Открытым текстом.

Dec 15, 2013 20:40

Оригинал взят у stanislav_05 в Открытым текстом.

Вопрос: На Украине ситуация развивается таким образом, что отказ правительства подписать протокол о намерениях с ЕС вылился в народные волнения и выступления оппозиции. Каким образом там могут развиваться события, и какова позиция России?

С.В.Лавров: Сама ситуация уже комментировалась неоднократно Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и другими представителями нашего руководства. Она срежиссирована и готовилась давно. Вызывает изумление реакция на грани истерики на суверенное решение легитимных властей Украины. Что сделало правительство В.Ф.Януковича? Может быть, оно вышло из Договора о нераспространении ядерного оружия? Или заявило, что в нарушение своих обязательств создает ядерную бомбу? Или расстреляло кого-нибудь?

Правительство воспользовалось своей легитимной компетенцией, поскольку именно исполнительная власть принимает решение подписывать или не подписывать какие-либо международные договоры. Если правительство принимает решение о подписании, документ поступает в парламент на ратификацию. Там уже можно высказывать все свои претензии, задавать вопросы, поддерживать его или не поддерживать, протестовать и реагировать в конституционном, цивилизованном поле.

На абсолютно нормальное событие - объявление правительством, что подробное изучение данного соглашения наводит на мысль о том, что оно не очень выгодно Украине, они хотят еще подумать, отказываются сейчас подписывать и будут еще его изучать - следует такая оголтелая, другим словом и не назовешь, реакция. На улицу выходит демонстрация в таких масштабах и с такими ожесточенными лозунгами, как будто страна объявила войну некому миролюбивому государству вопреки воле украинского народа. Это не умещается в рамки нормального человеческого анализа. В том, что за этим стоят провокаторы, сомнений нет. То, что наши западные партнеры, видимо, потеряли чувство реального, вызывает у меня большую печаль.

Иллюстрация отсюда - Майдаунское



Представьте себе, приехал бы я в Германию в разгар событий, когда там появилась новая партия евроскептиков, которая за несколько месяцев набрала достаточно серьезные рейтинги с лозунгами «хватит кормить Европу» и «Германии надо дистанцироваться от ЕС». Ходил бы я среди демонстрантов, которые поддерживают этих партийцев, выступающих за то, чтобы Германия изменила свое отношение к ЕС и обособилась бы от него. Как бы все это воспринималось? Думаю, там давно бы уже Европарламент, Парламентские Ассамблеи НАТО, Совета Европы и ОБСЕ, напринимали бы резолюций о том, как возмутительно, что русские вмешиваются во внутренние дела суверенной Германии. А как объяснить то, что происходит сейчас на Украине, когда руководители внешнеполитических ведомств, Верховный представитель Евросоюза приезжают и требуют от украинского народа сделать выбор в пользу присоединения к Ассоциации с ЕС?

Обратите внимание на разницу в позициях. Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно говорил, что все должны уважать суверенитет украинского государства, и все мы должны будем уважать тот выбор, который сделает украинский народ. Западные европейцы же говорят: все обязаны уважать выбор украинского народа в пользу Европы. Т.е. выбор за украинцев уже сделан, всем остальным его нужно просто уважать. Это наводит на печальные размышления.

Как я уже сказал, 16 декабря с.г. министры иностранных дел Евросоюза соберутся на очередную ежемесячную встречу в Брюсселе. Так получилось, что мы давно договорились там же провести заседание Постоянного совета партнерства на уровне министров иностранных дел между Россией и ЕС. Мне будет интересно поговорить на эту тему с нашими коллегами, которые отстаивают принципы невмешательства во внутренние дела, уважения суверенных правительств и выступают за то, чтобы не проводить новых разделительных линий по типу: либо вы с ЕС, либо против него.

Мы неоднократно предлагали, и Президент В.В.Путин еще раз подтвердил (это зафиксировано в Концепции внешней политики Российской Федерации), спокойно коллективно выстраивать общее экономическое гуманитарное пространство от Лиссабона до Владивостока. Таможенный союз, который мы создали, - это отнюдь не попытка отгородиться от этой цели, а осознанная форма сотрудничества трех стран, нацеленная на то, чтобы повысить конкурентоспособность нашей промышленности, сельского хозяйства, банковской и финансовой сфер, сферы услуг в целом. Чтобы уже потом, будучи более конкурентоспособными, разговаривать на равных, на более выгодных условиях с тем же Евросоюзом о зоне свободной торговли. А не сейчас это делать, когда ЕС пытается навязать свою позицию так называемым странам Восточного партнерства, когда они не выдерживают конкуренции с подавляющим большинством европейских товаров. Но их завлекают в зону свободной торговли, получая рынки, которые будут немедленно заполнены более конкурентоспособной продукцией из Европы, убивая аналогичное производство в странах, которые подпишут соглашения об Ассоциации, создавая проблемы для России, т.к. с этими государствами у нас тоже нет таможенных границ. В этом вся подноготная.

Наши евросоюзовские партнеры волнуются, прежде всего, потому что уходит такая достаточно недорогостоящая, чтобы не сказать бесплатная прибавка к прибыли, особенно в условиях кризиса. Вторая причина - идеологическая заряженность. Те, кто мыслили категориями «либо-либо», и те, кто ставили во всем проекте Восточного партнерства главной задачей пусть даже искусственно, с применением шантажа, но оторвать наших соседей от России, увидели, что не так все просто.

Разговор у нас на эту тему будет обязательно, достаточно серьезный. Надеюсь, что мои партнеры к нему подойдут по-честному и не будут под какими-то предлогами от него уклоняться.

Вопрос: Открыта ли дверь Украине в Таможенный союз?

С.В.Лавров: Дверь в Таможенный союз открыта любому государству, которое будет готово подписаться под всеми документами, составляющими его основу, а затем и под документами, которые в дополнении к ТС составляют базу Единого экономического пространства. К маю следующего года должен быть подготовлен Договор о Евразийском экономическом союзе, который снимет все ограничения, устранит все изъятия и обеспечит полное беспрепятственное свободное передвижение товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.

Вопрос: Ряд стран, которые даже не граничат с Россией, изъявили желание, по крайней мере, начать процесс приближения к ТС, а в перспективе - вступления в него. Значит ли это, что модель ТС стала симпатична во Вьетнаме, в Индии?

С.В.Лавров: Это большой рынок. Надо четко понимать, что ни Индия, ни Вьетнам, ни Турция о членстве в ТС не просили, заявлений не писали. Они предлагали начать переговоры о создании зоны свободной торговли, для чего общие границы не имеют никакого значения. И этому есть масса примеров. Переговоры о создании зоны свободной торговли между ТС и Вьетнамом уже начаты. Рассчитываем, что в случае успеха - а на это есть весьма неплохие шансы - они могут послужить моделью аналогичных переговоров о зоне свободной торговли между ТС и АСЕАН. Примерно то же время, что и с Вьетнамом идут переговоры о создании зоны свободной торговли между ТС и Новой Зеландией, а также ТС и Европейской Ассоциацией свободной торговли, куда входят западноевропейские страны (в частности, Швейцария, Норвегия), не являющиеся членами ЕС. Интерес есть, и он взаимный. У нас с большинством из тех, кто интересуется развитием таких отношений с ТС, взаимодополняемые экономики, за исключением некоторых видов товаров, но по ним необходимо согласовывать особые режимы. Думаю, это перспективное дело.

Вопрос: Недавно прошла информация о том, что Э.Сноудена хотят «выкрасть» из России. Мешает ли тот факт, что он получил убежище и находится в России, взаимоотношениям Москвы и Вашингтона?

С.В.Лавров: Нам не мешает. Не мы эту проблему создали. Не мы лишали Э.Сноудена паспорта - документа, необходимого для путешествий по миру. Не выбирали ему маршрут - он это делал сам. Не мы устраивали «страшилки» наподобие принудительной посадки самолета Президента Боливии Э.Моралеса.

Мы руководствовались, прежде всего, правовыми нормами, потому что у нас с США нет договора о выдаче и экстрадиции, хотя мы его многие годы американцам предлагали. Не скрою, в первую очередь для того, чтобы добиться экстрадиции персонажей, которые обвиняются в России в совершении тяжких преступлений, включая терроризм, которые нашли прибежище на территории США и которых нам не дают и не отдадут никогда.

Тем не менее, факт остается фактом - договора об экстрадиции у нас с американцами нет, поэтому правовых оснований не существует. Мы руководствовались этическими, гуманитарными соображениями: когда человек просит о временном убежище, вникнув в его ситуацию (а ему грозит суд, который едва ли будет праведным), приняли решение в полном соответствии с нормами международного гуманитарного права о предоставлении убежища.

Насколько это мешает американцам, не могу сказать. Порой складывается впечатление, что они этой ситуацией раздражены, раздувают ее до вселенских масштабов, не понимают наших внятных объяснений - правовых и гуманитарных. Не думаю, что в Белом доме или Госдепартаменте США, но, наверное, в каких-нибудь других подразделениях американской Администрации есть желающие нам «насолить» за это.
Источник -  Открытым текстом.
Первоисточник - http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ABE2649BF2040F1244257C4100224C4A

Россия, политика

Previous post
Up