ДРАЧИ НА НЕГЛИННОЙ

Aug 02, 2009 13:50




Имя "Драчи" происходит от: дор, доръ, драть. Оно означало заросли крапивы (Татищев, Лексикон, Ш), но скорее всего землю, расчищенную под пашню и "разодранную" сохой. Доры, драчие означало новые пашни (Срезневский). Следовательно, Драчи появились в древности, когда московские земледельцы только еще осваивали здесь целину, чуть в отдалении от Москвы-реки. Кстати, от корня "дор" появилось слово "дорога" обычно "продиравшаяся" в древности сквозь заросли, чащу, лес.


Есть и другие объяснения слова "драчи". Жители села могли драть лен, лыко, коноплю, хлеб-зерно, кожи.., а также "драть горло" (громко петь песни) и даже "драться". Если учесть, что близ села находилось Ритуальное поле московлян (С 1146 г. - Кучково поле, где московляне казнили своего предателя Кучку), то на это "судебное поле" жители села Драчи могли поставлять бойцов-драчунов.
Наконец, когда в ХVII веке сюда поселили стрельцов-пушкарей, стрелявших из пушек "грачами" (ядрами, связанными попарно), то поселение Драчи превратилось в слободу "Грачи".
В первой половине ХVI здесь существовал "Драчевский Николаевский монастырь" (Ратшин А. Полн. собр. свед. о монастырях Москвы, 1882, с.280). В 1547 г. он сгорел и больше не возобновлялся (Карамзин. ИГР, УШ, пр.163). Ставшая приходской деревянная церковь св. Николы в Драчах упоминается в 1597 г. (Слов. Щекатова), по известию 1657 г в ней существовали приделы св. Дмитрия Солунского и св. Параскевы Пятницы. Еще в 1591 году линия укреплений Москвы - Скородом (Земляной город) прошла между городками, оставив Неглинный снаружи Москвы, а Драчи - внутри города.
По Писцовым книгам 1657 и 1681 гг. указано кладбище у церкви в Грачах в Стрелецкой слободе "и то старое кладбище тесно, потому что занято могилами" (Забелин И. МИАС Москвы, П, 1891, с.199, 351). В начале XIX века заслонявший с севера церковь Земляной вал был срыт и заменен Садовой улицей.
Д. Ходаковский видел в церкви св. Николы на Драчах грамоту 1682 года патриарха Иоакима о разрешении стрельцам построить здесь каменную церковь взамен деревянной - на Драчах, иже на старом городище" (РИС,7, М.,1844,с.42). Каменная стрелецкая церковь была освящена в 1683 году (Токмаков, Ист. ц. св. Николы, что в Грачах, М.,1890 г.). Городище занимало угловой холм между двумя лощинами речки Неглинной и безымянного ручья, стекавшего от ц. Троицы в Листах. По пологому и болотистому склону к речке Неглинной раскидывалось село (тандем "град-село"), доходившее на юге до Ритуального поля.
"Старое Драчевское городище со Спасо-Андрониковым и Бабье-городским" составляло на расстоянии почти 4х верст равносторонний треугольник на восточных берегах Яузы, Неглинной и Москвы-реки. Городища представляли собой какое-то "ритуальное сооружение языческих времен" (Д. Ходаковский), в середине которого, кстати, находился Копай-городок (может быть не от слова "копать", а от "капь", "капище" на месте Ивановского монастыре, точнее - церкви св. Владимира в Старых садех). А если городки имели свои "обереги", то на Неглинном мог стоять идол Трояна (сменен церковью св. Троицы), а в Драчах - воинственный Перун (как в Лучине).

"Грады и села на Самотеке". Г.Мокеев.

Мокеев, ц.Николы в Драчах, храмы, Трубная улица, археология, дореволюционные фото, топонимика. Драчёвка-Грачёвка, Найдёнов, Грачёвка, городища

Previous post Next post
Up