Про Бейт Шеарим

Jun 07, 2009 10:22


Раз в год в нашем исследовательском центре мы выезжаем на экскурсию, типа, всей толпой. Проводим пару дней на севере Израиля (ниже объясню, почему на севере), член нашей каманды проф. Зеэв Вайс обычно играет роль гида и всем объясняет откуда ноги ростут, а потом ассистенты пишут об этом в журнальчике, который освещает нашу научную и общественную деятельность. Короче, это типо хайлайт нашей тусовочной жизни. А так мы в натуре сидим целый год в своих кабинетах, занимаемся научными исследованиями. Ну, ваще-то, мы еще типа каждый день собираемся в 10.00 попить кофе - благо, есть у нас машинка, которая делает эспрессо. Но меня от этих посиделок не прет, так я и не хожу, эспрессо пью в одиночку. Н сей раз меня повторно назначили охранять нашу экскурсию, ибо есть у меня пушка, и начальство решило, что можно деньги сэкономить на охраннике. Ну а я рад был служить. Вот так я готовился к экскурсии, как в той песне - "надоело нам волыны маслом мазать день-деньской":



Так вот, о нашей поездке два года назад я уже писал - типо как по могилкам праведников ходили. Это было прикольнее всего. В прошлом году тоже было ниче так, но не так круто, как в первый раз. А в этом году чего-то ваще было скучновато, хотя может потому что это мой последний год, и значит облом. Короче, были мы в Кейсарии (там я был ни раз), потом в Шони (там нечего смотреть, все восстановлено), потом в Хорват Ракит (там кучка камней - говорят синагога, может даже самаритянская, а посреди нее кто то насрал), потом в Рамат ха-Надив (там Изхар Хиршфельд две сельскохозяйтственных усадьбы раскопал - одна со Второго Храма, а другая - византийская):

Эта вот - византийская, Мансур эль-Акеб:







А вот эта - со времен Второго Храма, Хорват Элек:



Хиршфельд (который скоропостижно скончался от рака 2 года назад), решил также, что эта последняя усадьба очень похожа на Кумран, и посему выдвинул теорию, что Кумран, мол, тоже всего лишь селькохозяйственная усадьба. Теория дурная.

А напоследок мы поехали в Бейт Шеарим.



Вот про Бейт Шеарим я и расскажу, бо на сей раз посетил там уголки, в коих до сих пор побывать не доводилось - хоть и был в сем месте раза три.



Итак, почему снова поехали на юг, а не на север? Так вот, я, собственно, предлагал ваще поехать в Иорданию (и были желающие, например Йорам Билу - типа профессор, который всеми докторантами-гуманитариями заведует, и ваще просится туда - но вот я думаю, будет ли он с нами пить спирт?), но мне пояснили, что универ не даст добро ибо боязно во вражескую страну посылать весь цвет израильской науки.



Тогда я предложил поехать через Иудейскую пустыню и Мертвое Море в сторону Негева - типа посмотреть монастыри, Кумран, Эйн-Геди и разные набатейские городища. Я даже готов был рассказать про монастыри, Кумран, набатеев и все, что угодно. Так мне объяснили что типа, не все любят песок и палящее солнце. Вот и поехали снова на север, хоть мне надоело уже нипадеццки.

На севере нового много чего не увидел, но вот в Бейт Шеарим было круто, посему и решил написать, ибо скоро походу откроют и эти части раскопа для широкой публики. Итак, Бейт Шеарим. Изначально, стоит сказать, что место сие для изучения раввинистического иудаизма было чуть ли не так же важно, как Кумран для исследования иудаизма Второго Храма и раннего христианства.



Где именно находится это место? - на территории поселка Кирьят Тивон (это типа такое место, где бы я хотел жить после того как срублю бабла), а точнее - у южного подножия западных гор Нижней Галилеи. Не поняли? Посмотрите на карту. Короче, надо ехать по 722 дороге, и примерно один км. южнее перекрестка "Шомрим" надо свернуть на запад (компас не забудьте). Бейт Шеарим был-таки важным городком в эпоху Второго Храма, и особливо - в тот период, который в наших краях именуют "эпохой Мишны и Талмуда", а во всех других местах (кроме России, потому как там еще - насколько я знаю - такого не придумали) - "периодом Поздней Античности".



Бейт Шеарим упоминается Флавием Йоси в его Автобиографии, 118 - на греческом городок назывался "Бесара", но нивапрос, что это и есть Бейт-Шеарим. Во время Великого восстания (66-67 гг., в Галилее), городок принадлежал царьку Агриппе Второму и его сестричке Беренике (с которой он, походу, жил в голимом инцесте до тех пор, пока она не решила, что прикольнее сожительствовать с Титом-будущим-императором, который наш Храм спалил). Так вот Береника в Бейт-Шеарим пшеницу скирдовала, как рассказывает Йосиф в Автобиографии 119. Потому как Агриппа и сестричка его были союзниками римлян, то Бейт-Шеарим не пострадал в период Восстания.



Но прославился сей городок вовсе не из-за инцеста Береники, хоть была она бой-баба, а как раз засчет Рабби Йегуда ха-Наси (тот самый, который Мишну отредактировал и обнародовал), который типа туда перевез Санедрин, то бишь, верховный еврейский суд. До этого находился Санедрин в Шфараме - сейчас это ваще голимый арабский городок, единственоой достопримечательностью которого является его футбольная комманда, но тогда это был саамы что ни на есть центр еврейской культуры. Рабби Йегуда ха-Наси до этого еще в Циппори жил (там наш камрад вышеупомянутый, Зеэв Вайс копает). Так вот Вайс - типа сам верующий иудей, раскопав там в Циппори виллу с мозаиками языческими ужасными до умопомрачения (цикл Дионисия), заявил, что он считает, что сам Рабби Йегуда ха-Наси и построил этот дом и в нем жил и не тужил.

Короче, что касается Бейт-Шеарим, то его копали между 1936-1940 и 1956-1959 (Беньямин Мазар - не путать с его больной на голову внучкой), а также между 1953-1955 (Нахман Авигад). Сейчас бы им не просто не дали бы покопать там, а сразу бы убили, разрушили бы весь некрополь, и ничего бы никто не узнал о том, как евреи жили и умирали 2000 лет назад. Пачиму? Патамушта мы - демократическое государство, и у нас охраняются права усопших, по законам мракобесоф, которые лезут в парламент потому что их много родилось. И будет еще больше.

Так вот, как я говорил - Бейт-Шеарим - это гигантское открытие, но на самом деле, есть в Израиле некрополь того же периода еще больше и круче, и это я слышал от профессора археологии, а не от какого-то идиота. Но только он никому (кроме меня) не скажет, где он находится, и как в него попасть - пачиму? А патаму что не хочет ставить под угрозу пятьдесят квадратных километров площади вокруг ибо придут мракобесы и все, что он раскопал за 15 лет жизни поломают, ибо им все это не нужно. Ибо есть (у них) Всевышний, и он им так завещал.



Бейт-Шеарим походу был большой деревней по тогдашним меркам. Кто не верит - может забдить базилику метров 40 длиной и 10 шириной из нехилых камней сложенную, а еще есть такие, кто полагает, что это синагога. Это, в принципе, не исключено. Если таки это была синагога, то там была еще одна, сто пудов. Но не это самое главное - самое главное, это некрополь.



Так вот, че ж тут интересного? А интересно тут собственно насколько греческий язык, греческий культур-мультур и даже греческий миф проникли в еврейское мировоззрение - и не просто еврейское, а в самое святое-святых, то бишь, раввинистическое, или, по крайней мере, около-раввинистическое. Так, например, из еврейских надписей, найденных на территории Бейт Шеарим, лишь около трети написаны на иврите и арамейском, а две трети - на греческом. Из этих надписей можно немало узнать о том, какие имена носили евреи той эпохи, об их титулах (типа "архисинагог", "глава общины" и т. п.), об их профессиях (типа "врач", "продавец тканей и т. п.), а также о местах, откуда их тела привезли в Бейт Шеарим на погребение. Так, оказывается, что окромя палестинских евреев, в Бейт Шеарим похоронены также евреи из Сирии, Малой Азии, Вавилона, Асии (сегодняшний Эйлат, а тогда считалось Аравией), и даже с юга Аравийского Полуострова. Перевозка трупов из диаспоры на захоронение в Эрец-Исраэль несомненно связана с развитием поверий в то, что быть захороненным тут - это особый ништяк. Об этом мы узнаем из Тосефты, Авода Зара 4, 3: "Каждый, кто захоронен в Эрец-Исраэль - как будто захоронен под (Храмовым) жертвенником".



Как уже было сказано выше, наиболее интересным аспектом открытий в Бейт Шеарим являются масштабы эллинистических воздействий на еврейскую культуру, включая раввинистическую. Наряду с традиционными еврейскими символами - такими как шофар, этрог, менора - на саркофагах и стенах катакомб часто встречаются мотивы из греческой мифологии, например, Леда и Лебедь, а также лики мифических существ и даже языческих богов - Зевса и Ники, например. Вот Ники, аж целых две на этом саркофаге (хотя на фото видно только одну):



Также были найдены рельефы, изображающие животных и людей, которые, несмотря на то, что не являлись явно языческими, были недопустимы в период Второго Храма. Вот, например, орел, так сказать:





А во времена Второго Храма такой орел считался голимым нарушением еврейского Закона. Когда Ирод, который нехило отстроил Иерусалимский Храм водрузил орла над воротами этого Храма, то законоучители мудрые подбили молодежь сильно верующую этого орла срубить. Ну, наивная молодежь повелась на это подстрекательство и орла срубила, ибо думали, что Ирод сильно болен, а может, даже умер, и на такую провокацию не отреагирует. А Ирод оказался живым, и, будучи в полном ахуе от такой наглости, нарушителей приказал сжечь живьем. Они, конечно, не противились, ибо умереть за Закон считали особым ништяком. Но, как сами понимаете, времена меняются, а также и интерпретация Закона, о чем, например, Бейт Шеарим, а также галилейские синагоги, в которых этих орлов полно, свидетельствуют. А вот бычки:





И еще какое-то животное:



Как убедительно объяснить изменения в еврейском отношении к изобразительному искусству, до сих пор непонятно. Израильские историки 50-60-хх годов XX в. пытались тривиализировать всю эту голимую погань, заявляя, что в период Поздней Античности даже сами язычники уже не верили во всю свою мифологию, а посему евреи использовали их искусство в качестве нейтральной декорации. Это, походу, бред и апологетика, хотя до сих пор есть один-два "ученых", придерживающихся подобных взглядов. А вот ракушка, тоже поганый символ:



Еще одна:



Недавно был предложен иной подход - типа, после подавления трех еврейских восстаний против Рима, иудаизм как идеология развалился, рассыпался, и стал частью греко-римской урбанической культуры. Типа, евреи по большей части, стали полуязычниками, а раввины-мудрецы являлись очень ограниченной элитой, и говорили, по большому счету, сами с собой. И даже они были эллинизированы до мозга костей. Лишь с приходом христианства как религии и культуры Римской Империи, начался обратный процесс "религизации" иудаизма, который раввины и возглавили. Процесс был долгим и днинным, и завершился лишь в Средние Века. Подход сей, хоть и не без проблем, все-ж таки лучше, по-моему, объясняет, что там на самом деле произошло. Вот.

А вот менора, каких там тоже много:





А напоследок процитирую одну эпитафию из Бейт Шеаримского некрополя (11 катакомба, № 127 в книге Швабе и Лифшица, стр. 45):

"Лежу я, сын Леонтия, мертвый, Иуст сын Сафо;
сорвав плоды всякой мудрости,
я покинул свет, несчастных родителей - в вечном трауре,
и братьев - ой мне, в моем Бейт Шеарим.
И сошедши в Гадес, лежу я, Иуст, здесь,
со многими из родствнников моих, ибо так хотела могучая Мойра.
Мужайся, Иуст, никто не бессмертен."



Камушек с надписью "Анина ха-Катан", из катакомбы, в которой, вполне возможно, был захоронен Рабби Йехуда ха-Наси:


археология, экскурсии, школьные годы чудесные, эрец-исраэль, наука, религия, эллинизм, раввинистический иудаизм, фундаментализм

Previous post Next post
Up