По идее этот пост должен был быть в сообществе, но я его не нашёл... Поэтому на всякий случай ещё раз ставлю.
В старину здесь, на берегу реки Неглинки, во владениях гр. Воронцовых находился сад. По мнению современников один из красивейших московских садов. Террасами спускался он от главного дома усадьбы на Рождественке (ныне в перестроенном виде - здание МАРХИ). Пруды, фонтаны, парковая скульптура. В XIX веке, когда в бывшей усадьбе Воронцовых разместилась сперва медико-хирургическая академия, а потом медфак Московского Университета, сад был превращён в аптекарский огород, где студенты-медики проходили практические занятия по фармакологии. К сожалению, никаких изображений этого сада не сохранилось (или по крайней мере, пока не обнаружены). Есть только планы:
План владений гр. Воронцовых. 1793 г.
Хотевский план 1852 г. Фрагмент.
Конец XIX века, мощная поступь капитализма и, конечно, тычинки и пестики стали неуместны на одной из самых дорогих улиц города. Сад вырубили и в 1890 году здесь было заложено здание Московской конторы Госбанка Российской империи (арх. К. М. Быковский). В 1894 году изящное здание, украшенное аллегорическими фигурами отраслей народного хозяйства по фасаду было построено. С тех пор Госбанк находится здесь неизменно с 1918 по 1922 гг. - Госбанк РСФСР, потом Госбанк СССР, в наше время - Центробанк России). Давайте совершим небольшую экскурсию в святая святых российских финансов.
Фото 1908 г.
Фото 1908 г. Интерьер большого зала Московского Государственного банка. Стоит справа Паутов Милий Павлович, чиновник Московской Контрольной палаты.
Фото 1908 г.
И несколько видов снаружи:
Фото кон.1900-х - нач.1910-х гг.
Фото 1910-х гг. На Неглинке возле здания Госбанка.
Фото нач. 1900-х гг.
Фото нач. 1970-х гг. А. Александрова.
Фото 1990 г. Н. Васильевой. Справа один из "флигелей" (левый) Госбанка, возведённых в конце 1920-х гг. по проекту арх. И. Жолтовского (к счастью у зодчего хватило такта в самый разгар упоения конструктивизмом не следовать слепо за модой... за что он, кстати, был упрекаем собратьями-архитекторами).
От улицы банк отделён красивой решёткой. Давайте послушаем прекрасную
cocomera (статья из
neglinka-msk).
Иногда интересные городские детали исчезают, как по мановению волшебной палочки злой колдуньи. Поэтому, наверное, имеет смысл как-то фиксировать то, что мы пока видим вокруг. Этим я и попытаюсь заняться.
На Неглинной улице в Москве здание Государственного банка отгораживает узорная решетка из полосового железа. Ковалась она в маленькой кузнице во дворе дома 8/9, что на углу 4-й Тверской-Ямской и 1-го Тверского-Ямского переулка.
Когда-то во двор, где стояла кузница, вели ворота с металлической вывеской наверху. На вывеске были изображены медали - золотая и бронзовая,- а также знак принадлежности мастера к ремесленному обществу. А в центре ее - выполненная изящной вязью надпись: Куприянов Евграф Сергеевич.
Предлагаю Вашему вниманию фотографии с фрагментами решетки на Неглинной у здания Государственного банка и историю жизни Куприянова Е.С., подготовленную по материалам, опубликованым 20 лет назад в журнале "Наука и жизнь"
Евграф Сергеевич был крепостным, но помещики, его хозяева, охотно отпускали крестьян на заработки. С двенадцати лет он работал в деревенской кузнице и проявлял художественные способности. Его даже отправили на выучку в Москву, правда, с условием, чтобы по вызову он возвращался в свою деревню Кораблинки на Рязанщине. Женился Куприянов рано, уже свободным человеком, крепостное право отменили. В приданое его жене дали кузницу в Косом переулке, вблизи нынешней Новослободской улицы. Евграф Сергеевич занимался разными ремеслами: помимо кузнечного дела, делал разные деревянные наличники для окон, брал подряд на постройку бревенчатых домов. Такими домами застраивались Тверские-Ямские и Миусские улицы в Москве.
В начале восьмидесятых годов Куприяновы перенесли кузницу на 4-ю Тверскую-Ямскую, поближе к ямщицким подворьям.
Старший сын Куприянова, Аким, пошел в отца, оказался хорошим кузнецом и надежным помощником. Вместе с сыном Евграф Сергеевич стал изготовлять из полосового железа небольшие решетки и калиткн. Рисунки он придумывал сам и очень скоро прослыл одним из наиболее добросовестных и дешевых мастеров. Он был неграмотным и все изделия свои творил по наитию.
Оба мастера стали в Москве самыми знаменитыми кузнецами-художниками. Изделия Куприянова экспонировались на кустарно-промышленных выставках, а дело получило название «кузнечно-слесарного».
Чтобы упрочить отношения с владельцем предприятия, откуда получал материал, Евграф Сергеевич «отпустил» туда Акима, который увлекся новым для него литейным делом. Сам же Евграф Сергеевич начал брать учеников. «Подкузки» жили рядом с кузницей в доме 11 по 1 -му Тверскому-Ямскому переулку.
В 1905 году Аким за участие в револиционных действиях был уволен с завода, после чего уехал в деревню.
Вскоре по ряду причин ремесленная управа перестала оформлять ему заказы. Евграф Куприянов остался должником завода, где получал железо. Пришлось продать недвижимое имущество, в том числе деревянный дом, на месте которого новым владельцем построен в 1914 году тот, что теперь известен под номером 8/9.
Евграфу Сергеевичу предложили место старшего мастера на предприятии Эриха Виллера, находившемся в районе Басманной улицы в Гороховском переулке. Здесь выполнялись всевозможные художественные кузнечно-слесарно-строительные работы. Там же семья получила и жилье. У Виллера Евграф Куприянов прослужил недолго - внезапно он ослеп. Но одна из его последних работ сохранилась. Это очень красивый балдахин и ограда на Ваганьковском кладбище, на участке № 29 (захоронение купцов Капелькиных).
***
И ещё пара видов:
Кадр из фильма "Дитя большого города" реж. Е. Бауэр, 1914 г.
До чего дверь в стиле модерн хороша! Увы, была...
Видимо снимали из "Оружейного магазина Роггена".
Вот его вывеска видна в верхнем левом углу:
Фото 1912 г.
И, в качестве бонуса, вот что, к примеру, можно было купить в магазине г-на Роггена:
Кстати, оружейный магазин был здесь и все советские годы. Относительно недавно его закрыли на ремонт, но больше так и не открыли.