![](http://s60.radikal.ru/i169/0909/e8/51a2791c7447.jpg)
Вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Акварель начала XIX века неизвестного художника.
Сейчас это место просто не узнать. Река ушла в трубу, овраги и ямы выровняли, замостили, застроили. Это одна из немногих акварелей, на которой запечатлен так называемый Петровский бастион. Опасаясь Швеции, Петр I в 1707-1708 годах спешным порядком велел укрепить стены Кремля и Китай-города земляными бастионными укреплениями. Наиболее мощные бастионы были построены с восточной стороны Китай-города и с северо-западной стороны Кремля, обращенной к Неглинной. После Полтавской победы 1709 года военные укрепления Москвы потеряли свое значение, они ветшали, осыпались, но убрали их только после пожара 1812 года. Тогда Москва преобразилась.
Вот тут-то и вспоминается официальный документ комиссии для строений, гласящий: участок "никто не пожелал взять потому, что земля сия была почти вся в оврагах... и, следовательно, требовала больших издержек на выделку фундаментов по мокроте места". Документ этот ровестник акварели. Именно в начале XIX века, после пожара 1812 года, когда Театральная площадь должна была стать общественным центром города, участок, занимаемый прежде Пушечным двором, никто не пожелал купить под застрой. Проект Театральной площади разрабатывал Осип Бове. По его замыслу площадь должна быть "окружена зданиями, объединенными мерным ритмом аркад". (Романюк) Мерного ритма удалось достичь, построив здания Сенатской типографии (приблизительно гостиница Москва), домов генерал-лейтенанта К.М.Полторацкого (вестибюль станции метро), здания Малого театра, принадлежащего купцу В.В.Варгину.
И только в 1838 году генерал-губернатор Д.В.Голицын уговорил купца Челышева "взяться на льготных условиях за потсройку на этом участке, "который давно безобразит означенную регулированную площадь"."
Но, видно, не суждено было этому участку быть схожим с остальной площадью. "Челыши" простояли недолго, и их сменил Метрополь. Мерный ритм аркад не нарущился, но площадь перестала быть площадью Бове. Метрополь стал ярким звеном в цепи зданий, формирующих этот уголок Москвы.
Для сравнения
![](http://i050.radikal.ru/0909/d6/0fc2e8ffb036.jpg)
Театральная площадь. Акварель Бронина (предположительно) для издания Дициаро. Середина XIX века.
Спасибо
popala_sobaka за то, что увидел бастионы.