В нашем
недавнем посте мы показывали прейскурант на шляпы в магазине Лемерсье на Петровке и заинтересовались этой личностью, но, к великому огорчению, в имеющихся источниках обнаружили крайне скудную информацию.
Согласно справочнику «Вся Москва 1901» наш Мистер Х - Мария Лемерсье, а магазином на Петровке в 1916 году владел Густав Александрович Лемерсье.
"Шляпы касторов. тведыя, черныя - 4р. 50к. Теже загран. - 7р. и 7р.50к. Шляпы фас. "Пушкинъ" из тонк. соломы, цв.кремъ - 3р.25к."
Кроме этого, нашли замечательную фотографию у уважаемого
dedushkin1:
А также воспоминания об этом магазине:
«Торговлю готовым платьем крепко держали в своих руках магазины австрийской фирмы Мандля. Шляпы и перчатки покупали только у Лемерсье и Вандрага».
В. Руга - Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века
«Шляпы и перчатки покупал только у Лемерсье, часы выбирал в магазине Павла Буре, фраки заказывал у Деллоса».
Э. Хруцкий - Тайны уставшего города
Зато в процессе поисков нашли много информации про соседа шляпного магазина Лемерсье - Галерею Лемерсье.
Владелец галереи Карл Лемерсье происходил из семьи бельгийцев и работал служащим магазина художественных принадлежностей Аванцо. И мы вновь отвлечемся и начнем наш рассказ о магазине Аванцо.
С именем Аванцо при поиске материалов мы запутались полностью. В одних источниках его именуют Николаем, в других уже Альбертом, в третьих - Иваном Осиповичем, а на вывеске магазина значится "Б. Аванцо". Конечно, мы понимаем, что обрусевший итальянец вполне мог взять русское имя, да и последующие имена могли принадлежать его детям, а пока остановимся на наиболее часто встречающемся - Иване Осиповиче. Друзья, может быть, вы поможете нам разобраться?
Семья Аванцо в 1850-е приехала работать в Россию из Италии. Иван Осипович Аванцо стал петербургским купцом 1-ой гильдии и владельцем фирмы «A la palette de Raphael», торговавшей художественными красками, лаками, холстом и другими рисовальными принадлежностями. При фирме Аванцо устроил фабрику «золоченых и ореховых рам». Фирма владела несколькими магазинами в Санкт-Петербурге и одним в Москве - на Кузнецком мосту, на углу Петровки, в доме Шорина.
Фирма также выступала в роли комиссионера московского Общества распространения технических знаний.
В 1872 году Аванцо подал прошение на имя Александра II, с просьбой именоваться «Поставщиком Высочайшего Двора». К этому времени он проработал в России 15 лет, и его услугами пользовались Императорский фарфоровый завод и представители Дома Романовых. У него покупались краски, лаки, кисти, а также рамы по заказу II отделения Императорского Эрмитажа.
Иван Осипович Аванцо развивал в России бизнес по продаже картин художников и графиков, а также принадлежностей для рисования и предметов искусства. Его магазины быстро стали культовым местом для начинающих обучение живописи - только там можно было купить качественные краски и прочие принадлежности.
Многие известные художники продавали свои картины через магазины Аванцо, либо писали их по его заказам. Торговый дом Аванцо организовывал издание прекрасных печатных художественных альбомов, иллюстрированных книг, первых изобразительных открыток к Императорскому двору. Планка по уровню качества печати всего этого была очень высокой, поскольку первыми образцами служили привезенные из Франции и Италии, где печатное дело было более развитое. Оригиналами служили специально заказываемые, тщательно исполненные акварели.
Печатная продукция производилось по большей части за границей. Как издатель, Аванцо приобретал авторское право у автора на издание его произведения и организовывал его воспроизведение и распространение. Аванцо активно поддерживал художников; он, например, являлся меценатом таких известных живописцев как Суриков, Шишкин и других, не менее знаменитых. Но особое участие он принял в художественной судьбе своего собрата по охоте, члена Московского общества охоты и его активного участника Бориса Васильевича Зворыкина. Надо сказать, что охота была особой страстью Аванцо, как и охотничьи собаки.
Охотники на глухарином току. Крайний слева И.О. Аванцо. 1890-е годы
Аванцо был почетным членом Московского общества охоты, в которое вступил еще в 1877 году, избирался на должность его директора в 1880 году, казначея общества и в течение 12 лет занимал должность товарища председателя правления общества. Сохранилась фотография Аванцо, заснятого на охоте.
Аванцо И.О. стреляет по тарелочкам в усадьбе Д.И.Четверикова Тимофеевка Богородского уезда. 1890-е г.г.
Именно Аванцо склонил Зворыкина к тому, чтобы он не занимался созданием каких-то монументальных живописных полотен, а обратился бы к малым художественным формам - изобразительным открыткам, книжным иллюстрациям, юбилейным красочным альбомам, календарям, приглашениям и тд.
В 1903 году по заказу торгового дома Аванцо скоропечатней А.А. Левенсона выпускается оформленное Б.В. Зворыкиным подарочное издание книги «Сказка о Золотом Петушке» А.С. Пушкина.
Число страниц в книге составляет 12. На форзаце книги размещена печать "Б. Аванцо. Москва".
1904 году издательством "Б. Аванцо" была выпущена книга «Сказка про Марью Моревну», иллюстрированная Б.В. Зворыкиным.
Сама же сказка про Марью Моревну своими истоками восходит к древним новгородским сказаниям.
Иван Осипович также активно участвовал в подборе картин для императорского дворца.
После смерти Аванцо его магазин перешел к Карлу Лемерсье. Он решил дополнить доставшийся ему магазин художественной галереей. Осенью 1909 года открылась первая частная художественная галерея Москвы - «Галерея Лемерсье». Она разместилась при художественном магазине «Аванцо» на Петровке.
Главной идеей было устройство регулярных выставок, выступая в качестве посредника между художниками и публикой, знакомство с новинками художественного рынка и продажа произведений ныне живущих и творящих художников. Каждый год с сентября по май в галерее проходили выставки русских и иностранных художников.
Приведем некоторые воспоминания известных людей об этой галерее.
Виктор Михайлович ВаснецовВ.М. Васнецов - Б.В. Васнецову
16 апреля 1911 г. Москва
«<...> Володя мне передавал, что тебя спрашивают: где можно достать или купить фотографии с моих картин. Из дому продавать неудобно, и ранее продавались они в магазине Лемерсье, на Кузнецком мосту у Петровки. <...>»
Валентин Александрович Серов Михаил Павлович Рябушинский
В.А. Серов - М. П. Рябушинскому
14 ноября 1910 г. Biarritz
«Многоуважаемый Михаил Павлович!
Обращаюсь к Вам с просьбой. Этой весной будет выставка в Риме. На выставке этой решил принять участие и ставлю довольно много своих вещей, т. к. мне предоставлено отдельное помещение в отделе. В числе намеченных произведений я желал бы иметь и принадлежащий Вам этюд “Баба в телеге”. Если Вы ничего не будете иметь против и разрешите мне ее взять - буду Вам очень признателен. В случае же, если не пожелаете,- то буду просить Вас дать письменный отказ лицу (от уполномоченного моего К. А. Лемерсье - магазина Аванца), которое явится за картиной для отправки ее в С.-Петербург в Академию художеств (срок доставки декабрь).
Готовый к услугам В. Серов»
В. Серов - "Баба в телеге"
Поначалу «Галерея Лемерсье» не имела четкой художественной программы и не заботилась о качестве экспонируемых произведений. В 1911 году проходила персональная выставка И.П. Потихонова. Спустя три года Клара Лемерсье, взявшая дело покойного мужа в свои руки, начала приглашать для устройства выставок серьезных критиков и понимающих суть дела художников. По её заказу Илья Репин создал «Портрет короля-рыцаря Альберта I» (ныне в Самарском художественном музее), при этом половину суммы, полученной в качестве гонорара, перевел в пользу пострадавших от войны бельгийцев.
И.Н. Розанов вспоминает:
«Собрание Общества свободной эстетики на этот раз происходило в помещении картинной галереи Лемерсье на Петровке. Я прибыл в назначенное время, но тут всегда запаздывали, и я долго слонялся по залам, увешанным картинами, терпеливо ожидающими себе покупателей. Галерея Лемерсье была чем-то вроде художественно-комиссионной конторы. Потом я очутился в одной из последних комнат, где расставлены были стулья рядами и собралось уже порядочно публики. Я нашел знакомых, с которыми ранее уговорился встретиться. Стали дожидаться вместе».
Престиж художественного салона был поднят, и «Галерея Лемерсье», регулярно выставлявшая и распродававшая произведения российских живописцев, графиков, скульпторов и их западных коллег завоевала высокий статус, остановленный революцией 1917 года. Эта выставка, совпавшая с октябрьским переворотом, была последней. Устроителями выставки были П.Эттингер. В.Ватагин, Е.Качура-Фалилеева, А.Кравченко, Е.Кругликова, И.Нивинский, И.Павлов, Н.К.Рерих, В.Фалилеев, Л.Легран, А.Менье, Ф.Ропс, А.РафеТ.Стейнлен, Тулуз-Лотрек и др.
Галерея просуществовала до 1917 года, а здание, в котором она находилась, было разобрано в 1954 году. На этом и закончилась история художественный салонов на Петровке.
Использованная литература:
http://hallart.ru/commerce/traditions-our-art-market-1http://luved.ru/romanuk1.htmhttp://feb-web.ru/feb/esenin/critics/ev1/EV1-428-.HTMhttp://www.raruss.ru/russe-moderne/2816-zvorykin-maria-morevna.htmlhttp://www.proekt365.ru/catalog?brand[]=Avanzo+Daziarohttp://www.tzar.ru/science/research/frames