пресной воды, привлекли сюда людей и животных уже много тысяч лет назад.
Вид на оазис с Горы Ишай:
Эйн-Геди несколько раз упоминается в Еврейской Библии (Танахе), в качестве одного из городов пустыни, входящих в надел колена Иуды (Йехошуа 15: 62); как место, где будущий царь Давид чуть не убил царя Шауля, когда последний залез в одну из пещер, чтобы "погадать на картах" (Шмуэль Алеф 23: 28 - 24: 3); а также в контексте чудесных войн царя Йехошафата против Моавитян, Аммонитян и Маонитян (Диврей ха-Йамим Бет 20: 1-30).
Вид на оазис с Горы Эйн-Геди:
Вид на оазис с Горы Цруя:
Одних библейских историй было бы достаточно, чтобы заполнить целый день рассказами. Однако это - лишь малая часть того, что вы услышите во время нашей мега-экскурсии.
Так называемый "Потаенный Водопад" в Нахаль Аругот, Эйн-Геди:
Оказывается, люди жили в Эйн-Геди задолго до начала так называемой "библейской эпохи" - уже в IV тысячелетии до н. э. какие-то камрады соорудили здесь огромный храм, в котором они поклонялись своим таинственным богам. В 1961 г. израильский археолог Песах Бар-Адон (про него - отдельная история) обнаружил в "Пещере Клада", находящейся в нескольких километрах южнее Эйн-Геди, клад из 413 медных предметов (в добавок к нескольким предметам из бивня гиппопотама, гематита и камня). Многие исследователи полагают, что у всех этих непонятных шариков, скипетров и корон было культовое назначение, и они использовались в этом самом храме Эйн-Геди.
Часть из предметов, найденных в Пещере Клада:
Ущелье Мишмар (Пещера Клада видна в верхней части отвеса):
Как было упомянуто выше, в библейскую эпоху Эйн-Геди был одним из городов, принадлежащих царству Иуды. Поселение того периода находилось на так называемом "Тель Горен". Это поселение было разрушено вавилонянами в начале VI в. до н. э., и возродилось снова в начале Персидской эпохи. Через Эйн-Геди проходили важнейшие дороги, связывающие Заиорданье с Иерусалимом и Хевроном.
Гора Эйн-Геди. Древний подъем на эту гору называется в Еврейской Библии "Маале ха-Циц":
В период Второго Храма Эйн-Геди был наиболее важным еврейским поселением на западной стороне Мертвого Моря. Несмотря на то, что оно также пострадало во время Великого Восстания против Рима (сначала от рук еврейских бандитов, которые сидели в Масаде, а затем и от римлян), после подавления Восстания оно немедленно вернулось к жизни. О повседневной жизни евреев и римлян в Эйн-Геди в период между Великим Восстанием и Восстанием Бар-Кохвы мы узнаем из архива еврейской женщины по имени Бабата, которая проживала в Эйн-Геди, а затем бежала от римлян в Пещеру Посланий в ущелье Хевер. Там этот архив и был обнаружен израильскими археологами, и по праву считается наиболее важным личным архивом принадлежащим древнему человеку.
Археолог Игаэль Ядин держит в руках только что найденный архив Бабаты:
Из других документов, обнаруженных в Пещере Посланий, мы узнаем, что во время Восстания Бар-Кохвы Эйн-Геди являлся одним из наиболее важных стратегических объектов, принадлежащих повстанцам.
Вид изнутри Пещеры Посланий:
Эйн-Геди процветал и в Византийский период, когда епископ Евсевий Кесарийский назвал его "Большой еврейской деревней". В этот период здесь была сооружена монументальная синагога, в которой были обнаружены красивейшие мозаики:
... и интересные надписи.
Вот содержание одной из них:
"Всякий, кто приводит к ссоре между человеком и его ближним,
или клевещет на друга своего перед язычниками,
или ворует имущество ближнего своего,
или раскрывает тайну города язычникам -
Тот, глаза Которого шляются по всей земле, Который видит скрытое -
Он обратит лицо Свое
на того человека и на семя его и вырвет его из под небес.
И да скажет весь народ "Аминь, аминь, села."
Один из водопадов в Нахаль Давид:
Останки древнего акведука в Нахаль Аругот:
Спуск с "Маале Бней ха-Мошавим", современного подъема с Горы Эйн-Геди:
О том, в чем состояла "тайна города", а также о многих других аспектах исследования древних синагог в частности, и позднеантичного иудаизма, в целом, вы услышите на экскурсии.
Итак, мы начнем нашу экскурсию с посещения этой самой синагоги. Затем, мы осмотрим Тель Горен, где в период Первого Храма находился центр поселения, и поднимемся к источнику Эйн-Геди. Недалеко от источника находятся развалины того самого храма, который был упомянут выше. Здесь вы услышите о различных древних дорогах, проходивших через Эйн-Геди, большинство из которых сохранились и по сей день, и все еще используются туристами. Одна из них начинается неподалеку от храма. Вы также узнаете о том, откуда и когда появились современные ивритские названия гор, ущелий и родников, как их придумали, и почему. Напоследок я вкратце расскажу вам об истории археологического исследования Эйн-Геди и близлежащих районов.
Следующим пунктом нашей экскурсии будет верхняя часть ущелья Давид - так называемый "Сухой Каньон". Осмотрев его достопримечательности, мы спустимся в среднюю часть того же ущелья, изобилующего природными ванными, наполненными кристальной родниковой водой. Продолжив вниз по ущелью, мы попадем в так называемую "Любовную Пещеру" (Меарат Дудим). Отдохнув, мы спустимся в нижнюю часть ущелья Давид, искупаемся еще раз, и выйдем из заповедника.
Один из обитателей оазиса:
Еще один:
Стоимость экскурсии - 130 шекелей.
В стоимость экскурсии не включена плата за вход в Национальный Парк Эйн Геди.
Передвижение до начала маршрута на собственных машинах. Есть возможность организовать тремпы за дополнительную стоимость. Начало экскурсии в 9.00 у входа в Нахаль Давид.
Маршрут подходит для детей старше 8 лет.
Телефон для связи: 054-5825846 (Кучер).