Древнегреческий философ Эпименид Кносский, родившийся на острове Крит в VII в. до н. э., как-то ляпнул: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Фраза эта стала знаменитой, потому как безумный еврей по имени Шауль (aka Св. Павел) процитировал её в одном из своих писем, впоследствии вошедших в состав Нового Завета. В Послании к Титу - своему ученику, находившемуся на Крите - Павлик наставлял его, как рулить ситуацией, (т. е., руководить ранне-христианскими общинами). Процитировав Эпименида, Павлик добавил: "Свидетельство это справедливо". (Тит 1:12-14). Критяне в долгу не остались - на острове почти нет церквей, посвященных Св. Павлу.
В том, что и Эпименид, и Павлик, были правы насчет критян, мы воочию убедились в ходе нашей мега-экстремальной разведки на острове 23-26 сентября. Они действительно ленивы, и врут не краснея. Однако, мы на них не в обиде - вылазка удалась на славу, и мы надеемся вернуться туда еще не раз. Спасибо бесстрашным и неутомимым участникам разведки, а именно:
respect_no_one,
kirill__,
vektorich,
teplish,
inka15,
ionial,
pollydem, а также без-ЖЖ-шным Гале и Ане. Фото мои (те, которые поменьше) и
kirill__ (те, которые покрупнее).
Остров Крит - чрезвычайно странное место, мягко выражаясь, и о его жителях некто когда-то сказал: "Они производят больше истории, чем сами в состоянии потребить". А что касается природных ресурсов - критяне только начинают осознавать, что у них есть.
Часовня Агиа Пнеума (т. е., "Святаго Духа") на выходе из ущелья Ха (само ущелье видно справа):
Ущелье Ха:
На Крите, в соответствии с греческой мифологией, родился и вырос царь богов - Зевс. Сюда же, прикинувшись белым бычком, он притащил принцессу Европу, похищенную им в Финикии (совр. Ливан). После того, как бог и царь изнасиловал её в Гортине (см. ниже), она родила ему трёх сыновей, один из которых - Минос - затем стал первым царём Крита. Царь Минос отличался особенной слабостью к женскому полу, за что был заворожён своей ревнивой женой Пасифаи. Каждый раз, занимаясь любовью, он эякулировал ядовитыми змеями, скорпионами и другими насекомыми, которые поедали внутренности его партнёрш.
Пасифаи тоже знала толк в извращениях, и, в конце концов, совокупилась с быком, посланным то ли Зевсом, то ли Посейдоном. От этого неестественного союза родился небезызвестный Минотавр - чудище с головой быка и человеческим телом - впоследствии побеждённый бесстрашным Тесеем. И много ещё похабных небылиц придумали древние критяне от нечего делать, но, как сказал один еврей, "если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".
Мы начали наше знакомство с Критом с поедания жареных осьминогов и распития пива и вина в Ираклионе:
По дороге мы заскочили в супермаркет, где закупились пивом, вином и хавчиком. Наше чревоугодничество мы продолжили в какой-то забегаловке по дороге, затем в деревне Ано Вианнос, на другом берегу острова, и, напоследок, мы неплохо оттянулись на поляне у выхода из ущелья Ха.
Однако говорят, что не только отец-основатель греческих богов родился на Крите. Евреи тоже родились там. Великий римский историк Публий Корнелий Тацит (ок. 56 - ок. 117 н. э.), излагая различные версии происхождения глубоко презираемого им еврейского народа, писал, что иудеи изначально были беженцами с Крита: оказывается, Iudaei (лат. "иудеи") - это ничто иное, как переиначенное на варварский манер название критского племени Idaei, обитавшего в окрестностях самой высокой горы острова - г. Ида, также именуемой Псилоритис (Истории, V 2, 1-3). На вершину этой горы мы планировали взойти в рамках нашей разведки, но, к сожалению, в этот раз не успели. О критских евреях древности известно немного, хоть и понятно, что на острове существовала еврейская община. На Крите, в городе Гортина, находилась столица римской провинции Крит-Киренаика (Киренаика - совр. Ливия).
Mы посетили Ираклионский археологический музей, находящийся в данный момент в процессе реставрации, но тем не менее, всё равно впечатляющий:
Затем мы поехали в Кносс, откуда нас чуть не выгнали за то, что заподозрили, что я вёл неавторизированную экскурсию. Меня замели на слове "цунами" (см. ниже).
В Киренаике проживало немало евреев, которые в 115 г. н. э. даже умудрились поднять там
кровопролитное восстание, о котором я писал уже не раз. Последней (известной нам) женой Иосифа Флавия была еврейка с Крита. При этом, археологические свидетельства о древней еврейской общине Крита ограничиваются тремя сомнительными надписями, и до сих пор на острове не было обнаружено ни одной древней синагоги, хоть и нет никакого сомнения, что они там были. Самая ранняя сохранившаяся синагога на острове (синагога Эц-Хаим в Хании) датируется XV в. н. э.
После Кносса мы поехали в Гортину:
Базилика Св. Тита, по традиции - основателя христианства на Крите:
Мифы - мифами, но то, что в начале III тысячелетия до н. э. на Крите зародилась Минойская культура, считающаяся древнейшей цивилизацией в Европе, никем не оспаривается. Около 1470-1450 гг. до н. э. она рухнула - по всей видимости - под напором гигантского цунами, обрушившегося на Крит вследствие вулканического взрыва на близлежащем острове Санторини, половина которого улетела в небо. Следы Минойского величия встречаются на острове повсеместно - достаточно упомянуть раскопанный и "восстановленный" археологом Артуром Эвансом Кносский дворец. За минойцами пришли микенцы, за ними дорийцы, македоняне, римляне, византийцы, арабы, снова византийцы, венецианцы, османы, и немцы. Говорят, что критяне свободолюбивы и независимы, и потому никому из завоевателей править ими, мягко выражаясь, было нелегко.
Знаменитый свод законов в Гортине (написаны в стиле, называемом "бустрофедон" - строчка слева-направо, строчка справо-налево - в зеркальном отображении - и так далее):
Да и вообще, судя по всему, народ они странноватый - так, несмотря на то, что остров производит впечатление земли глЫбоко православной - критский национальный писатель и герой Никос Казандакис был человеком безбожным и богохульным. Так, его роман "Последнее искушение Христа" (1951 г., по мотивам которого был снят небезызвестный фильм Мартина Скорсезе) католическая церковь внесла в список запрещенных книг. Говорят, что за свои наезды на христианство он даже поплатился Нобелевской премией, а родная православная церковь отказалась хоронить его на кладбище. Он похоронен у городской стены Ираклиона, и на его надгробии написано: "Ни на что не надеюсь. Ничего не страшусь. Я свободен ".
В контрасте с останками былых цивилизаций, в плане архитектуры и инфраструктуры, современный Крит - место весьма невзрачное. Столица острова Ираклион - невнятное нагромождение бесхарактерных построек, стены которых исписаны самыми убогими граффити, которые я видел на своем веку, с узкими улочками, нередко заваленными строительным мусором. Деревни также не отличаются колоритностью, а дороги оставляют желать лучшего. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что посещение населенных пунктов не являлось целью нашей поездки, а посему, вполне возможно, по-настоящему красивых городов и деревень мы не увидели.
Улицы Ираклиона:
Главной целью нашей поездки была разведка ущелий и гор Крита, ибо дошла до нас молва о том, что они прекрасны.
По пути к началу каньона Ха:
Mашины мы оставили около часовни Агиа Анна ("Св. Анна"):
Изначально мы планировали пройти, с помощью веревок, ущелье Ха, а также взойти на высочайшую гору Крита, уже упомянутую выше. Однако мы успели сделать только первое, и то не без труда. В информации, которую удалось нарыть в интернете, критяне-лжецы сказали, что ущелье Ха проходится за 4-5 часов. Только случайно я обнаружил, что в нем 24 или 26 отвесов (а оказалось, все 33). Мы решили, что даже если компанией из десяти человек мы пройдем его за десять часов - это не страшно. Нам потребовался двадцать один час…
Надо сказать, что каньон Ха весьма впечатляет своими масштабами и красотой. Его протяженность - всего 1,5 км, и он представляет из себя узкую щель, изобилующую отвесами, ступеньками и глубокими бассейнами с водой. Стены каньона достигают высоты 350 метров. Попав в каньон, выйти из него посредине невозможно - придётся идти до конца. Отвесы идут один за одним, и, несмотря на то, что самый высокий из них всего 35 метров, прохождение этого каньона намного сложнее, чем всех тех, с которыми мы сталкивались в Израиле или Иордании.
Потому как мы прилетели на Крит в 4.00 утра, то, конечно, не спали. В день прилета мы хотели посмотреть как можно больше, а затем поделиться впечатлениями об увиденном и идеями о предстоящем, а поэтому, легли спать в 2.00 утра (кто мог идти спать, когда у нас было несколько двухлитровых бутылок отменного критского вина - две такие бутылки стоят 5 евро). Встав утром, мы оставили одну машину на выходе, и поехали к началу маршрута. В каньон мы вошли около 10.30 утра. Я, кстати, исполнил давнишнюю мечту - вместо воды залил в двухлитровую соску ("шлюкер") вино - мы же в Греции, как никак, не на помойке воспитывались. Сначала был спуск по сыпухе, а затем, практически сразу началась вода, а за ней отвесы.
Спуск в ущелье:
Было нереально красиво, от отвеса до отвеса идти приходилось не более 50 метров. Шли мы быстро, несмотря на то, что несколько членов группы не имели опыт в подобного рода экстремальном каньонинге, а один из нас вообще никогда не спускался на веревках. Надо отметить, что все вели себя исключительно.
Через несколько часов, посмотрев вперед, мы увидели зеленеющую долину - ура! Мы близки к выходу. Однако оказалось, что до выхода нам было идти еще часов 15.
Отвесы шли один за одним, а между ними - бассейны, которые приходилось преодолевать вплавь. Вскоре стемнело, фотографировать никто уже не был в состоянии. Всю ночь мы боролись с отвесами, бассейнами, холодом и усталостью, но неумолимо продвигались вперед. Начало светать.
На спуске с последнего отвеса нас ожидал сюрприз - под ним находился бассейн, вылезти из которого было, на
первый взгляд, невозможно - несмотря на то, что под отвесом глубина воды была более двух метров, бассейн помельчал, и отвесные гладкие стены на выходе из него доходили до высоты трех с половиной - четырёх метров. В конце один из ребят забрался на плечи двум другим, и вскарабкался наверх. Там он привязал веревку, с узлами посредине для того, чтобы и остальные смогли вылезти из ямы. Не хватало "лестницы" (такой специальный скалолазный дивайс), и я начал спускаться к ребятам, захватив с собой моток веревки, лестницу и репшнур.
Когда я находился на середине отвеса, пошёл дикий ливень. Я доплыл до ребят, сказал им подниматься наверх и стал орать Олегу
respect_no_one, рулившему ситуацией наверху, спускать людей. Из-за шума ливня, грома и грозы, он с трудом и с не первого раза разбирал мои крики. Дождь усиливался.
Мне, уже пару раз побывавшему в селе, было понятно, что это - наиболее страшная ситуация, в которой мы когда-либо оказывались. Было очевидно, что если мы не успеем унести ноги, через четверть часа придёт цунами, который в мгновение ока унесет нас в верхнюю тундру. Оставшиеся наверху начали спускаться - первой слетела
pollydem, за ней
inka15, вместе с которой по отвесу поплыли камни и брёвна. За ней слетела Галя, а самым последним пикировал
respect_no_one. Мы оставили моток веревки на верхнем отвесе, и не стали сдергивать ту, по которой спускались - только обрезали кусок, который можно было спасти. Было страшно и весело.
Через 40 минут мы дошли до часовни, находившейся неподалеку от выхода из ущелья, где нас поджидали
teplish и Аня, не пошедшие в ущелье. Несчастные девушки просидели практически всю ночь в машине рядом с мрачной часовней, дожидаясь нас. Им было намного страшнее, чем нам.
Было холодно, шёл проливной дождь, сигареты кончились уже давно. Но мы были нереально довольны.
respect_no_one подытожил мероприятие, сказав, что есть у него друг (т. е., я), чья мама должна была в своё время позаботиться, чтобы её медицинская страховка включала бесплатный аборт. "В европейские каньоны - ни ногой!" - добавил он.
Ага, ни ногой. На Крите ещё несколько десятков сногсшибательных каньонов, и десятки горных треков. В настоящий момент изучаю матчасть. Мы вернёмся туда весной, вернёмся много раз - так что, следите за объявлениями разведок.