Можно сказать, что эту статью я писала всей нашей жизнью. Методом проб и ошибок, наблюдений и неустанных поисков я создавала наш дом - тот дом, в котором уютно и взрослым, и детям, в котором есть все для счастья и развития. И теперь я, конечно же, хочу поделиться с вами моими мыслями и находками. Надеюсь, что в процессе прочтения вы получите ответы на следующие, настолько часто встречающиеся мне, вопросы: чем занять ребенка, какие игрушки выбрать, особенно, если пространство квартиры или кошелек не позволяют сильно разгуляться; на материалах какой методики остановиться; как организовать пространство дома с учетом потребностей всех членов семьи. Я также уделю внимание ребенку, который скучает во множестве имеющихся у него игрушек, и взрослому, который хочет, чтобы детская была детской, а гостиная - гостиной (то есть чтобы следов проживания ребенка там не было). Фотографии по дизайну детской прилагаются)
Первое приближение и основа основ - какими должны быть игрушки.
1) Игрушки должны быть простыми, качественными и многофункциональными. Как правило, в стремлении порадовать, впечатлить или завоевать себе на веки вечные ребенка, взрослые обращаются к игрушкам ярким (если не сказать кричащим), громким, умеющим петь/танцевать/крутиться/рисовать - им кажется, что детство должно быть таким. Веселым и шумным. Однако с этими игрушками невозможно играть долго - их не встроить в произвольную ролевую игру, не включить фантазию. Они все делают за ребенка. Кроме того - они не долговечны. Я уже молчу про огромное количество батареек, отсутствие которых обнажает ненужность и пустоту этой игрушки: батареек нет - игрушка не крутится - играть с ней ребенку не во что.
Поэтому я активно выступаю против таких игрушек, которые, к сожалению, преобладают в наших магазинах. Я - за игрушки мягких расцветок, с приятной деликатной мелодией, за игрушки деревянные, которые являют собой скорее прототип вещи, чем конкретную вещь. Если кукла, то в самой общей форме - не Барби, не Монстр Хай, ну, вы поняли. Обычная кукла без выраженной попы и косметики. А может, и вообще без лица. Если конь, то на палочке, а не пони-цикл. Как-то мы с Ником пришли на развивайку, и там был этот конь на палочке, такой простой и неинтересный на мой взрослый взгляд. Вы бы видели восторг детей! Да, пони-цикл развивает какие-то мышцы. Но за такие деньги можно пообщаться с живой лошадкой - у нас в городе имеется "семейная лошадка", за которой ухаживаешь, кормишь ее и катаешься на ней. А вот для ролевой игры - лошадка на палочке самое то.
Если дом, то дом в своей чистой форме, без множества деталей, которые убивают саму идею дома. Недавно, кстати, читала статью современного детского архитектора об этом: нельзя забирать у ребенка простоты, самой сути вещи. Тогда он наделит ее тем, что ему близко в этот момент.
2) по этой причине (по той, что ребенок может играть с чем угодно и важна не сама игрушка, а то, какую игру она способна породить), мы забываем, как важны игрушки, сделанные своими руками. Это может быть тряпичная кукла, гусеница из-под коробки от яиц, одеяльце для куклы или картонный домик. Даже если у вас есть все деньги мира, чтобы скупить все игрушки мира, все равно такие домашние поделки нужны - они теплее, и ребенок видит, как вы делаете их для него, или создает их вместе с вами. Как Никита носится с каждым лоскутком, который я сшила! Как бережно он укрывает им все, что попадается под руку)
Мы также проходим мимо мелочей, таких значимых для ребенка - фонариков, бусиков, необычных прищепок и магнитиков. Если вы идете в гости и думаете, что подарить ребенку, не оставляйте в магазине всю зарплату, особенно, если вам ее и так хватает на день. Обратитесь к игрушкам, которые можно использовать в любой игре - и смело берите.
2) Часто слышу фразу "как у вашего ребенка много игрушек! А вот я читала, что психологи не советуют покупать так много, это вредно". Я тоже читала. И знаю, что именно вредно. Когда у ребенка много однотипных, дублирующих друг друга игрушек с маленьким функционалом. Почему психологи об этом забывают упомянуть? Конечно, если у него двадцать роботов, пять кричащих автобусов и больше ничего - это скучно. Эти игрушки на развитие каких-либо способностей не направлены, все, что можно с ними делать - поглазеть пару минут, поэтому они так быстро и наскучивают. И в итоге выходит, что игрушек не много, а одна, просто в разных вариациях. Отсюда и слоняние по дому, и рассеянность внимания.
Я считаю, что каждая игрушка должна быть направлена на развитие определенной способности, и, как только тот или иной навык, совершенствующийся этой игрушкой, оттачивается - ей на смену приходит другая игрушка. Это очень легко организовать и также легко контролировать. Помню, еще на первом году нашей жизни я составила таблицу покупки игрушек, исходя из того, что вообще нужно развивать и в каком возрасте.
В целом это выглядит так:
- визуальное восприятие (игрушки на тренировку памяти и внимания);
- слуховое восприятие (музыкальные инструменты, музыкальные диски);
-тактильное восприятие, развитие мелкой моторики (сенсорика);
- творчество;
- социальные навыки;
- мышление;
- речь;
- знания о мире;
- физическое развитие.
Когда я захожу в магазин и беру игрушку, я спрашиваю себя: 1) на развитие какой способности направлена эта игрушка? 2) нет ли у нас похожей на нее или одинаково развивающей этот навык? 3) соответствует ли игрушка возрастным потребностям ребенка - может быть, по возрасту ему рано или поздно с ней играть? Про потребности очень хорошо пишет Монтессори (у нее это называется сензитивными периодами развития), и я очень рекомендую об этом почитать. Это позволит вам наслаждаться теми играми, которые нужны ребенку в данный момент, не нервируя себя и его тем, к чему он не готов. Так, методики раннего развития одно время загоняли меня в тупик. Я не могла выносить, как Никита по часу переливает воду из тюбика в тюбик. Как?! А нам ведь еще нужно пройти это! И это! И вот это! Теперь я спокойно сижу рядом и беседую с ним, а он экспериментирует и размышляет- столько, сколько ему нужно.
3) Материалы различных методик - считать ли их игрушками? Как счастливый (а где-то - напрасно раскошелившийся) обладатель всевозможных материалов различных методик, я могу с уверенностью заявить, что материалы нужно воспринимать как игрушки - так и только так. Потому что ребенок должен играть, а не учиться. Избитая, в общем-то, вещь, но почему-то я повсюду сталкиваюсь с "дошкольным образованием" и не понимаю, почему родители формируют такой несовместимый с детством запрос. Сплошь и рядом развивайки кричат: "учим считать до пятисот! Учим читать в год!" А когда и с кем мой ребенок будет при этом общаться? Когда он будет играть?
Если материалы делают ваше время с ребенком интересным, насыщенным событиями и счастливым - это хорошие игрушки. Если вы каждый раз подсовываете материал, пытаясь хотя бы на пять секунд привлечь к нему внимание ребенка, надеясь, что хотя бы заложите этим информацию ему в подкорку - это не игрушка.
Еще один момент - последователи той или иной методики будут вам говорить, что их материалы - единственно возможные и правильные, и обращение к другой методике сведет на нет весь результат. Не знаю, чего здесь больше, фанатизма или корысти, но для себя я решила, что важнее конректный материал и то, что мы можем с ним сделать. Алгоритм выбора у меня тот же: 1) на развитие чего материал направлен? 2) не могу ли я сделать этот материал сама? (чаще всего - могу) 3) соответсвует ли он возрасту? 4) будет ли Никите интерено с ним играть?
О своих мыслях по поводу разных методик я расскажу в другой статье, а здесь напишу о том, что я бы точно взяла, если бы пришлось все покупать по-новой:
- Вальдорфская педагогика: почти все с сайта mercurius-russia.ru/ и фонари для рассказывания историй (
http://www.wal-dom.ru/#!---/c1hou)
- Монтессори. Долгое время я думала, что материалы Монтессори - это различные рамки-вкладыши (именно этот весьма скромный арсенал и был представлен в обычных детских интернет-магазинах). Потом я побывала в Монтессори-саду и захотела все и сразу. На трезвую голову я поняла, что материалы для практической жизни, шумовые цилиндры, шершавые буквы и цифры, бизиборды мы сделаем сами. Но есть и такие вещи, которые самим делать слишком муторно, а то и невозможно. Главным образом, это касается наборов животных, карт, глобусов и пазлов.
Вот совершенно роскошный сайт, где можно оставить годовую зарплату:
http://montessori-russia.ru/shop - Доман и Маниченко. Чего только я в "Умнице" ни заказывала, а первенство у нас по-прежнему занимает набор "Большое путешествие. География". Также я считаю хорошим вложением покупку комплектов "Мир на ладошке" и "Мои первые шедевры". В остальном как-то разочаровалась.
- из остальных методик раннего развития я выделяю "Орнаменты" Зайцева, кубики Никитина, палочки Кюизенера и лабиринты Кайе.
Организация пространства дома. Десять счастливых зон.
Мне кажется, первый ключ к грамотной организации - это твердо установленное положение вещей. Если каждая игрушка имеет свое, строго определенное, место, не завалена другими игрушками, и к ней легко подступиться, не продираясь сквозь дебри стульев-столов-шкафов, это значит, что в вашей квартире легко будет навести порядок. Порядок -залог любой хорошей игры.
Я не раз наблюдала такую картину: вот ребенок вспомнил о какой-то своей игрушке, например, о ферме с лошадками. И, вместо того, чтобы поиграть, они с мамой начинают эту ферму искать. Ищут, ищут, перерывают весь дом - и не факт, что найдут. Или мама придумала какую-то развивайку. Что уж ей пришло в голову: сделать аппликацию или посмотреть альбомы с животными, может быть. И вот она бродит в поисках нужных ей материалов, а желание ребенка позаниматься тем временем пропадает. А сколько пап переломало ноги о конструкторы лего! В общем, я к игрушкам, разбросанным по дому или сваленным в ящики, отношусь крайне отрицательно - они действительно мешают играть.
Самое прекрасное, что можно придумать - своя полочка для каждой игрушки, и желательно, чтобы вокруг этой игрушки сохранялось какое-то пространство. Вот что я имею ввиду:
Такое расположение игрушек быстро превращает слоняющегося и скучающего ребенка в активного и заинтересованного. Дети - они вообще ведь не знают, что такое скучать. Они всегда находят себе занятие. Просто дайте им увидеть то, с чем можно играть.
Второй ключ к грамотной организации - умелое зонирование пространства. Есть родители, которые рассматривают только пространтсво детсткой, вытесняя туда все, что связано с ребенком. Но мне кажется, они сами себя загоняют в тупик. Например, мамы много времени проводят на кухне. Почему бы не устроить рядом с собой местечко, где ребенок будет спокойно заниматься своими делами, пока вы готовите? В противном случае вам придется проводить в детской слишком много времени)
Наблюдая, чем и где Никита любит больше всего заниматься, я решила расположить на кухне зону экспериментов, назовем ее так. Это та зона, в которой ребенок делает что-то сам и подолгу, давая вам возможность заняться домашними делами. К таким занятиям у нас относятся игры с водой и сыпучими продуктами, а также разные игры на освоение практических навыков.
Проведу краткую инвентаризацию этого пространства)
Во-первых, магниты. Рядом с холодильником у нас три коробки с магнитами. В них находятся пейзажи разных стран, куклы и их одежда, буквы и цифры, магнитная мозаика, магнитные флаги, магнитные игры на времена года, магниты-совы и канцелярские магниты причудливой расцветки. Собираясь готовить, я ставлю три стула от раковины до холодильника - так Ник может перебегать ко мне, мыть посуду, плескаться, замешивать тесто, а потом что-то мастерить на холодильнике. Нижняя полка в холодильнике, раз уж о нем зашла речь, - Никитина, он может взять оттуда творог, йогурт или пудинг, когда пожелает.
Во-вторых, "сыпучее" место. Оно у нас на широком подоконнике, откуда все легко перенести на обеденный стол. Там находится кинетический песок, манка в плоском контейнере с палочкой для рисования и шершавые буквы, банки с сыпучими продуктами (макароны, цветной рис, горох или фасоль), корзиночка с приправами (палочки корицы, цветы бадьяна, ягоды можжевельника и шиповника, ванильные стручки), много деревянных брусочков и пальчиковых деревянных игрушек (мы выбрали несколько наборов народных игрушек - цыплят в курочке, теремок с персонажами сказки). А также катушки ниток в яркой корзиночке, карточки с цветами по "Умнице", пряжа, бусины, набор для лепки Play Doh. Сколько миров можно создать, имея под рукой все это богатство!
В-третьих, игрушечная икеевская кухня. Это великая вещь, конечно. Сколько высказываний было в нашу сторону, что кухня - только для девочки. Бррр. Мужчины готовят намного вдохновеннее и вкуснее женщин, может быть, поэтому те так завидуют и пресекают эту деятельность еще во младенчестве) В общем, кухня используется Никитой то как магазинчик (и тогда из закромов появляются счеты, кошелек с монетками, товары), то как стол для бесконечных переливаний из пустого в порожнее, то как оплот кулинарных изысканий (ступка, наборы для специй, венчики, кувшины, продукты, чайные сервизы прилагаются).
В-четвертых, предметы для освоения практических навыков. Помимо венчиков, тазиков и посуды, это Никитины столовые приборы (ножом мы режем бананы и масло для печенья), поднос с фарфоровыми чашками (сколько гордости, что ему доверяют такое сокровище-), губки, тряпочки, прихватки и т.д.
Ну, и приятный визуальный ряд)
То, как красиво все это сыпучее царство может выглядеть
Фотографии из жж Катерины Таберко:
Примеры занятий. Раньше я думала, этого слишком мало. Но если предметов много, ребенок быстро теряет интерес к занятию. Маленькому ребенку интересен сам процесс и возможность бесконечных повторений, а не сами предметы. Этот же принцип подходит и тогда, когда ребенок начинает рисовать: много краски - нет рисования. Две краски, выложенные на палитру - много рисования.
В гостиной - когда она у нас будет - я думаю устроить сразу три зоны - зону музыки, зону настольных игр и зону ролевых игр.
Самая огромная и жаждущая пространства зона - ролевых игр, совмещенная с зоной изучения окружающего мира. Для нее важны несколько составляющих: пустота (комфортнее, если пустота представляет собой мягкий ковер) и шкафчик/полки/сундучки с декорациями, персонажами и реквизитом для игры в профессии.
"Пустота" в моем представлении выглядит как-то так:
А шкафчики - так:
В качестве декораций у нас выступают: различные конструкторы (лего-дупло, деревянные брусочки и кубики, игольчатый конструктор), картонные и фетровые деревья и предметы обстановки из наших кукольных театров, коробки Janod, два домика - сортировщик и маленький деревянный со звоночками. Чаще всего из коробок мы строим многоэтажки, конструируем детские площадки, театры, горсады и т.д., а между ними запускаем две дороги - автомобильную и железную.
В качестве персонажей у нас выступают обычно фигурки лего, деревянные игрушки фирмы Лукоморье и резиновые игрушки, коих у нас великое множество.
Иногда в качестве персонажей выступают машины, а в качестве декораций - трассы, горки, паркинги, гаражи для них. Мы строим автоцентры, автомойки, покрасочные станции, и играть в это все можно очень, очень долго.
В качестве реквизита сыном активно используются бусы и браслеты, шарфы, шапки, шляпы, зонты; у нас также есть наборы доктора и парикмахера и строительные инструменты.
В этой же зоне (а она у нас занимает большую часть квартиры) мы показываем театральные представления и изучаем окружающий мир. Изучение мира у нас сводится пока к реконструкции различных ландшафтов и исторических мест, которые заселяются подходящими по смыслу персонажами. Так, мы можем вить птичьи и пчелиные гнезда, выводить бабочек из коконов, сооружать вулканы, наводнять моря рыбехами и играть с этим, как в любую другую ролевую игру. Только посмотрите, сколько всего можно сделать!
Эта идея мне очень нравится, только я мечтаю воссоздать на каждой полочке определенный исторический период
Все накопленные с превеликим трудом познания я планирую распределять вот по такому чудесному комодику. Осталось только его сделать)
Под лестницей у нас будет находится зона музыки. Сейчас она ютится в области пианино - там, кроме самого пианино, у нас находится гитара, маракасы, флейта, свистульки, разные народные музыкальные инструменты, бубен и книжки с детскими песенками. Я также записываю на диски любимые Никитины песни, и по вечерам мы танцуем. Новые песни мы прослушиваем по утрам, когда что-нибудь лепим или пересыпаем. И Ник выбирает то, что ему нравится. Обычно это песни из мультфильмов, джаз или рок-н-ролл. А, еще "Moscow calling")
...У нас такой красоты не будет, но мне безумно нравится эта идея. Мечта любого Поттеромана! Я бы сама там жила)
В гостиной мы также планируем устраивать вечера настольных игр и вечера просмотров старых уютных детских фильмов типа "Бетховена" или "Трудного ребенка". Так что соответствующая зона с коллекцией фильмов и игр поджидает нас) Из настольных мы пока играем в лото и домино, но Никита каждый раз просит научить его играть в шахматы. Не представляю, как это сделать.
Следующая зона, которая заставляет трепетать мое сердце - библиотека. Мне очень нравится такое расположение книг, где видна вся обложка. К сожалению, сейчас эта роскошь для нас невозможна, но Ника это, похоже, ни капли не смущает. Каждый вечер он садится на кресло-качалку перед своим шкафом с книгами и заявляет: "Думаю, что бы мне почитать. Точно буксирчик. И еще что-нибудь".
Одна из важнейших зон - творческая мастерская. В самом своем простом варианте она состоит из стола, стульчиков и полок с канцелярскими принадлежностями. Там могут находиться: холсты, ватманы, икеевский рулон для рисования, альбомы, цветная бумага и картон, разные блокнотики, стикеры. Пастель, акварель, гуашь, карандаши, клей. Пластилин или паста для лепки, глина, стеки. Грифельная и маркерная доска, маркеры, мелки.
Самая уютная и укромная зона, которая просто необходима любому ребенку - домик, шатер, палатка с ночничком. Необходима она не из игровых соображений, а из психологических. Я думаю разложить перед палаткой подушки, а на противоположной стене разместить проектор, чтобы устраивать пикники и смотреть диафильмы.
Далее, зона, которая у нас пока занимает всего одну полочку - зона логических игр. К ним относятся разные деревянные машинки с гаечным ключом, пазлы, орнаменты, кубики, счетные палочки. Собственно, со временем она оформится в математическую зону со всеми вытекающими отсюда наборами Монтессори (особенно я прониклась набором архитектора).
Зона, распределенная по всему дому, - зона физической активности. Я думаю, что она действительно должна быть "распылена" рядом со всеми основными зонами деятельности ребенка. Как известно, лучший отдых - это смена деятельности: полепил - повисел на кольцах, почитал книжку - покачался на кресле-качалке, пособирал лего - попрыгал на батуте. К обязательным физкультурным агрегатам у нас относятся: спортивный комплекс (у нас "ранний старт", радует нас безмерно), массажная дорожка (мега-вещь, рекомендованная хирургами и педиатрами), батут, резиновый осел (или конь, или жираф, или как повезет), качалка, кольца. К необязательным, но полезным - сухой бассейн с грудой шариков (чтобы ребенок мог не просто сидеть на них, а купаться, иначе лечебного эффекта не будет).
И последняя зона в этой статье (но не последняя в принципе - сколько же их можно еще придумать!) - зона наблюдений за живой природой. У нас она сосредоточена на балконе. Сюда можно включить различные календари погоды, маленькие теплички (в икее предлагаются очень милые варианты), эксперименты над растениями.
Календарь погоды - из жж Катерины Таберко
Вот и все на сегодня. Надеюсь, вашему малышу что-нибудь из этого пригодится. Счастливого вам времени вместе!